Решение по делу № 33-775/2015 от 22.01.2015

Шамильский районный суд РД Дело № 33-775/2015

Судья Хайбулаев М.Р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2015 года г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А.К.,

судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,

при секретаре Магомедове А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шамильского района Республики Дагестан о возложении обязанности на администрацию муниципального образования сельского поселения «сельсовет Голотлинский» Шамильского районного суда Республики Дагестан (далее администрация МО СП «сельсовет Голотлинский) создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе, путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами, по апелляционной жалобе администрации МО СП «сельсовет Голотлинский» на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., выслушав объяснение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан А.Ф.., полагавшей решение суда законным и обоснованным, просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

прокурор Шамильского района Республики Дагестан, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать администрацию МО «сельсовет Голотлинский» создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района Шамильского района Республики Дагестан по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сельских поселениях Шамильского района Республики Дагестан.

В результате проверки установлено, что на территории МО СП «сельсовет Голотлинский» и на прилегающих территориях имеются естественные водоемы, а также наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения, однако администрацией МО СП «сельсовет Голотлинский» не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами не оборудованы.

Несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.

Решением Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора Шамильского района Республики Дагестан и постановлено:

«Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Голотлинский» Шамильского района создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами и созданием условий для забора воды из наружных источников водоснабжения».

На указанное решение суда администрацией МО СП «сельсовет Голотлинский» подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда, указывая на то, что в бюджете МО СП «сельсовет Голотлинский» на 2014 год не заложено достаточных средств по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в объемах, указанных прокурором в своем исковом заявлении. У администрации МО СП «сельсовет Голотлинский» нет на балансе пожарных гидрантов и нет возможности самостоятельно за счет средств муниципального образования оборудовать ими наружные водопроводы, так как это приведет к существенным финансовым затратам.

На апелляционную жалобу помощником прокурора Шамильского района Республики Дагестан поданы возражения, в которых он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, указывая на то, что вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения сельских поселений. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования.

Администрация МО СП «сельсовет Голотлинский», прокуратура Шамильского района Республики Дагестан надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако их представители в судебное заседание не явились, не заявили об отложении рассмотрения дела на другой срок.

В связи с чем, согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации МО СП «сельсовет Голотлинский», прокуратуры Шамильского района Республики Дагестан.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан А.Ф.., полагавшей решение суда законным и обоснованным, просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно ст.327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 этого Закона.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии со ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч.1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).

Согласно п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

В ходе проверки установлено, что на территории МО СП «сельсовет Голотлинский» и на прилегающих территориях имеются естественные водоёмы. На территории поселения имеются естественные водоемы и наружные водопроводы хозяйственно-питьевого назначения.

Между тем, администрацией МО СП «сельсовет Голотлинский» не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения. Наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами не оборудованы.

При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.

С учетом этого оснований для отказа прокурору в иске у суда не имелось.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Кроме того, ст.65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счёт средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «сельсовет Голотлинский» Шамильского района Республики Дагестан - без удовлетворения.

Председательствующий А.К. Джарулаев

Судьи А.И. Ашуров

Ш.М. Хираев

33-775/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок. Ш.р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Ашуров Андрей Исрапилович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.03.2015Судебное заседание
05.03.2015Передано в экспедицию
05.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее