Решение по делу № 2-775/2018 от 06.03.2018

        № 2-775/2018

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2018 года                         г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Царева В.СМ.
при секретаре Трубицыной Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска и Министерства социальной политики Красноярского края к Казариной В.В. о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска и Министерства социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Казариной В.В. о взыскании суммы. Требования мотивированы тем, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 ЖК РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска осуществляет государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, за исключением государственных полномочий, установленных подпунктами «в», «г», «д» п. 4 ст. 1 Закона от 09.12.2010г., которые осуществляют муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «КЦ». С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» и средства, необоснованно полученные с ДД.ММ.ГГГГ в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является министерство социальной политики Красноярского края на основании Закона Красноярского края о ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов», постановления правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края». Казарина В.В. являлась получателем субсидии, она и ее супруг, относились к категории «семья состоящая из неработающих пенсионеров». Субсидия назначалась автоматически, по предшествующему месяцу начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, сроком на 6 месяцев, по истечению указанного срока продлялась на тот же срок, без истребования документов (п. 6 ст.14, ст. 22 Закона). На основании сведений представленных пенсионным фондом РФ, содержащих размер пенсии работающих пенсионеров и предоставленной трудовой книжки, установлено, что Казарина В.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП РЮВ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГАУ «Социально-оздоровительный центр «Тесь». Сведения о заработной плате не предоставляла. В силу п.п. «в» с п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия. Таким образом, ответчиком необоснованно получена субсидия за периоды с апреля 2009 г. по март 2013 г., с октября 2013 г. по март 2015 г., с октября 2015 г. по март 2016 г. на общую сумму 62805,87 руб. В настоящее время ответчик не является получателем субсидии и добровольно возвратить указанные средства отказывается. Просят взыскать с ответчика в пользу Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 60287,87 руб. и взыскать с ответчика в пользу Министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 2518 руб.

В судебном заседании представитель истцов заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик с заявленными исковыми требованиями согласилась частично, признала требования о взыскании суммы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2518 руб. По требованиям истца до ДД.ММ.ГГГГ просила применить положение Гражданского кодекса о применении срока исковой давности поскольку иск подан за пределами срока исковой давности. С сентября 2005 года по июнь 2012 год доходов не имела, так как в эти годы не работала. Трудовой договор с ней предприниматель Рахманкулова не заключала, а запись в трудовой книжке не является действительной, она сама внесла запись о приеме на работу и увольнении в 2012 году. Никаких доходов за указанный период не получала

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).

Согласно п. 48 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

В силу п. 49 Правил случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования.

В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации(п.49).

Согласно подпункту 7 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения. Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущее (неосновательное обогащение).

Согласно части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, о том что ответчик зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>(том 1 л.д.240).

Казарина В.В. являлась получателем субсидии, она и ее супруг, относились к категории «семья состоящая из неработающих пенсионеров». Субсидия назначалась автоматически, по предшествующему месяцу начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, сроком на 6 месяцев, по истечению указанного срока продлялась на тот же срок, без истребования документов (п. 6 ст.14, ст. 22 Закона).

Протоколами назначения жилищных субсидий(л.д.8-79 том 1) подтверждается назначение жилищных субсидий Казариной В.В.

Платежными поручениями подтверждается перечисление субсидий Казариной В.В.(л.д.80-194 том1), а также подтверждается справкой Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска(л.д.195-235 том 1).

Сведения о периодах работы Казариной В.В., содержатся в трудовой книжке Казариной В.В.

Из протокола Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска заседания комиссии по рассмотрению вопросов связанных с переплатами, возвратами и удержаниями с граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, следует, что комиссией установлен факт переплаты субсидии начисленной Казариной В.В. за периоды с апреля 2009 г. по март 2013 г., с октября 2013 г. по март 2015 г., с октября 2015 г. по март 2016 г., в размере 62805,87 руб.

Согласно сведениям трудовой книжки Казариной В.В., Казарина В.В. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП РЮВ, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГАУ «Социально-оздоровительный центр «Тесь».

Работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по 04.06 2012г. кроме записью в трудовой книжке ничем не подтверждается.

Периоды работы Казариной В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГАУ «Социально-оздоровительный центр «Тесь» подтверждаются справками КГАУ «Социально-оздоровительный центр «Тесь» и справками о доходах физического лица.

Суд с доводами ответчика в части применения срока исковой давности согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из материалов дела видно, что Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска об отсутствии у Казариной В.В. права на получение мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг стало известно в октябре 2016 г. и именно с этого времени подлежит исчислению трехлетний срок исковой давности обращения в суд. С исковым заявлением в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного ст. 196 ГК РФ трехлетнего срока, т.е. со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для ограничения взыскания суммы неосновательного обогащения трехлетним сроком исковой давности, т.к. действующим законодательством Российской Федерации такое ограничение не предусмотрено.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидии.

Подпунктом "д" пункта 8 указанных Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане и члены семей граждан представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя предоставляются документы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

В соответствии с п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п.11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Рассматривая доводы Казариной В.В. о том, что период работы у ИП РЮВ, являющейся дочерью Казариной В.В., указанный в трудовой книжке не должен приниматься во внимание, поскольку ею фактически работа не осуществлялась, заработная плата не выплачивалась, иного дохода от данного вида деятельности не имела, запись в трудовой книжке была внесена ею самостоятельно, уже по окончании деятельности ИП РЮВ, суд приходит к следующим выводам.

В трудовой книжки Казариной В.В., имеется запись о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП РЮВ

Из сообщений ГУ УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края и Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю, следует, что сведения об отчислениях ИП Рахманкуловой в отношении Казариной В.В. в период с 2009 г. по 2012 г. отсутствуют.

Согласно Выписке из ЕГРИП, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ИП РЮВ, прекратила деятельность, сведения внесены в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных истцом сведений в отношении Казариной В.В., следует, что на период с 2009 г. по 2012 г. Казарина В.В. являлась не работающим пенсионером, ей производились выплаты субсидии.

В судебном заседании Казарина В.В. пояснила, что указанную запись в трудовой книжке она сделала, для того, чтобы не было большого перерыва в трудовой деятельности, поскольку в 2013 году устраивалась на работу в КГАУ «СО».

Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовая деятельность Казариной В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП РЮВ не велась, дохода от данной деятельности ответчик не получала, и соглашается с тем, что сведения о ее работе были внесены ответчиком самостоятельно.

С учетом изложенного суд полагает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть исключен из расчета взыскания субсидии.

В остальные периоды, начисление жилищной субсидии подтверждается протоколами назначения жилищной субсидии, ее выплата подтверждается платежными поручениями.

При этом, с ДД.ММ.ГГГГ в силу требований Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные <адрес> в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» средства, необоснованно полученные с ДД.ММ.ГГГГ в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем средств краевого бюджета в указанной части является Министерство социальной политики Красноярского края на основании закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов».

Таким образом, необоснованно полученные в качестве субсидии средства, за период с октября 2013 г. по декабрь 2014 г. в размере 4316,84 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска, средства в размере 2518,00 руб. за период с января 2015 г. по март 2016 г. подлежат взысканию с ответчика в пользу Министерства социальной политики Красноярского края.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, в связи с удовлетворением исковых требований, считает также подлежащей взысканию с ответчика в пользу муниципального бюджета г. Минусинска суммы государственной пошлины в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска и Министерства социальной политики Красноярского края к Казариной В.В. о взыскании суммы удовлетворить частично.

Взыскать с Казариной В.В. в пользу Управления социальной защиты населения Администрации г. Минусинска необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 4316,84 руб.

Взыскать с Казариной В.В. в пользу Министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 2518,00 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Казариной В.В. в пользу муниципального бюджета г. Минусинска сумму государственной пошлины в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 08 мая 2018 года.

Председательствующий:                    В.М. Царев

2-775/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
УСЗН г. Минусинска
Министерство социальной политики
Ответчики
Казарина Вера Васильевна
Казарина В.В.
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
minusa.krk.sudrf.ru
06.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2018Передача материалов судье
12.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2018Подготовка дела (собеседование)
30.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2018Судебное заседание
19.04.2018Судебное заседание
03.05.2018Судебное заседание
08.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2018Дело оформлено
12.07.2018Дело передано в архив
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее