Решение по делу № 2-436/2023 (2-3985/2022;) от 08.09.2022

Дело №2-436/2023 24 апреля 2023 года

29RS0014-01-2022-005749-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Бурмистр И. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов, назначении пенсии,

установил:

Бурмистр И.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) и в последнем заявленном виде исковых требований просил о включении в стаж по п. 5 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 17 октября 1994 года по 14 марта 1995 года, с 01 апреля 1996 года по 30 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 27 апреля 2007 года, в стаж по п. 5 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и в стаж работы в районе Крайнего Севера период с 12 октября 2014 года по 18 ноября 2014 года, назначении пенсии с 07 июля 2022 года.

В обоснование требований истец указал, что 07 июля 2022 года обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством специального стажа, в который не был включен период работы истца в Малошуйской дистанции пути Северной железной дороги в должности помощника водителя дрезины 3 разряда с 17 октября 1994 года по 14 марта 1995 года, в должности машиниста снегоуборочной машины с 01 апреля 1996 года по 30 апреля 2000 года, в должности машиниста железнодорожно-строительных машин 6 разряда с 01 мая 2000 года, так как данные должности не предусмотрены Списком №272. Полагая, что ответчиком необоснованно исключены указанные периоды из данного стажа, истец обратился в суд с заявленным иском.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, его представитель поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело Бурмистра И.М. <№>, суд приходит к следующему.

Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии), мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Таким образом, мужчине, достигшему возраста 50 лет, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости может быть назначена при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера либо 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 12 лет 06 месяцев стажа работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

В силу части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания статьи 14 Закона № 400-ФЗ следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «д» п.1 указанного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 272).

Согласно Списку № 272 правом на досрочное назначение пенсии пользуются машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, машинисты кранов (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу, машинисты и помощники машинистов тепловозов, машинисты и помощники машинистов электровозов, машинисты и помощники машинистов дизель – поездов, машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций), машинисты - инструкторы локомотивных бригад, механики рефрижераторных поездов (секций).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).

В силу пунктов 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как указано в пункте 6 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объёмов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.

Как следует из материалов дела, в системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирован 10 декабря 1998 года.

Таким образом, спорные периоды работы имели место как до, так и после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем должны быть подтверждены документами, выданными работодателем либо архивами, а после такой регистрации – сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что 07 июля 2022 года истец, <Дата> года рождения, обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

На дату обращения пенсионным органом истцу установлен стаж с особыми условиями труда в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ продолжительностью 10 лет 02 месяца 19 дней, страховой стаж – 27 лет 04 месяца 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 25 лет 00 месяцев 14 дней.

Решением пенсионного органа <№> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы с особыми условиями труда - 12 лет 06 месяцев, а также недостижением возраста 50 лет.

В подсчёт стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, пенсионным органом не включен оспариваемые истцом периоды работы.

Согласно записям в трудовой книжке, истец 08 февраля 1994 года принят в Малошуйскую дистанцию пути Северной железной дороги машинистом компрессорной установки 2 разряда, 17 октября 1994 года переведен помощником водителя дрезины 3 разряда, 15 марта 1995 года присвоен 4 разряд помощника водителя мотовоза, 01 июля 1995 года присвоен 5 разряд водителя мотовоза, 01 апреля 1996 года переведен машинистом снегоуборочной машины 5 разряда, 02 февраля 1998 года присвоен 6 разряд машиниста снегоуборочной машины, в соответствии с приказом от 24 апреля 2000 года №106 согласно тарифно-квалификационному справочнику установлена профессия машиниста железнодорожной строительной машины СМ с оплатой труда по 6 разряду, с 01 октября 2003 года имущество ФГУП Северная железная дорога приватизировано путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД», 28 апреля 2007 года истец переведен машинистом автомотрисы 5 разряда в Малошуйский район контактной сети Архангельской дистанции электроснабжения Архангельского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», 21 августа 2007 года переведен машинистом автомотрисы 6 разряда, 01 января 2011 года переведен на должность машиниста автомотрисы 6 разряда Малошуйского района контактной сети Архангельской дистанции электроснабжения – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», 01 октября 2012 года переведен на должность машиниста автомотрисы 6 разряда Малошуйского района контактной сети Архангельской дистанции электроснабжения –Северной дирекции инфраструктуры – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», 29 апреля 2013 года истец переведен машинистом автомотрисы 7 разряда Малошуйского участка эксплуатации путевых машин и моторно-рельсового транспорта, 12 декабря 2013 года переведен водителем дрезины (ДГКу), 6 разряда, 14 августа 2015 года переведен машинистом автомотрисы (АДМ) 7 разряда.

