Решение по делу № 2-2151/2021 от 30.04.2021

2-2151/2021

70RS0004-01-2021-002368-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи          Глинская Я.В.,

при секретаре Тимофеевой О.С.,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Советского района г.Томска Заволокиной Т.С., законного представителя материального истца Шаламовой М.А. - Шаламовой Е.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Шаламовой Миланы Алексеевны к муниципальному образованию в лице администрации Города Томска о возложении обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,

установил:

прокурор Советского района г.Томска, действующий в интересах Шаламовой Миланы Алексеевны, обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 66 кв.м, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск».

В обоснование требований указано, что на основании решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Шаламова Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и Шаламова М.А. по п.п 1, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. При этом Шаламова М.А. является инвалидом с детства, имеет тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Учитывая возраст истца и характер, имеющегося заболевания не может проживать самостоятельно, отдельно от законного представителя, нуждается в постоянном уходе.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Томской области.

В судебное заседание ответчик, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения не явились, ввиду чего дело рассматривается согласно ст.167 ГПК РФ при имеющейся явке.

Представитель процессуального истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Законный представитель материального истца исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проживают по адресу: <адрес>. Вдвоем с дочерью занимают комнату, площадью ... кв.м. Дочь нуждается в постоянном уходе, передвигается с помощью инвалидного кресла. Иного жилого помещения на праве собственности или ином праве не имеют.

Представитель третьего лица администрации Томской области представил отзыв, суть которого сводится к следующему. Для решения вопросов о предоставлении жилых помещений в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Позиция о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года относится к полномочиям органов местного самоуправления неоднократно подтверждалась судебной практикой.

Заслушав представителя процессуального истца, законного представителя материального истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что Шаламова М.А. зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, совместно с Шаламовой Е.А (мать), Морозовым А.Ю. (дедушка), Морозовой Н.Н. (бабушка). Указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности, ... доля которой принадлежит Шаламовой Е.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ....

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены исковые требования Шаламовой Е.А., Шаламовой М.А. к администрации Советского района г. Томска; признано незаконным решение жилищной комиссии об отказе Шаламовой Е.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оформленное протоколом № 7 от 08.06.2020, утвержденного распоряжением администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ. Шаламова Е.А. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Шаламова М.А. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.п. 1,4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. На администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность принять Шаламову Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Шаламову М.А - на основании п п.п. 1,4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , которым Шаламова Е.А. и Шаламова М.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по соответствующим вышеуказанным основаниям.

Согласно сообщению администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 2021 год ФИО1 в списках общей очереди за , льготной - за .

Согласно сведениям Управления Росреестра по Томской области, Томский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» зарегистрированные права на недвижимое имущество у Шаламовой М.А. отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, и не опровергнуто ответчиком, что истец жильем не обеспечена.

Из ответа ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» на судебный запрос следует, что Шаламова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом с детства, состоит на диспансерном наблюдении в детском диспансерном отделения ОГАУЗ «ТКПБ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «...

Как следует из врачебных справок , 317 от ДД.ММ.ГГГГ ОГАУЗ «Детская больница » Шаламова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете с диагнозом ..., который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Приказ Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ н), а также с диагнозом ..., который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (Приказ Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ н).

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

До настоящего времени Шаламова М.А. из списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в силу имеющего заболевания не исключена, жильем не обеспечена.

Определяя размер жилого помещения, предоставляемого Шаламовой М.А. по договору социального найма, суд исходит из следующего.

В силу абзаца 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации н от ДД.ММ.ГГГГ, к таким заболеваниям относятся ...), под которое подпадает заболевание Шаламовой М.А....).

Заболевание Шаламовой М.А. (... входит в перечень, согласно которому она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с абз. 6 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

Таким образом, характер заболеваний Шаламовой М.А. предусматривает право на получение льгот в соответствии с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ на муниципальное образование в лице соответствующего органа местного самоуправления, то есть, на администрацию Города Томска.

В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14, части 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 №1563-О-О, согласно которой содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ условие о предоставлении отдельной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу статьи 39 Устава города Томска обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на администрацию Города Томска.

На основании изложенного, суд полагает, что администрация Города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 №136 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; 36,0 квадратных метров общей площади на семью, состоящую из 2-х человек; 33,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Пункт 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких лиц и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это означает, что п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должный уход, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.

Однако, при принятии решения о предоставлении дополнительной площади должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Шаламова М.А. в силу состояния здоровья нуждается в повышенной социальной защите, постоянном уходе и заботе со стороны матери, следовательно, жилое помещение должно быть ей предоставлено с учетом права на дополнительную площадь и необходимости проживания Шаламовой Е.А. совместно с дочерью дополнительной площадью, которую суд считает необходимым определить в размере 23 кв.м.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования удовлетворить частично, возложив на ответчика обязанность предоставить Шаламовой М.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ...) с учетом права Шаламовой М.А. на дополнительную жилую площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Советского района г.Томска, в интересах Шаламовой Миланы Алексеевы к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение удовлетворить частично.

Обязать муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Шаламовой Милане Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 56,0 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья:                         Глинская Я.В.

2-2151/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Томска
Информация скрыта
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Другие
Администрация Томской области
Заволокина Татьяна Степановна
Шаламова Екатерина Александровна
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2021Передача материалов судье
04.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Подготовка дела (собеседование)
13.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее