Решение по делу № 2а-672/2019 от 30.01.2019

                                                                                                 Дело № 2а-672/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2019 года                                                       город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Степановой Ю.С.,

при секретаре Цукановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дударевой С.С. к Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Дударева С.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам, в котором просит признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.11.2018 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый ; обязать ответчиков изменить вид разрешенного использования данного земельного участка на «малоэтажная жилая застройка (код. 2.1.1).

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником ряда квартир, расположенных в многоквартирном доме на данном земельном участке. При неоднократном обращении, в том числе 16.11.2018 года, к административному ответчику - Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования относительно принадлежащего заявителю земельного участка площадью 870 кв.м., расположенного по <адрес>, в связи с расположением на земельном участке многоквартирного жилого дома, введенного в эксплуатацию в рамках украинского законодательства и приведением земельного участка в соответствие с расположенным на нем капитальным строением, получены отказы.

Административный истец полагает отказ незаконным, в связи с тем, что действующее законодательство не содержит ограничений и условий, которые указаны административным ответчиком в оспариваемом решении.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске обстоятельствам.

Административные ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

От представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя поступило ходатайство об отложении рассмотрения административного дела в связи с загруженностью представителя, а также невозможностью предоставить в данное судебное заседание материалов, послуживших основанием для отказа.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения административного истца, его представителя суд определил рассмотреть дело при данной явке, поскольку указанные причины не являются уважительными, кроме того, исковое заявление находится в производстве суда с 06.12.2018 г., представитель Департамента принимала участие в судебных заседаниях, материалы послужившие основанием для отказа были предоставлены в суд представителем Департамента, как и письменные возражения.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцу на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии от 13.05.2008 г. Дударевой С.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 0, 0870 га, расположенный на территории <адрес>

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, относительно данного земельного участка категория земель не установлена, вид разрешенного использования определен «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».

На указанном земельном участке находится домовладение – многоквартирный жилой дом, состоящий из нежилых помещений (гаражи) и квартир.

Указанный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> входящие в состав нежилые помещения (гаражи), квартиры поставлены на кадастровый учет, зарегистрировано право собственности.

За Дударевой С.С. зарегистрировано право собственности:

- на гараж 1-1б, площадью 19,8 кв.м.;

- на гараж 1-3, площадью 88,9 кв.м.;

- на <адрес>

- на <адрес>;

- на <адрес>

- на <адрес>;

- на <адрес>

За ФИО1 зарегистрировано право собственности на гараж 1-1, площадью 39 кв.м.

За ФИО2 зарегистрировано право собственности на <адрес>

26.04.2018 года административным истцом в адрес административного ответчика подано заявление об изменении вида разрешенного использования относительно принадлежащего заявителю земельного участка площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

16 ноября 2018 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Не согласившись с отказом, Дударева С.С. обратилась в суд, указывая на нарушение административным ответчиком норм действующего законодательства при рассмотрении заявления.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 1 статьи 23 названного Федерального конституционного закона установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Постановлением Правительства Севастополя №1210-ПП от 14.12.2015 года утвержден Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя (далее Временный порядок), которым регулируется процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (п. 1 Временного порядка).

Как установлено пунктами 3, 4 Временного порядка вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению на основании заявления правообладателя земельного участка, которое подается в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Согласно абз. 1 п. 6 Временного порядка основаниями для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка являются следующие обстоятельства:

1) изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 г. в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) строительство (реконструкция) планируемого объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к нарушению положений технических регламентов;

3) строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит и не содержит такого основания для отказа, как несоответствие проекту Генерального плана г. Севастополя.

Абзацем 3 пункта 6 Временного порядка установлено, что в случае, если на земельном участке расположен объект капитального строительства, целевое назначение которого не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка рассматривается в соответствии с настоящим Порядком.

В силу требований п.п. 8, 9, 10 Временного порядка при отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия). Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.

В течение 10 дней с момента принятия Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган инициирует проведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).

Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.

С учетом особенностей процедуры изменения видов разрешенного использования земельных участков, установленных Временным порядком, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> был передан на рассмотрение комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

По результатам протокола заседания Комиссии от 30.10.2018 года принято решение о рекомендации не принимать решение по изменению вида разрешенного использования в связи с несоответствием запрашиваемого вида функциональному зонированию действующего Генерального плана (зона индивидуальной жилой застройки), а также указал, что изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к нарушению положений технических регламентов, к снижению фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

На основании данного решения, в адрес Дударевой С.С. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 16.11.2018 года направлена выписка из вышеуказанного протокола, что судом расценивается как направленный в адрес Дударевой С.С. отказ в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. №540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Так, код 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка" Классификатора устанавливает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.

В силу п. п. 6, 8, 9 ст. 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 6) зоны жилой застройки иных видов.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются также в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением сессии Севастопольского городского Совета №4114 орт 13.12.2005 года утвержден Генеральный план города Севастополя.

В соответствии с выкопировкой из Генерального плана города Севастополя земельный участок по <адрес> находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной.

Указанные обстоятельства также изложены в письме Департамента архитектуры и градостроительства от 10.01.2019 года .

Таким образом, изложенные в протоколе сведения о несоответствии запрашиваемого вида функциональному зонированию действующего Генерального плана (зона индивидуальной жилой застройки) противоречат Генеральному плану города Севастополя.

Кроме того, из протокола не усматривается, какие технические регламенты будут нарушены в результате изменения вида разрешенного использования; не приведены данные, которые свидетельствуют о снижении фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не имелось.

С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 0,0870 га, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Дударевой С.С. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 0, 0870 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый на «малоэтажная жилая застройка».

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя изменить вид разрешенного использования на вид «малоэтажная жилая застройка» (код 2.1.1), поскольку решение указанного вопроса относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.

Кроме того, не подлежит удовлетворению требование о возложении таких обязанностей на Губернатора города Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, поскольку полномочия инициированию вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка возложены на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя. При этом нарушений прав административного истца со стороны иных ответчиков судом не установлено, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного путем издания распоряжения осуществляется после осуществления предусмотренной Временным порядком процедуры, которая на момент рассмотрения дела не осуществлена и, соответственно, права истца не нарушены.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

        Административный иск Дударевой С.С. удовлетворить частично.

        Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.11.2018 года в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

        Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление Дударевой С.С. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 870, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый на испрашиваемый вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (код 2.1.1), и сообщить об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и административному истцу.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

       В окончательной форме решение принято 26.02.2019 года.

Судья                                                                                             Ю.С. Степанова

2а-672/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дударева С.С.
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Губернатор г.С.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Правительство Севастополя
Другие
Сердюк Ю.А.
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
30.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
31.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2019[Адм.] Судебное заседание
26.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее