Решение по делу № 8Г-18747/2021 [88-17117/2021] от 01.09.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                             № 88-17117/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  14 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                    № 2-277/2021 (УИД 24RS0035-01-2020-004138-38) по иску Федорченко Натальи Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии,

по кассационной жалобе Федорченко Натальи Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., объяснения истица Федорченко Н.А., поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Федорченко Наталья Анатольевна (далее по тексту - Федорченко Н.А., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное), ответчик) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, мотивируя требования тем, что УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) было отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом уточнения исковых требований просила включить в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости период службы в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю» в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г., поскольку специфика ее работы в указанный период аналогична выполняемой медицинской деятельности до и после при работе в вольнонаемной должности фельдшера-лаборанта медицинской части ЛИУ № 32, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с 7 декабря 1998 г. по 18 декабря 1998 г. в календарном исчислении, с 1 сентября 2000 г. по 1 января 2001 г., с 19 февраля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с 27 февраля 2006 г. по 31 марта 2006 г. в исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев (с учетом работы с судебно-медицинском отделении), с 1 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г., с 15 апреля 3013 г. по 22 июня 2013 г., с 14 сентября 2015 г. по 29 сентября 2015 г. в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца (при работе в сельской местности), а также обязать УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) назначить Федорченко Н.А. с 27 июля 2020 г. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2021 г. исковые требования Федорченко Н.А. удовлетворены, в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включен период службы истца в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю» в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с 7 декабря 1998 г. по 18 декабря 1998 г. в календарном исчислении, с 1 сентября 2000 г. по 1 января 2001 г., с 19 февраля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с 27 февраля 2006 г. по 31 марта 2006 г. в исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 1 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г., с 15 апреля 2013 г. по 22 июня 2013 г., с 14 сентября 2015 г. по 29 сентября 2015 г. в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, на УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Федорченко Н.А. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 июля 2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г. решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2021 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Федорченко Н.А. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю» в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г., а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20 марта 2001 г. по 9 сентября 2001 г. в исчислении 1 год, как 1 год 6 месяцев и обязании назначить пенсию с 27 июля 2020 г., в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Федорченко Н.А. исковых требований, в остальной части решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Федорченко Н.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г. как незаконное.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Федорченко Н.А. доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.

Представитель УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное).

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, а также следует из материалов дела, Федорченко Н.А. 27 июля 2020 г. обратилась с заявлением УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 7 августа 2020 г. Федорченко Н.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ, пе приняты к зачету период службы истца в должности фельдшера в ОИК 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г., а также периоды ее нахождения с 7 декабря 1998 г. по 18 декабря 1998 г., с 1 сентября 2000 г. по 1 января 2001 г., с 19 февраля 2001 г. по 19 марта 2001 г., с 27 февраля 2006 г. по 31 марта 2006 г., с 1 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г., с 15 апреля 3013 г. по 22 июня 2013 г., с 14 сентября 2015 г. по 29 сентября 2015 г. на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в периоды работы в должности помощника санитарного врача, медицинской сестры, фельдшера в медицинских учреждениях здравоохранения. Специальный стаж работы, учтенный пенсионным органом, составил 21 год 7 месяцев 29 дней.

Разрешая требования о включении в специальный страховой стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, суд первой инстанции, принимая во внимание, что за Федорченко Н.А. сохранялось место работы и средний заработок, с которого производились все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, пришел к выводу о том, что все спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный стаж, в календарном и льготном исчислении: с 7 декабря 1998 г. по 18 декабря 1998 г. в календарном исчислении; с 1 сентября 2000 г. по 1 января 2001 г., с 19 февраля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с 27 февраля 2006 г. по 31 марта 2006 г. в исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; с 1 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г., с 15 апреля 3013 г. по 22 июня 2013 г., с 14 сентября 2015 г. по 29 сентября 2015 г. в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.

С данным выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, указав, что решение суда в данной части основано на правильной оценке совокупности представленных сторонами доказательств и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, учитывая, что период с 20 марта 2001 г. по 26 февраля 2006 г. включен пенсионным органом в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев как период работы, пришел к выводу, что основания для повторного зачета периода с 20 марта 2001 г. по 9 сентября 2001 г. в таком же исчислении как время нахождения Федорченко Н.А. на курсах повышения квалификации не имелось.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Федорченко Н.А. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20 марта 2001 г. по 9 сентября 2001 г. в исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с принятием нового решения об отказе в данной части требований.

Разрешая требования истца о включении периода службы с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г. в должности фельдшера медицинской части лечебно-исправительного учреждения для содержания и амбулаторного лечения осужденных больных с открытой формой туберкулеза в ОИК №38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности), суд первой инстанции исходил из осуществления в указанный период Федорченко Н.А. лечебной деятельности, как того требует статья 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», признав несостоятельными доводы пенсионного органа о том, что прохождение в спорный период истцом службы препятствует его включению в специальный страховой стаж.

Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции в указанной части, а также в части обязании ответчика назначить Федоренко Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 27 июля 2020 г., указав, что данные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства, которыми не предусмотрена возможности включения периодов военной и приравненной к ней службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно записям в трудовой книжке истца, она 6 сентября 2006 г. была принята в ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в медицинскую часть фельдшером-лаборантом; 25 декабря 2006 г. уволена переводом на службу в уголовно-исполнительную систему, где служила до 25 декабря 2006 г.

В соответствии с контрактами о службе в уголовно-исполнительной системе от 25 декабря 2006 г., от 30 декабря 2009 г. Федорченко Н.А. проходила службу в должности фельдшер медицинской части в ЛИУ № 32 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза ФГУ «ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю».

Приказом от 24 сентября 2012 г. № истец уволена из уголовно-исполнительной системы по болезни, выслуга лет на дату увольнения составила 7 лет 3 месяца 17 дней.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 11).

Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 1 ноября 1999 г., что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

После 1 ноября 1999 г. список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также действующий в настоящее время список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы и службы в правоохранительных органах.

Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу, что правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривает включение периода службы истца в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю» в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26 декабря 2006 г. по 24 сентября 2012 г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца (исходя из прохождения службы в сельской местности).

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемого апелляционного определения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, только за периоды, выработанные до 1 ноября 1999 г., законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.

Определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственном пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 17 октября 2006 г. № 380-О, 23 сентября 2010 г. № 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

В апелляционном определении приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного апелляционного определения в кассационном порядке.

Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.

Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федорченко Натальи Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-18747/2021 [88-17117/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорченко Наталья Анатольевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Гусев Д.А. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
14.10.2021Судебное заседание
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее