Дело № 12-120/2022
УИД 18RS0009-01-2022-002842-54
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 декабря 2022 г. <*****>
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Караневич Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» капитана полиции ФИО3 <*****>5 от <дата>, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.28 КоАП РФ, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
Постановлением <*****>5 от <дата> командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» капитана полиции ФИО3 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.28 КоАП РФ, прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
ФИО1 в установленный законом срок на вышеуказанное постановление подана жалоба, мотивированная не согласием с выводами должностного лица относительно отсутствия на видеозаписи границы дворовой территории со стороны <*****> и <*****>, неполным и необъективным рассмотрением дела, незаконной ссылкой на положения ст. 1.5 КоАП РФ. Просит отменить обжалуемое постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в ОГИБДД МО МВД России «Воткинский».
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по доводам, в ней изложенным.
ФИО4 в судебное заседание не явилась, хотя о дне, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила. Жалоба рассмотрена в отсутствие ФИО4 в порядке ст. 30.6 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании ст.30.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 12.28 КоАП РФ, нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Согласно пункта 17.2 раздела 17 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата> №*** (далее - Правила дорожного движения), в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей е разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории (пункт 17.4 Правил дорожного движения).
Из материалов административного дела усматривается, что фактически ФИО1 просит привлечь к административной ответственности водителя транспортного средства с гос.номером №*** который <дата> в 17.15 час. совершал сквозное движение без остановки по дворовой территорию МКД №***, 19 по <*****>, что по мнению ФИО1, возможно является нарушением ПДД.
Материалами дела установлено, что <дата> ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» с заявлением об установлении личности и вины водителя автомобиля с гос.номером №***, который <дата> в 17.15 час. совершал сквозное движение без остановки по дворовой территорию МКД №***, 19 по <*****>, что по мнению ФИО1, возможно является нарушением ПДД, а также рассмотреть вопрос о возможности привлечения к административной ответственности за нарушение п.17.2 ПДД, п.17.4 ПДД, приложив к заявлению видеозапись движения указанного транспортного средства.
<дата> должностным лицом ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» по обращению ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.28 КоАП РФ, о чем вынесено определение 18 PC №*** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Постановлением командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» ФИО3 серии <*****>5 от <дата> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.28 КоАП РФ, прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В качестве вывода о необходимости прекращения производства по делу по вышеуказанному основанию должностное лицо ОГИБДД ФИО3 сослался на то обстоятельство, что из объяснений ФИО4 усматривается, что имеет в собственности автомобиль <***> с гос.номером №***, управляла указанным выше автомобилем, постоянно ездит на нем к дочери, номер на открытие шлагбаума приобретен дочерью у старшего по дому; при просмотре видеоматериала, представленного ФИО1 видеозапись не представилось возможным воспроизвести. С учетом положений ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, должностное лицо ФИО3 пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения.
Вместе с тем, выводы должностного лица ОГИБДД ФИО3 о необходимости прекращения производства по делу, являются преждевременными, ошибочными, обжалуемое постановление законным признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствия события административного правонарушения.
Системный анализ положений пункта 1 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1, части 1 статьи 28.9 и статьи 26.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено административным органом лишь в том случае, если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, являются очевидными и не подлежат установлению и доказыванию в ходе производства по делу. В частности, отсутствие события административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале).
В том случае, если отсутствие события или состава административного правонарушения не является очевидным, административный орган обязан проверить данные обстоятельства в ходе производства по делу об административном правонарушении с использованием процессуальных полномочий, которыми КоАП РФ наделяет административный орган.
В противном случае действия административного органа могут повлечь незаконный отказ в возбуждении дела об административном правонарушении и, как следствие, нарушение прав потерпевшего и интересов государства.
При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ), ни в коем случае не может быть возложена на иных лиц, поскольку данный процесс является публичным и именно административный орган наделен полномочиями по выяснению таких обстоятельств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, члены к�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????��??????????�?�?�?Й??Љ?Й?��?Љ?Й??????????�?�?�?Љ??��??????????�?�?�?Љ??Љ?��?Љ?????????J?J?J??????????????????�?�?�?Й??Й?��?Й??????????�?�?�??
В силу пунктов 6.3, 6.4, 6.7, 6.13 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от <дата> №*** (далее - Административный регламент), должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертнокриминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
В силу пунктов 7.3, 7.5, 7.6, 7.8 Административного регламента, должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:
-прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;
-выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
-обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
-пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, в ходе административного расследования, исследовав представленные материалы, должностное лицо административного органа пришло к выводу об отсутствии события административного правонарушения, а также невозможности воспроизвести видеозапись правонарушения, что и послужило основанием для прекращения производства по делу.
Вместе с тем указанный вывод нельзя признать законным и обоснованным, поскольку он сделан должностным лицом ОГИБДД без принятия в пределах своих полномочий исчерпывающих мер к выяснению всех обстоятельств дела, в том числе, к установлению лиц, виновных в совершении указанных правонарушений.
Как усматривается из обжалуемого постановления, данное постановление фактически должностным лицом не мотивировано, потому не понятно в связи с чем, должностным лицом сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения.
Из мотивировочной части обжалуемого постановления усматривается, что должностное лицо лишь изложил, что был осуществлен выезд на место, что факт нарушения ПДД участников дорожного движения установить не представляется возможным в виду того, что видеоматериал не воспроизводится, а также объяснения ФИО4 от <дата>, и продекларировал положения ч.1.ст.1.5 КоАП РФ, ч.1 ст.28.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, судья приходит к выводу, что должностное лицо, возбуждая административное расследование, фактически таковое не провело, ограничилось лишь опросом ФИО4, не по обстоятельствам поданного заявления, а также истребованием карточки учета транспортного средство. Должностным лицом не дано никакой правой оценки действиям водителя транспортного средства с гос.номером №*** по факту якобы совершения сквозного движения в жилой зоне по дворовой территории домов №***, №*** по <*****> <дата>. Более того, обращаю внимание на то обстоятельство, что ФИО4 не опрошена по данным обстоятельствам. Более того, в адрес суда должностным лицом представлено видеозапись правонарушения, которая воспроизведена в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что информация, изложенная ФИО1 в заявлении от <дата>, осталась должностным лицом надлежащим образом не проверена. Кроме того, судья полагает, что выводы должностного лица в части, что факт нарушения ПДД участников дорожного движения установить не представляется возможным в виду того, что на видео материале не видно границы дворовой территории со стороны <*****> и <*****> сделаны преждевременно по изложенным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, полагаю, что в данном случае, вышеназванные требования КоАП РФ, а также Административного регламента не получили надлежащей оценки должностного лица административного органа, который не принял мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, пришел к преждевременному выводу об отсутствии события административного правонарушения и необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При этом, имеющиеся на момент прекращения производства в деле доказательства с учетом требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ не являются достаточными для вывода об отсутствии события правонарушения.
Однако в нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса приведенные выше обстоятельства должностным лицом административного органа оставлены без внимания.
Подобное рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное должностным лицом административного органа нарушение повлияло на исход дела. Вывод о наличии предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса основания для прекращения производства по делу сделан без соблюдения требований приведенных выше норм.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения заявления ФИО1 должностным лицом ФИО3 было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение процессуальных требований, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемое постановление законными, потому оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, в настоящее время исключена возможность устранения допущенного должностным лицом ОГИБДД ФИО3 процессуального нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек <дата>, возвращение дела на новое рассмотрение и возобновление производства по делу исключены.
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
В этой связи, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» ФИО3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении <*****>5 от <дата>, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено решение по делу в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Караневич Е.В.