Решение от 22.07.2020 по делу № 33а-2910/2020 от 30.06.2020

судья: Грибова М.В.

адм. дело 33а-2910/2020

р/с №ЧЖ-214а/2020

 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

22 июля 2020 года                                                                                            г. Москва

Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Шаповалов Д.В., рассмотрев административное дело по частной жалобе Тамразовой Т.Т. на определение Тверского районного суда г.Москвы от 21 мая 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заяавление Тамразовой В.Т. об оспаривании решения, признании действий (бездействия) Мэра Москвы Собянина С.С. незаконными возвратить.

Разъяснить административному истцу право на обращение с указанным административным исковым заявлением в Московский городской суд»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 

Тамразова В.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий (бездействия) Мэра Москвы Собянина С.С. незаконными.

Определением Тверского районного суда г. Москвы от 21 мая 2020 года административное исковое заявление возвращено.

Тамразова В.Т. не согласилась с указанным определением и подала частную жалобу.

Согласно ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным 34 главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит, что определение подлежит отмене, как постановленное с нарушением  норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, исходил из необходимости предъявления административного искового заявления в Московский городской суд.

Нахожу выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норм процессуального права.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).

В том числе дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный законодатель в рамках реализации дискреционных полномочий предусмотрел, что порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве одной из задач административного судопроизводства данный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Как следует из административного искового заявления, Тамразова В.Т. просит признать незаконными действия (бездействия) Мэра Москвы Собянина С.С., которые по ее мнению нарушают права и законные интересы административного истца, т.е. заявленные требования не связаны с оспариванием нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, подлежат рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районным судом в качестве суда первой инстанции.

Также из материалов дела следует, что 30 марта 2020 года определением судьи Московского городского суда возвращено административное исковое заявление Тамразовой Т.В. о признании незаконным действия (бездействия) Мэра Москвы о принятии  указа Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года 45-УМ «О  внесении  изменений в указ  Мэра Москвы от  11 апреля  2020 года 43-УМ», в необеспечении возможности получения цифрового пропуска для работы с указанием номера социальной карты, предусмотренной пунктом 7 приложения к указу Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года 45-УМ «О  внесении  изменений в указ  Мэра Москвы от  11 апреля  2020 года 43-УМ», ввиду его неподсудности Московскому  городскому суду в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, в результате нарушений судом норм процессуального права для административного истца созданы препятствия доступа к правосудию, что противоречит ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, в силу которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что определение основано на неправильном толковании норм процессуального права, следовательно, не может быть признано законным и обоснованным и ░░░░░░░ ░░░░░.

 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ . . 313, 316 ░░ , ░░,

        

 

░░░░░░░░:

 

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ . ░░░░░  21 ░░ 2020 ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░  ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░  ░░░░░ ░░░░░░░.

 

 

 

░░░░░

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-2910/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменить определение (постановление) полностью, дело вернуть на новое рассмотрение
Истцы
Тамразова В.Т.
Ответчики
Мэр города Москвы Собянин Сергей Семёнович
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
22.07.2020Судебное заседание
30.06.2020Зарегистрировано
30.06.2020У судьи
22.07.2020Завершено
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее