Решение по делу № 2-635/2018 от 11.12.2017

Дело № 2-635/2018 15 марта 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Буториной Л.В.

при секретаре Воробьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по иску Петровой ..... к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным отказа в назначении страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, понуждении к назначению пенсии,

установил:

Петрова ..... обратилась в суд иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту ГУ –УПФ РФ в г. Северодвинске) о признании незаконным решения № 25/12 от 15 февраля 2017 года об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, понуждению к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью с 10 ноября 2016 года. В обоснование иска указала, что в связи с исполнением 25 лет педагогической деятельности 10 ноября 2016 года она обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано. Считает, что ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске необоснованно отказало включить в стаж ее педагогической деятельности работу в должности учителя музыки и пения в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в МБДОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска с 19.08.1991 по 04.10.1993, период работы в должностях музыкального руководителя и учителя музыки в ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» г. Северодвинска с 05.10.1993 по 30.08.2010, а также курсы повышения квалификации и периоды нахождения в командировках.

Истец Петрова ..... и ее представитель ..... в судебном заседании на требованиях настаивали.

Представитель ответчика Олонцева ..... в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель третьего лица ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» г. Северодвинска Кокоулина ..... полагает, что требования в части включения в стаж педагогической деятельности истца периода работы в школе-интернате подлежат удовлетворению, так как Петрова И.В. фактически работала музыкальным руководителем, однако справку, уточняющую характер работ работодатель в лице директора учреждения отказался выдать, так как он не работал с истцом в спорный период.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами отказного пенсионного дела, представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 10 ноября 2016 года Петрова ..... обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении досрочной пенсии. Согласно решению № 25/12 от 15 февраля 2017 года истцу было отказано в назначении пенсии, при этом ответчик зачел в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы: с 31.08.2010 по 13.09.2010- 13 дней в должности учителя музыки МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Северодвинска, с 14.09.2020 по 09.11.2016 – 6 лет 1 месяц 6 дней в должности учителя музыки МБДОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича» г. Северодвинска, всего 6 лет 1 месяц 19 дней.

Периоды работы в должности учителя музыки и пения в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в МБДОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска с 19.08.1991 по 04.10.1993, работы в ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» г. Северодвинска с 05.10.1993 по 30.08.2010, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.10.2007 по 26.10.2007, 24.02.2009, с 12.11.2012 по 23.11.2012, командировках с 17.06.2002 по 25.08.2002, с 17.06.2003 по 25.98.2003, с 17.06.2004 по 25.08.2004 в стаж педагогической деятельности включены не были.

На основании ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующим с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст.8).

В соответствии пунктом 19 части 1, ч. 2,3,4 ст. 30 Закона РФ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно ст. 11, 14, 13 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 10, 11, 12 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила).

Согласно указанному Списку должность учителя и музыкального руководителя включена в Список должностей, по которым назначается пенсия за выслугу лет (пункт 1). Согласно пункту 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа учителем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные школы всех наименований. При этом должность педагога дополнительного образования предусмотрена пунктом 2 Списка, в котором содержится перечень учреждение дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в связи с чем, работа в качестве педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе не дает право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Должность руководителя музыкальных кружков в названном Списке не содержится.

Как следует из записей в трудовой книжке истца Петрова ..... 05.10.1993 была принята в Северодвинскую школу-интернат (в настоящее время ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» г. Северодвинска) на должность руководителя музыкальных кружков приказом № 16/2 от 04.10.1993; приказом № 11 от 20.01.1993 должность переименована в «педагога дополнительного образования» с 01.11.1992; 22.03.1995 присвоена 2 квалификационная категория сроком на 5 лет и установлен 12 разряд по ЕТС приказом № 202/1 от 24.03.1995; 19.05.1998 приказом № 268 от 25.05.1998 присвоена 1 квалификационная категория сроком на 5 лет и установлен 13 разряд оплаты труда по ЕТС как педагогу дополнительного образования; 26.04.2000 приказом № 151 УО от 27.04.2000 присвоена 1 квалификационная категория и установлен 13 разряд оплаты труда по ЕТС как учителю; 30.04.2003 приказом № 530 от 27.05.2003 присвоена 1 квалификационная категория и установлен 12 разряд оплаты труда по ЕТС как музыкальному руководителю; 17.04.2005 приказом № 495 от 14.04.2005 департамента образования и науки присвоена 1 квалификационная категория учителя; 18.03.2009 распоряжением департамента образования Архангельской области № 106 от 18.03.2009 присвоена высшая квалификационная категория учителя; 30.08.2010 приказом № 251 от 30.08. 2010 уволена в порядке перевода в МОУ «СОШ № 30».

Таким образом, из записей в трудовой книжке не следует, что истец работал в качестве музыкального руководителя либо в качестве учителя в названной школе-интернате, так как истец был принят на должность педагога дополнительного образования (поскольку на момент принятия истца на работу должность руководителя музыкальных кружков, которая была указана в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке в записи о приеме на работу, была переименована в «педагога дополнительного образования»), при этом истец не переводился на другую работу, в том числе на должность учителя или музыкального руководителя, работодатель справку, уточняющую работу истца в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, работнику не выдал, в сведения персонифицированного учета истца код льготной работы в названный период не проставлен.

То обстоятельство, что в карточках-справках и в лицевых счетах, начиная с 1994 года, указана должность музыкального руководителя, само по себе не может служить основанием для включения спорного периода с 05.10.1993 по 30.08.2010 в стаж педагогической деятельности. Также не является бесспорным доказательством работы истца в должности музыкального руководителя либо учителя приказы по оплате труда, аттестационные листы и экспертные заключения, так как в них имеются разночтения в части указания должности истца (музыкального руководителя, учителя музыки).

Таким образом, поскольку представленными доказательствами достоверно не установлено, что истец работал в должности музыкального руководителя либо учителя в период с 05.10.1993 по 30.08.2010 в течение полного рабочего дня либо с полной нагрузкой учителя, при этом работодатель не выдал истцу справку, подтверждающую ее педагогическую деятельность в данный период и не указал на льготный характер работы в сведениях персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, оснований для включения названного периода, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, в специальный стаж истца не имеется.

В то же время, ответчик необоснованно не включил периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.2012 по 23.11 2012 в период работы в должности учителя музыки МБДОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича» г. Северодвинска, поскольку работодатель выплачивал в указанный период заработную плату и производил отчисления страховых взносов.

Также суд находит заслуживающим внимание довод истца о том, что подлежит включению в стаж педагогической деятельности период работы в должности учителя музыки и пения в период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в МБДОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска с 19.08.1991 по 04.10.1993.

Истец был принят на работу в МБДОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска 15.08.1991, с 15.08.1991 по 18.08.1991 находился в отпуске без сохранения заработной платы, с 19.08.1991 по 22.12.1991 в отпуске по беременности и родам, с 2312.1991 по 13.03.1992 в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 23.12.1991 по 05.10,1993 в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, что подтверждается справкой работодателя (л.д. 23).

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для предоставления такого отпуска является медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается такой отпуск через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность, является листок нетрудоспособности (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности").

Следовательно, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Принимая во внимание, что отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды указанных отпусков подлежат включению в специальный стаж работы в том же порядке, что и работа, предшествовавшая отпускам.

Из смысла пункта 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» следует, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений, в том числе порядка назначения и исчисления трудовых пенсий, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Определении от 05.11.2002 № 320-0: выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Вместе с тем, стаж истца по состоянию на 10 ноября 2016 года, то есть на день подачи заявления, составил менее 25 лет (8 лет 3 месяца 17 дней), что недостаточно для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с чем, суд выносит решение об отказе в признании недействительным отказа в назначении страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с 10 ноября 2016 года, понуждении к назначению пенсии с 10 ноября 2016 года.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Петровой ..... к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным отказа в назначении страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с 10 ноября 2016 года, понуждении к назначению пенсии с 10 ноября 2016 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий Буторина Л.В.

2-635/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрова И.В.
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области
Другие
ГБУ АО для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом "Беломорец"
Тихомирова М.А.
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
11.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2018Предварительное судебное заседание
08.02.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее