Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ярусовой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием представителя истца ФИО12,
представителя ответчика – главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании распоряжения главы сельского поселения незаконным и обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
ФИО3 обратилась в Моргаушский районный суд с иском к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании распоряжения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Требования мотивированы тем, что истец в июле 2018 года подала заявление в администрацию Моргаушского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как является вдовой участника Великой Отечественной войны. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики отказала ей в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.13 Закона Чувашской республики «О регулировании жилищных отношений».
Считает распоряжение незаконным, так как истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В квартире общей площадью 58,4 кв.м кроме нее зарегистрированы дочь - ФИО12, внучка- ФИО5, правнук ФИО6, дочь- ФИО7, внучка- ФИО8, являющиеся членами ее семьи. Других жилых помещений ни в собственности, ни в пользовании они не имеют. Общая площадь квартиры составляет 58,4 кв.м., на каждого проживающего составляет 9,73 кв.м, что меньше учетной нормы 12 кв.м. установленной на территории Моргаушского сельского поселения Моргаушского района.
Просит признать распоряжение главы незаконным и обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истец ФИО3, будучи надлежащим образом уведомлена о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности ФИО12
В судебном заседании представитель истца ФИО12 поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района ФИО9 просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суду пояснил, что ФИО3 было отказано в постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст.13 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», так как заявителем не были представлены необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральному закону о ветеранах).
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.21 Федерального закона о ветеранах. А именно предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец ФИО3, являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона о ветеранах (л.д.7).
28 июле 2018 года истец обратилась в администрацию Моргаушского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года №2 «О порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений» (л.д.34).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Моргаушского сельского поселения истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст.13 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (л.д.6).
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; и др.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Согласно ч.1, 3 ст.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.Для принятия на учет кроме заявления о принятии на учет граждане представляют следующие документы:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина (далее также - заявитель) и всех членов его семьи;
2) копию ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения и (или) выписку из домовой (поквартирной) книги, содержащую сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем;
3) копию документа, подтверждающего временное отсутствие члена семьи (при наличии данного факта);
3.1) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака;
3.2) копию свидетельства об усыновлении (удочерении) (при наличии данного факта);
7) копию финансового лицевого счета с места жительства (для заявителей, у которых жилые помещения расположены в многоквартирных домах);
8) копии документов, подтверждающих право собственности заявителя и (или) членов его семьи на объекты недвижимого имущества, в случае если права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии объектов недвижимого имущества);
9) копии документов, подтверждающих право собственности заявителя и (или) членов его семьи на имущество, указанное в абзаце третьем статьи 8 настоящего Закона;
В заявлении о принятии на учет также указываются сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и их родственных связях с заявителем.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается в случаях, если: 1) не представлены документы, предусмотренные частями 3, 4 и 5 статьи 4 настоящего Закона; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; и др.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст.51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики №11 от 27 января 2006 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Судом установлено, что истец проживает по адресу: <адрес>
Собственником жилого помещения является ФИО3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №. Площадь квартиры составляет 58,4 кв.м. (л.д.8)
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) выданной администрацией Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 зарегистрированной по адресу: <адрес> похозяйственной книги (л.д.62-65) следует, что совместно с ней зарегистрированы внучка - ФИО8, внучка- ФИО5, дочь- ФИО12, дочь- ФИО7, правнук- ФИО6
Из уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО12 отсутствуют права на объекты недвижимости (л.д.26-33).
Из пояснений представителя истца ФИО12 и представителя ответчика ФИО9 судом установлено, что ФИО7 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № Моргаушского сельского поселения по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО2 и ФИО10 Невестка (сноха) ФИО7 (выбыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), внучка ФИО8 (выбыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ). <адрес> жилого <адрес>,3 кв.м. (л.д.19-23).
Из изложенного следует, что ФИО7 к моменту регистрации на жилплощади ФИО3 была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>
Доказательств утраты ФИО7 права пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу суду не представлено.
В соответствии с действующим законодательством, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Следовательно, обеспеченность общей площадью на каждого проживающего по адресу: <адрес> составляет выше учетной нормы 12 кв.м, установленной в <адрес> и на территории Моргаушского сельского поселения.
Согласно ст.31 ЖК РФ, ст.292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Следовательно, истец не была лишена возможности выразить свое волеизъявление по вселению в занимаемое жилое помещение третьих лиц.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет им были представлены документы, которые не подтверждали ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет по этому основанию.
С учетом изложенного требования истца о признании распоряжения администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании распоряжения главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.Н. Ярусова
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2018 года.