Судья Апарина Л.О. Дело №33а-1287/2020
Докладчик Михеев О.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Бажанова А.О.,
судей Михеева О.С. и Середы Л.И.,
при секретаре Ермаковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело №2а-747/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика Роблеса Джона Энтони на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия
установила:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском к Роблесу Д.Э. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение.
В обоснование иска указало, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30 августа 2019 г. <№>-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Роблеса Д.Э., принято решение о его депортации из Российской Федерации. Роблес Д.Э., подлежащий депортации, 7 июля 2020 г. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания. Поскольку пребывание Роблеса Д.Э. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, просило принять решение о помещении гражданина <данные изъяты> Роблеса Д.Э. <дата> года рождения, в специальное учреждение на срок до трех месяцев, то есть до 7 октября 2020 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено. Гражданин <данные изъяты> Роблес Д.Э., <дата> года рождения, подлежащий депортации, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3 на срок до 7 октября 2020 г. (л.д.26-30).
Административный ответчик Роблес Д.Э. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, производство по административному делу прекратить. Указывает, что решение суда первой инстанции вынесено на основании решения МВД по Республике Мордовия о депортации от 20 марта 2020 г., которое принято в период действия Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», нарушает его права и законные интересы. Кроме того, 15 июня 2020 г. в Указ внесены изменения, согласно которым решения о депортации не принимаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в период с 15 марта 2020 г. по 15 сентября 2020 г. включительно.
Старший помощник Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаева Н.В. подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании административный ответчик Роблес Д.Э. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель административного истца МВД по Республике Мордовия Шипова О.П. возразила относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. в заключении полагала, что решение суда подлежит отмене.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 269 КАС Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями.
Часть 3 статьи 55 и часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предусматривают, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что в 1996 г. гражданин <данные изъяты> Роблес Джон Энтони, <дата> года рождения вместе с отцом – гражданином <данные изъяты> Р.Д.Э, <дата> года рождения и сестрой – гражданкой <данные изъяты> Р.К.М., <дата> года рождения прибыл на территорию Российской Федерации.
20 октября 2008 г. решением УФМС России по Московской области Роблес Д.Э., <дата> года рождения его отец и сестра признаны беженцами на территории Российской Федерации.
23 октября 2015 г. Роблес Д.Э., <дата> года рождения осужден Кузьминским районным судом города Москвы по части 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания, в виде лишения свободы сроком на 5 лет в исправительной колонии общего режима.
Решением Врио заместителя ГУ МВД России по Московской области от 4 мая 2017 г. (л/<адрес>) гражданин <данные изъяты> Роблес Д.Э., <дата> года рождения лишен статуса беженца.
30 августа 2019 г. Министерством юстиции Российской Федерации в отношении Роблеса Д.Э. вынесено распоряжение за <№>рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации.
МВД по Республике Мордовия 20 марта 2020 г. принято решение о депортации гражданина <данные изъяты> Роблеса Д.Э. за пределы Российской Федерации.
7 июля 2020 г. Роблес Д.Э. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания и помещен в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району, предназначенный для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, депортации или реадмиссии, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок, не превышающий 48 часов.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 июля 2020 г. срок пребывания иностранного гражданина Роблеса Д.Э. в Центре временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району продлен до 10 июля 2020 г. включительно.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г. Роблес Д.Э. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3 на срок до 7 октября 2020 г.
Из совокупности исследованных материалов следует, что административный ответчик признавался беженцем на территории Российской Федерации.
Основания нахождения и правовое положение иностранных граждан признанных беженцами на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 19 февраля 1993 №4528-1 «О беженцах» (далее Закон №4528-1)
Названный Федеральный закон рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 9 Закона №4528-1 лицо лишается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом статуса беженца, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона №4528-1 лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона №4528-1 лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Приведенные положения Федерального Закона №4528-1 соотносятся со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей пытки и бесчеловечное унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также со статьи 33 Конвенции ООН о статусе беженцев, устанавливающей, что договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев в страны, где их жизни и свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, предполагают необходимость установления судом при принятии решения о выдаче наличия обстоятельств, исключающих угрозу применения в отношении выдаваемого лица пыток или преследования за его убеждения.
Таким образом, Роблес Д.Э. против его воли, как лицо имевшее статус беженца, полученный им в несовершеннолетним возрасте, может быть выдворен за пределы Российской Федерации только при устранении обстоятельств, в силу которых он покинул <данные изъяты>
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения об устранении вышеуказанных обстоятельств.
Довод представителя административного истца МВД по Республике Мордовия о том, что при составлении заявления о выдаче (обмене) удостоверения беженца в апреле 2010 г. в пункте 50 Анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем, административный ответчик указал, что для него отсутствует реальная угроза безопасности в случае возвращения в <данные изъяты>, не может рассматриваться как отсутствие обоснованных опасений с его стороны стать жертвой преследований по признакам предусмотренным подпунктом 1 части 1 статьи 1 Закона №4528-1.
Пунктом 9 статьи 31 Закона №115-ФЗ установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 марта 2006 г. №55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Частью 2 статьи 62, пунктом 3 части 3 и частью 5 статьи 266 КАС Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа в сфере миграции указать в административном исковом заявлении конкретный срок пребывания лица в специальном учреждении, а также привести мотивы целесообразности установления такого срока.
Аналогичная обязанность процессуальным законом возлагается и на суд, который в своем решении должен определить и обосновать конкретный срок нахождения иностранного гражданина в специальном учреждении (часть 2 статьи 269 КАС Российской Федерации). При этом суд не связан доводами, изложенными в административном исковом заявлении, и вправе с учетом обстоятельств дела и личности административного ответчика установить более длительный или более короткий срок либо при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение или продления срока его содержания в таком учреждении отказать в удовлетворении требований уполномоченного органа (часть 1 статьи 84, часть 1 статьи 269 КАС Российской Федерации).
Вместе с тем, ни в административном исковом заявлении, ни в мотивировочной части решения суда первой инстанции не указано мотивов нахождения иностранного гражданина в специальном учреждении до 7 октября 2020 г.
Довод апелляционной жалобы Роблеса Д.Э. о незаконности принятого в отношении него решения о депортации подлежит отклонению, поскольку в установленном законом порядке решение о депортации им не оспаривалось и не являлось предметом рассмотрения судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда является незаконным, как вынесенное с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об оставлении без удовлетворения административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к гражданину <данные изъяты> Роблесу Джону Энтони, <дата> года рождения, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий А.О. Бажанов
судьи О.С. Михеев
Л.И. Середа