Аналогичные сведения о должностях истца содержатся и в архивных документах (приказах, личной карточке).

Как указывает истец, записи в его трудовой книжке произведены с нарушением, фактически он работал машинистом мотовоза в летнее время, а зимой переводился на должность машиниста снегоуборочной машины, при этом снегоуборочная машина относится к дизель-поездам. Однако в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истец в подтверждение данных доводов доказательств не представил.

Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06 декабря 1983 года <№>), должности «водитель дрезины» и «машинист мотовоза» являются самостоятельными должностями специалистов с индивидуально-определенными трудовыми функциями.

Таким образом, законодатель четко разделяет указанные должности, определяя в результате такого разграничения особенности в пенсионном обеспечении лиц, занимающих указанные должности.

Данным справочником также установлены трудовые функции по должности «машинист железнодорожно-строительных машин», к которым относится, в том числе управление снегоуборочной машиной.

При этом Приказом Минтруда России от 28 июня 2021 года № 423н "Об установлении тождества отдельных наименований профессий" установлено тождество наименований профессий "машинист рельсового автобуса" и "помощник машиниста рельсового автобуса" наименованиям профессий "машинист дизель-поезда" и "помощник машиниста дизель-поезда", предусмотренным Списком №272.

Доказательств тождества должностей «машинист дизель-поезда» и занимаемых истцом должностей машиниста снегоуборочной машины и машиниста железнодорожно-строительных машин СМ-2, а также фактического выполнения работ по должности машиниста дизель-поезда суду не представлено.

Вышеуказанным Списком №272, должности водителя дрезины, машиниста снегоуборочной машины и машиниста железнодорожно-строительных машин СМ-2 не предусмотрены.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца. Представленные в материалы дела должностные инструкции и документы о прохождении истцом обучения достоверно данные обстоятельства не подтверждают.

Между тем, из вышеуказанного видно, что должности «водитель дрезины», «машинист железнодорожно-строительных машин» предусмотрены самостоятельно, наряду с должностями «машинист мотовоза», «машинист дизель-поезда», а, следовательно, оснований полагать, что работодателем истца в его трудовую книжку внесены записи неправильно, не имеется. Более того, на факт отсутствия со стороны работодателя нарушений в части внесения записей в трудовую книжку истца указывает также то обстоятельство, что в некоторые, не оспариваемые истцом периоды, истец переводился на должность помощника машиниста мотовоза, т.е. должность, работа в которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Указанное также свидетельствует о том, что каких-либо нарушений со стороны работодателя по внесению записей о должности истца в трудовую книжку не имелось, истец работал именно в должности, указанной в его трудовой книжке. Перевод с одной должности на другую указывает на наличие у работодателя истца в штате как водителей дрезины, не поименованных вышеуказанным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение, так и машинистов мотовозов, поименованных в данном Списке.

Более того, работодателем истца также не подтверждается факт работы истца в спорные периоды в льготной должности. Справка, уточняющей особый характер работы, за спорные периоды истцу выдана не была.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В свою очередь, передача сведений о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, зависит от того, работало ли застрахованное лицо в особых условиях труда или нет, осуществлялась ли такая деятельность постоянно в течение полного рабочего дня или нет.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным (ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ конкретного застрахованного лица.

Часть спорных периодов имела место после регистрации истца в системе персонифицированного учета (дата регистрации 10 декабря 1998 года). Вместе с тем в персонифицированном учете за спорные периоды также отсутствует код льготной работы.

Таким образом, работодателем в установленном законом порядке, постоянная и полная занятость истца в условиях, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не подтверждена.

прочего, в соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Помимо сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника, перед сдачей отчетности предприятия, имеющие профессии, обладающие правом на досрочное назначение пенсии, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии работнику.

В соответствующие перечни работодатель должен вносить те профессии и должности, которые помимо соответствия наименования профессий и должностей той, что предусмотрена соответствующими списками производств, работ, профессий, должностей и показателей условий труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, также выполняют все требования занятости, предусмотренные пенсионным законодательством, а именно: постоянную полную занятость в течение рабочего дня, дополнительные факторы, работа в определенных структурных подразделениях и т.д.

