Судья К дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» августа 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
по апелляционной жалобе комитета строительства <адрес>
на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
были удовлетворены вышеуказанные исковые требования Г;
за Г признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
на комитет строительства <адрес> возложена обязанность по отмене приказа № <...>-ОД от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Г в предоставлении жилого помещения (квартиры) на праве собственности, а также по изданию нормативного акта, направленного на обеспечение его жилым помещением в установленном порядке, с учетом ранее принятого решения суда.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя комитета строительства <адрес> по доверенности Р, представителя комитета жилищной и социальной политики по доверенности П, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по доверенности Б, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
Г обратился с иском к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
В обоснование заявленных требований истец указал, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2018 г. на администрацию г. Волгограда была возложена обязанность по восстановлению его в списке на получение жилого помещения по категории «граждане, уволенные с военной службы» с даты исключения, то есть с 14 ноября 2006 г.
Основанием для предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета является восстановление его в очереди на получение жилья до 1 января 2005 г., поскольку из материалов учетного дела следует, что на учет истец был принят 15 июля 2003 г.
Однако, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда, приказом комитета строительства Волгоградской области № 705 - ОД от 11 сентября 2018 г. истцу было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением.
Истец считал, что приказ комитета строительства Волгоградской области № 705 - ОД от 11 сентября 2018 г. является незаконным, противоречит решению Центрального районного суда от 19 февраля 2018 г. и не соответствует требованиям Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 – ФЗ.
Основания, по которым ответчик отказывает в предоставлении жилого помещения, ранее уже были предметом проверки при принятии решения Центрального районного суда от 19 февраля 2018 г.
Кроме того, оспариваемый приказ противоречит решению Верховного Суда РФ № ВКПИ 03 - 6 от ДД.ММ.ГГГГ, соглашению глав <адрес>, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии и Российской Федерации «Об обеспечении жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ
Истец утверждал, что ранее проходил военную службу в рядах СА СССР, затем в рядах ВС Республики Казахстан. В общей сложности прослужил 38 лет.
В 2003 г. переехал в РФ на постоянное место жительства и поставлен на учет. Нуждаемость в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, не отпала. В очереди на получение жилого помещения был восстановлен, в связи с чем, полагал, что имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
На основании изложенного, истец просил признать право на обеспечение жилым помещением за счет средств Федерального бюджета, возложить обязанность на комитет строительства <адрес> по отмене приказа № <...>-ОД от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилого помещения, по изданию нормативного акта, направленного на обеспечение его жилым помещением в установленном порядке, с учетом ранее принятого решения суда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет строительства <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в иске. Утверждает, что суд необоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, неверно истолковав нормы материального права и международного соглашения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям закона не соответствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали предусмотренные ст. 56 ЖК РФ основания для снятия истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Поскольку до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, правом на его получение на льготных условиях в порядке п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» не воспользовался, с учетом вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2018 г., суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого истцом приказа комитета строительства Волгоградской области, возложив на ответчика обязанность по его отмене, а также по изданию нормативного акта, направленного на обеспечение его жилым помещением в установленном порядке, с учетом ранее принятого решения суда.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г. и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, указанная категория граждан обеспечивается жильем в установленном Правительством РФ порядке.
Такой порядок и правила утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
После распада СССР и образования СНГ, в целях реализации ранее действовавшего Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455-1, статьей 56 указанного Закона и постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» № 4457 – 1 от 11 февраля 1993 г., был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 г.
В соответствии со ст. 62 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455-1, гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
В силу п. 1 ст. 57 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. № 4455-1, в переходный период до принятия нормативных актов Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Законом, сохраняют свою силу до полной отмены уполномоченными на то органами соответствующие нормативные акты, действовавшие в СССР, РСФСР, РФ, а также нормативные акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых Государств до образования пограничных войск Российской Федерации, - в части, не противоречащей указанному Закону и принятым на его основании нормативным актам.
Пунктом 5 постановления Верховного Совета РФ № 4983-1от 19 мая 1993 г. «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане РФ, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации до 31 декабря 1999 г. при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в постановлении условий, правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 г.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «в» п. 10 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 г., обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 г. было подписано Соглашение «Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ» от 28 марта 1997 г., статьей 3 которого было предусмотрено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы и обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.
Данное Соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией.
Российская Федерация и <адрес> не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу, следовательно, обязательств перед гражданами, уволенными из Вооруженных сил Республики Казахстан и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территории других государств - участников СНГ названные государства не несут.
Таким образом, при выполнении необходимых внутригосударственных процедур и ратификации вышеуказанного Соглашения, у РФ возникает корреспондирующая обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию РФ из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 г., то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством РФ, что не противоречит и требованиям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
В этой связи, граждане, уволенные из рядов ВС государств – участников СНГ и члены их семей при переезде на постоянное место жительства в РФ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством на общих основаниях, то есть органом местного самоуправления при условии признания нуждающимися в жилом помещении и малоимущими.
Как следует из материалов дела, с августа 1974 г. и до распада СССР, истец проходил военную службу на различных офицерских должностях.
После распада СССР, воинское подразделение перешло в ведение бывшей союзной Каз.ССР, в котором истец продолжил прохождение военной службы в составе военнослужащего ВС Республики Казахстан и был уволен 27 июня 2012 г. в запас в соответствии с. п. 1 ст. 26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» (по достижению предельного возраста).
На основании постановления администрации г. Волгограда от 15 июля 2003 г. № 908 истец был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений при администрации г. Волгограда составом семьи 3 человека.
Постановлением администрации г. Волгограда от 14 ноября 2006 г. № 3022 истец был исключен из списка в соответствии с п.п. «б» п. 26 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 (военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае, если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий).
Однако, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2018 г. Г был восстановлен в списке на получение жилых помещений по категории «граждане, уволенные с военной службы» с даты исключения, то есть с 14 ноября 2006 г., поскольку основания, по которым истец был исключен из списка по п. 26 правил, не отпали.
В этой связи, во исполнение решения суда, постановлением администрации г. Волгограда от 21 июня 2018 г. № 782, истец был восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях с 14 ноября 2006 г. и включен в список граждан, уволенных с военной службы.
Однако, оспариваемым истцом приказом комитета строительства Волгоградской области № 705 - ОД от 11 сентября 2018 г. истцу было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 10 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054.
Вместе с тем, восстановление истца в списке, не является основанием для обеспечения его жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, поскольку ранее истец был снят с учета по п. 26 правил, в то время как основанием для издания оспариваемого им приказа послужило отсутствие права на обеспечение жилым помещением по п. 10 правил.
При этом, решением Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2018 г. не проверялся тот факт, что после распада СССР и до 27 июня 2012 г. Г проходил службу в составе ВС Республики Казахстан, с которой, как указано ранее, у РФ не заключено международное соглашение об обеспечении военнослужащих походивших службу в ВС Республики Казахстан жилым помещением во вновь избранном месте жительства на территории РФ за пределами переходного периода, то есть после 31 декабря 1994 г.
Законность постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при органе местного самоуправления по категории «граждане, уволенные с военной службы» с 15 июля 2003 г., также не являлась предметом поверки при принятии решения Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2018 г.
Таким образом, истец, как уволенный с военной службы из ВС Республики Казахстан, при переезде на постоянное место жительства на территорию РФ и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем на общих основаниях, предусмотренных ЖК РФ, а не в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.
В этой связи суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа, а также об удовлетворении производных требований истца.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Коротенко Д.И. дело № 33-9532/2019
(резолютивная часть)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» августа 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
по апелляционной жалобе комитета строительства <адрес>
на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
были удовлетворены вышеуказанные исковые требования Г;
за Г признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
на комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность по отмене приказа № 705-ОД от 11 сентября 2018 г. об отказе Г в предоставлении жилого помещения (квартиры) на праве собственности, а также по изданию нормативного акта, направленного на обеспечение его жилым помещением в установленном порядке, с учетом ранее принятого решения суда.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя комитета строительства <адрес> по доверенности Р, представителя комитета жилищной и социальной политики по доверенности П, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по доверенности Б, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Г к комитету строительства <адрес> о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, отказать.
Председательствующий:
Судьи: