Дело № 2-215/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Уинское Пермский край 28 мая 2014 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе: председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,
истца М.А.В.,
представителя ГУ отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края Б.С.Н.,
при секретаре Габовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску М.А.В. к Государственному учреждению отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №7 от 19.03.2014 года незаконным и необоснованным, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
У С Т А Н О В И Л:
М.А.В. обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению Отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края с требованием о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №7 от 19.03.2014 года незаконным и необоснованным, о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, об обязании включить в специальный трудовой стаж время службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также время учебы в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 19 марта 2014 года в удовлетворении указанного заявления ему было отказано, при этом должностными лицами Пенсионного фонда РФ был установлен его специальный педагогический стаж - 21 год 11 месяцев 22 Дня. Полагает, что выводы должностных лиц ошибочны и противоречат действующему законодательству по следующим основаниям. В данном случае должны применяться нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (в редакции от 12.04.1984). В соответствие с пунктом 1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывалась в стаж работы по специальности. Аналогичные положения содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Он обучался в педагогическом учебном заведении - педагогическое училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. Далее, после окончания училища он работал по специальности в школе, а затем был призван на срочную военную службу в ряды Вооруженных сил СССР, где проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После этого он продолжил работать <данные изъяты> в <данные изъяты> средней школе. Однако указанные периоды не были учтены работниками Пенсионного фонда. Принимая во внимание, что на момент его обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии и период учебы считает подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Полагает, что его трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 28 лет 9 месяцев 20 дней, что больше 25 лет, установленных действующим законодательством.
На заявленных требованиях М.А.В. настаивал в судебном заседании, по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что обучался в педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до поступления в учебное заведение он не работал, осуществлять трудовую деятельность начал с августа 1985г.
Представитель пенсионного фонда Российской Федерации в Уинском районе Пермского края Б.С.Н. возражает против заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж включены периоды работы учителем физкультуры в Б-Усинской вспомогательной школе и Уинской средней школе. Всего стаж составил 21 год 11 месяц 22 дня.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Отделом ПФР в Уинском районе Пермского края от 19.03.2014 года № истцу отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Считают принятое решение законным и обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 11 ФЗ № 173-ФЗ служба в армии по призыву включена в страховой стаж заявителя. Данный период не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, ввиду следующего. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены.
Действовавший до 01.10.1993 Перечень учреждений, организации и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (далее - Постановление № 1397), предусматривал определенный перечень должностей, учреждений, организаций, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 признано недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года.
В правоприменительной практике в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 года, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001г.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397 (далее - Положение № 1397), было предусмотрено, что в стаж работы по специальности могли засчитываться также иные периоды, перечисленные в Положении № 1397, а именно служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Лица, осуществлявшие иную работу (деятельность), предусмотренную Положением № 1397, в том числе, проходившие службу в составе Вооруженных Сил СССР, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О и Постановления Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 № 70 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в указанный стаж включаются все периоды деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж М.А.В. на 01 октября 1993г. составил 3 года 07 мес. 7 дней (требуется 16 лет 08 месяцев).
2. В статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В статье 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, где исчерпывающим образом поименованы все периоды деятельности, подлежащие учету при определении права на установление пенсии. При этом, периоды обучения не включены в перечень, подлежащих учету при подсчете стажа. В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов обучения в учебных заведениях.
В исковом заявлении истец просит включить в стаж на соответствующих видах работ период учебы в Пермском педагогическом училище на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Указанным Постановлением утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа от 17.12.1959 № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: - время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственного за ним следовала педагогическая деятельность.
Обучение начинается с момента издания приказа о зачислении в педагогическое учебное заведение, а заканчивается - приказом об отчислении. В данном же случае приказ о зачислении М.А.В. в Пермское педагогическое училище датирован ДД.ММ.ГГГГ годом, перед поступлением в Пермское педагогическое училище М.А.В. не осуществлял педагогическую деятельность.
Период педагогической работы истца протекал во время учебы, в связи с чем, отсутствует факт предшествующей педагогической деятельности. Кроме того, в спорный период истец выполнял трудовую деятельность не связанную с педагогической деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой заявителя (запись № 1-4). Следовательно, дальнейшее обучение не может считаться непосредственно осуществлявшимся после педагогической деятельности.
Таким образом, период учебы истца в Пермском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по день окончания данного учебного заведения, то есть по ДД.ММ.ГГГГ г., не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ по Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
На основании вышеизложенного считает, что исковые требования М.А.В. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ М.А.В. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет педагогической деятельности (л.д.6).
Из трудовой книжки М.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу учителем <данные изъяты> в <данные изъяты> вспомогательную школу. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом в распоряжение Уинского района. ДД.ММ.ГГГГ принят в инструментальный цех <данные изъяты> фрезеровщиком 2 разряда. ДД.ММ.ГГГГ принят в Уинское ХРСУ. ДД.ММ.ГГГГ он назначен учителем физкультуры в <данные изъяты> среднюю школу. (л.д.7-10).
Согласно диплому КТ № М.А.В. в ДД.ММ.ГГГГ году поступил в <данные изъяты> педагогическое училище №3 и в ДД.ММ.ГГГГ году окончил полный курс названного училища по специальности «физическое воспитание». (л.д.11).
Из военного билета НЮ № следует, что М.А.В. проходил действительную военную службу в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.12-13).
Проанализировав представленные доказательства, учитывая объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что необоснованно не включен в специальный стаж М.А.В. период службы в ВС СССР. Доводы возражений ответчика о том, что не менее 2/3 стажа по специальности должны были быть выработаны М.А.В. до 01.10.1993г, суд находит несостоятельными
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения военной службы М.А.В., являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба М.А.В. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
На момент обращения М.А.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводом истца о том, что период его обучения в педагогическом колледже подлежит включению в специальный стаж в соответствии с указанным Положением.
Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Буквальное толкование данной нормы предполагает, что для включения в специальный стаж периода обучения М.А.В. ему должна предшествовать педагогическая деятельность, а также непосредственно следовать за ним. Начало периода обучения М.А.В. в соответствии с копией диплома, определено ДД.ММ.ГГГГ годом, окончание -ДД.ММ.ГГГГ годом.
Согласно представленной трудовой книжке до ДД.ММ.ГГГГ г М.А.В. не имел трудового стажа. Поэтому, факт педагогической деятельности истца непосредственно предшествующий обучению, места не имеет.
Из трудовой книжки М.А.В. следует, что он был принят учителем физкультуры ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> школу, откуда уволен ДД.ММ.ГГГГ. После этого с ДД.ММ.ГГГГ работал фрезеровщиком в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ- в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ истец работал учителем физкультуры в <данные изъяты> школе. Таким образом, период педагогической деятельности М.А.В. протекал во время обучения, а не до его начала. Делая такой вывод, суд учитывает то обстоятельство, что после окончания периода работы учителем физкультуры в <данные изъяты> школе и до начала периода работы в <данные изъяты> средней школе, истец осуществлял трудовую деятельность, не связанную с педагогической деятельностью. С учетом изложенного необходимое условие для включения в специальный стаж периода обучения – педагогическая деятельность непосредственно до обучения, истцом не соблюдено.
Поскольку на день подачи заявления в отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе ( а также на день рассмотрения дела в суде) с учетом подлежащего включению в специальный стаж М.А.В. периода службы в ВС СССР, педагогическая деятельность истца составляет менее 25 лет, оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ в Уинском районе включить М.А.В. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГг по ДД.ММ.ГГГГг. В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца с подачей жалобы через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское).
Судья Братчикова Н.А.