Работодатель, еще до составления соответствующего перечня, должен четко определить все условия работы своих работников, круг их обязанностей в должностной (рабочей) инструкции, полную занятость и т.д. и определить, кто по исполнению всего функционала будет пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. Только если все эти условия будут соблюдаться, профессия и должность будут включены работодателем в такой перечень. Если в течение года, за который работодатель заявил своего работника на льготу, по различным причинам были периоды простоев, прогулов, отпусков без содержания, изменения трудовых функций, тогда должен представить сведения об этих периодах и индивидуальные сведения, соответственно, представить с корректировкой, путем исключения данных периодов из льготы.

Если же работодатель изначально определил, что выполняемый работником функционал не будет удовлетворять всем требованиям, необходимым для льготного пенсионного обеспечения, то независимо от наличия наименования данной профессии или должности в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей условий труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, в перечень эта профессия (должность) им не может быть включена.

Таким образом, определение является ли должность, занимаемая застрахованным лицом льготной, принадлежит только работодателю.

Сведений о представлении в пенсионный орган работодателем соответствующих перечней должностей, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, включающих занимаемые истцом должности в спорный период, не имеется.

В такой связи работодателем при предоставлении сведений о льготных профессиях в пенсионный орган работа истца в занимаемой должности в спорный период в качестве льготной, предоставляющей право на досрочную пенсию, также не определена.

Учитывая, что обязанность по передаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уплате дополнительного тарифа (с 2013 года) при наличии оснований возложена на страхователей – работодателей, работодатель истца является действующим, вместе с тем истец в суд с соответствующим иском к работодателю о возложении обязанности откорректировать и передать сведения индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготной работы и уплате дополнительного тарифа не обратился, достоверность сведений, содержащихся в выписке из лицевого счета застрахованного лица, в установленном порядке не оспорил.

При таком положении обстоятельства дела свидетельствуют о наличие спора в отношении сведений индивидуального (персонифицированного) учета между работником и работодателем, который не может быть разрешен в рамках настоящего дела, пенсионный орган по такому требованию (при наличии действующего работодателя) надлежащим ответчиком признан быть не может.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

При этом, Бурмистр И.М. не лишен возможности вновь обратиться в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости при осуществлении работодателем соответствующей корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении него.

При таких обстоятельствах, учитывая, что особый характер работы истца работодателем в установленном законом порядке не подтвержден, соответствующие документы об особых условиях труда за спорные периоды работы истца в пенсионный орган и в суд не представлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж по п. 5 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 17 октября 1994 года по 14 марта 1995 года, с 01 апреля 1996 года по 30 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 27 апреля 2007 года, с 12 октября 2014 года по 18 ноября 2014 года.

Согласно справке Елецкой дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от 27 октября 2014 года <№>, в период с 12 октября 2014 года по 18 ноября 2014 года истец находился в командировке в Елецкой дистанции пути (...).

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), г.Воркута отнесен к район Крайнего Севера.

Между тем, работа, носящая стабильный (постоянный) характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, в командировке работник выполняет не трудовую функцию, предусмотренную условиями трудового договора, а поручение работодателя. При этом в соответствии со ст. 56,57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) устанавливаются трудовым договором, который регулирует отношения между работником и работодателем, и не могут влиять на оценку пенсионных прав при установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В силу ст. 167 ТК РФ работнику при направлении его в командировку гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у суда не имеется.

Как видно из материалов дела, нахождение истца в районе Крайнего Севера в оспариваемый период носило временный непродолжительный характер, а потому период нахождения истца в командировке не подлежит зачёту в стаж работы в районе Крайнего Севера.

Таким образом, требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 12 октября 2014 года по 18 ноября 2014 года не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как установлено в п. 19 приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Вместе с тем, поскольку у истца отсутствует необходимый стаж работы в особых условиях труда - 12 лет 06 месяцев, а также он не достиг возраста 50 лет, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 07 июля 2022 года не подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) понесенные истцом судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика, так как решение суда состоялось в пользу последнего.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бурмистр И. М. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№> о включении в стаж периодов, назначении пенсии отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        

Председательствующий А.А. Жданова

2-436/2023 (2-3985/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бурмистр Игорь Михайлович
Ответчики
ОСФР по АО и НАО
Другие
ОАО "РЖД"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
08.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2022Предварительное судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
16.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2023Предварительное судебное заседание
27.02.2023Предварительное судебное заседание
17.03.2023Предварительное судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее