51RS0021-01-2024-000813-56
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-238872024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 21 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Стешовиковой И.Г., Цоя А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-728/2024 по иску Князевой Т.А. к войсковой части 06351, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», Федеральному казенному учреждению «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате,
кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 июля 2024 г.,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г.,
установила:
Князева Т.А. обратилась в суд с иском к войсковой части 06351 (далее - в/ч 06351), ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК СФ»), филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее - ФКУ «ОСК СФ» - филиал «2 ФЭС», с учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с в/ч 06351 через лицевой счет финансового учреждения Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», открытый в органах федерального казначейства невыплаченную заработную плату за период с марта по декабрь 2023 г. в размере 39405,35 руб.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 июля 2024 г., исковые требования Князевой Т.А. удовлетворены.
С войсковой части 06351 через лицевой счет финансового учреждения ФКУ «ОСК СФ» - филиал «2 ФЭС», открытый в органах федерального казначейства, в пользу Князевой Т.А. взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта по декабрь 2023 г. в размере 34283,35 руб., с учетом удержания НДФЛ. Также решением суда сумма на доходы истца за 2023 год в размере 5122 рубля удержана для дальнейшего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.
Определением Североморского районного суда Мурманской области от 17 мая 2024 г. произведена замена стороны ответчика с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» на правопреемника Федеральное казенное учреждение «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командирование Северного флота» ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие лиц, участвующих в деле. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, подавших кассационные жалобы, и других лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец с 1 января 2016 г. по 13 февраля 2024 г. работала в в/ч 06351 в должности делопроизводителя отделения материально-технического обеспечения центра управления.
Работодатель истца - войсковая часть 06351 находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК СФ» - филиал «2 ФЭС».
Как следует из п. 6.1. Раздела VI Коллективного договора войсковой части 06351 на 2024-2027 годы оплата труда работников войсковой части 06351 производится на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 г. № 545. Согласно данному приказу работникам войсковой части 06351 производятся следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, засекречиванием и рассекречиванием; в) выплаты стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26.07.2010 г. и по итогам работы (размеры выплат, показатели премирования устанавливаются «Положением о премировании согласно приказу МО Российской Федерации №1010-2010 г. работников войсковой части 06351» и «Положением о премировании работников войсковой части 06351 по основным результатам деятельности за месяц», являющимся приложением № 2 и № 3 к коллективному договору соответственно); надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Из расчетных листков Князевой Т.А. следует, что за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата, которая включает в себя: должностной оклад, компенсационные выплаты, районный коэффициент к заработной плате в размере 50%; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% в месяц; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 15 %; стимулирующие выплаты: за выслугу лет в размере 40% к должностному окладу в месяц; премиальные выплаты в соответствии с Положением о премировании; единовременное денежное вознаграждение по итогам года; выплаты за интенсивность и высокие результаты в соответствии с Положением о премировании.
Истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 129, 133, 135, 136, 146, 349, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов», приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», пунктами 2, 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министром обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П, установив, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, исходил из того, что выплаченное дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой и установленным минимальным размером оплаты труда.
Определяя суммы, подлежащие взысканию в пользу истца, суд руководствовался представленным филиалом ФКУ «ОСК СФ» - «2ФЭС» расчетом, с которым согласилась истец, и признав его арифметически верным, взыскал с войсковой части 40105 через лицевой счет финансового учреждения ФКУ «ОСК СФ» в лице филиала ФКУ «ОСК СФ» - филиал «2 ФЭС» задолженность по заработной плате в размере 34283,35 руб. (с учетом удержания НДФЛ), за заявленный истцом период.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации декларированы основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым, в том числе, отнесено обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу положений частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям части второй статьи 146, статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты труда в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты труда равной ценности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П).
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 1 октября 2019 г. система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально.
Согласно пункту 2 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств).
Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, которая не включается в состав средней заработной платы работника.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат, и направлено на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате, но осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника, вследствие чего не может учитываться при оценке размера оплаты труда в сопоставлении с минимальным размером оплаты труда, признаётся законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении правовой природы дополнительного материального стимулирования, выплачиваемого не ежеквартально, а ежемесячно, в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей с учётом уровня квалификации работника, сложности, объёма, качества и условий выполняемой им работы, что позволяет учитывать выплату в составе заработной платы, который не должен быть ниже с минимального размера оплаты труда, основаны на неправильном применении вышеприведённых норм материального права, без учёта источника формирования данной выплаты (при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов), периодичности выплаты, предусмотренной пунктом 1 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств (ежеквартально). Изменение работодателем периодичности выплаты – ежемесячно, не свидетельствует о том, что она является гарантированной, так как возможность выплаты поставлена в зависимость от наличия экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г. № 8-П дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате гражданского персонала войсковой части, выводов судов не опровергает, поскольку в данном постановлении изложена правовая позиция относительно взыскания выплаченных военнослужащему на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежных средств и применения положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы на состоявшиеся по иным гражданским делам судебные акты, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы судов по иным делам преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
В рассматриваемом деле юридически значимые обстоятельства судами определены верно, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 25 октября 2024 г.