РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 февраля 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре Рубис С.И., с участием представителя истца ФИО6, ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/2021 по иску Администрации Шелеховского муниципального образования к ФИО3 о возложении обязанности по сносу жилого дома, признанного не пригодным для проживания, по утилизации строительного мусора, по обращению в орган кадастрового учёта с целью снятия дома с кадастрового учёта, о прекращении права собственности на дом, признанный аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелеховского муниципального образования обратилась в суд с иском к ФИО3, указав в обоснование своих требований, что Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, попал в зону затопления.
На основании акта обследования данного жилого дома межведомственной комиссией выдано заключение о признании его непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению. Распоряжением администрации Шелеховского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Как указывает истец, собственником данного жилого дома является ответчик, который реализовал свое право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – приобретение жилого помещения.
Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществлять самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора.
Собственник вышеуказанного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию Шелеховского муниципального образования заявление о несогласии на снос указанного дома не предоставлял.
Истец также указывает, что эксплуатация указанного жилого дома в соответствии с его функциональным назначением невозможна, т.к. он признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. Жилой дом, как объект права собственности, уничтожен в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку непригодное для проживания жилое помещение по своему статусу не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности, оно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью как проживающих в нем граждан, так и неопределенного круга лиц.
Однако собственник жилого дома ФИО3 не желает осуществить снос дома в добровольном порядке, а также обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии с жилого дома с кадастрового учета.
При этом требование о сносе и прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение негативных последствий чрезвычайной ситуации и обеспечение общественной безопасности.
В связи с чем, Администрация Шелеховского муниципального образования просит суд возложить на ФИО3 обязанность снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и хозяйственные постройки; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборки) дома и хозяйственных построек по данному адресу; обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области) с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета; прекратить право собственности ФИО3 на жилой дом по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании представитель истца – глава администрации Шелеховского муниципального образования ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично.
Представитель третьего лица ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», надлежащим образом извещённый о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области надлежащим образом извещенный о дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело без их участия, считает, что Управление не является субъектом данного правоотношения, т.к. не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу, решение по делу не может повлиять на его права и обязанности по отношению к сторонам.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 18.02.2020г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019г. № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области» Правительством Иркутской области 17.07.2019 г. принято Постановление № 556-пп, которым (п. 2) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Положение).
Пунктом 1 указанного Постановление № 556-пп (в редакции от 10.12.2020 г.) предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.
Судом установлено, что ФИО3 принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Данный дом в период паводка в ДД.ММ.ГГГГ. находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Шелеховского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. №, при участии собственника помещения ФИО3, произведено обследование помещения по адресу: <адрес>.
Заключение межведомственной комиссией по результатам обследования помещения: о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, непригодным для проживания на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам рассмотренных документов выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания на основании п.10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Распоряжением Главы Шелеховского муниципального образования «О признании жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания граждан, аварийными, подлежащими сносу на территории Шелеховского муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ. №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Согласно ответа на запрос ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, №.
В соответствии с информацией, представленной Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ., было реализовано ФИО3; оплата по свидетельству № была произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ст.235ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Обращаясь с настоящим иском, Администрация Шелеховского муниципального образования ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ. на территории Иркутской области.
Вместе с тем, приведенные выше нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 г. № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019г. на территории Иркутской области до внесения изменений Постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2019г. № 1110-пп, на момент выдачи сертификата не содержали положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние. Иное соглашение об изъятии жилого дома между сторонами (как на момент выдачи сертификата, так и на момент рассмотрения дела в суде) не заключалось.
Действительно, целью предоставления сертификата является приобретение или строительство на средства сертификата взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, по мнению истца, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.
Так, согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями ч. 4 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Однако, стороной истца суду не представлено решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных или государственных нужд, а также сведения о том, что оно принималось.
Соответственно, Администрацией Шелеховского муниципального образования, как органом местного самоуправления, не соблюдена предусмотренная данной нормой права процедура изъятия жилого дома.
Из обстоятельств дела не вытекает, что жилье ответчика погибло или уничтожено, оно лишь пришло в непригодное для проживания состояние, что не равнозначно гибели или уничтожению. При этом, доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан истцом не представлено.
Поскольку, по общему правилу жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственник жилого помещения в таком доме в предоставленный ему срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В данном случае, Администрацией Шелеховского муниципального образования в отношении ответчика указанная процедура не выполнялась, жилой дом, принадлежащий ответчику на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд не изымался, какое-либо решение об этом не принималось, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения требований администрации о понуждении собственника снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания жилой дом, осуществления мероприятий по утилизации строительного мусора, обращения в органы кадастрового учёта с заявлением о снятии с кадастрового учета аварийного жилого дома, о прекращении права собственности на жилой дом отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Шелеховского муниципального образования к ФИО3 о возложении обязанности по сносу (демонтажу) признанного не пригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> хозяйственных построек; по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса вышеуказанного аварийного жилого дома; по обращению в органы кадастрового учёта с заявлением о снятии с кадастрового учёта аварийного жилого дома; о прекращении права собственности на вышеназванный жилой дом отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Радионова