Дело № 2а-3015/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арманова Дордж Михайловича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду,
у с т а н о в и л :
Арманов Д.М. обратился в суд с указанным административным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации г.Элисты №7536 от 31 декабря 2015 года утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано предоставление Арманову Д.М. земельного участка, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в 393 метрах, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. 26 декабря 2017 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 декабря 2017 года. 27 декабря 2017 года им в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерство) посредством почтовой связи направлено заявление о заключении договора аренды земельного участка, без проведения торгов. 31 августа 2018 года он повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ответа на его обращение. 13 сентября 2018 года работником Министерства ему предоставлена копия письма от 9 апреля 2018 года за исх.№ЭШ-02/2721 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Считает данное решение незаконным. В ст.39.16 Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов. В этом перечне не содержится основание, на которое ссылается административный ответчик. Министерством не представлено доказательств получения Армановым Д.М. письма от 9 апреля 2018 года. Он вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, то есть с момента получения письма от 13 сентября 2018 года.
Просил суд признать незаконным решение Министерства от 9 апреля 2018 года №ЭШ-02/2721 об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в 393 метрах, предназначенного для индивидуального жилищного строительства; обязать Министерство повторно рассмотреть заявление Арманова Д.М. от 27 декабря 2017 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в 393 метрах, предназначенного для индивидуального жилищного строительства; взыскать с Министерства в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и нотариальный тариф за выдачу доверенности в размере 1500 руб.
В судебное заседание административный истец Арманов Д.М. не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, направив в суд своего представителя.
Представитель административного истца Букуров О.В. исковые требования поддержал, заявил ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель административного ответчика Министерства Эрднеев Л.Ю. административные исковые требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого решения. Просил отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском трёхмесячного срока обращения в суд, указав, что отказ Министерства получен Армановым Д.М. 3 мая 2018 года, уважительных причин пропуска пропущенного срока не имеется.
Представители заинтересованных лиц – Администрации г.Элисты, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.14 ст.39.15 Земельного кодекса РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Согласно п.15 ст.39.15 Земельного кодекса РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
В соответствии с п.16 ст.39.18. Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В ст.39.16 Земельного кодекса РФ перечислены основания, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 1 ст.39.16. Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, 31 декабря 2015 года постановлением Администрации г.Элисты №7536 утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью 500 кв.м, в границах зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), расположенного по адресу: <адрес> в 393 метрах, предназначенного для индивидуального жилищного строительства; предварительно согласовано предоставление данного земельного участка Арманову Д.М.; настоящее постановление действует в течение двух лет со дня его принятия.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 декабря 2017 года земельный участок, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в 393 метрах, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер №, дата присвоения кадастрового номера – 26 декабря 2017 года.
27 декабря 2017 года Арманов Д.М. посредством почтовой связи направил заявление в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК о получении услуги – предоставлении ему указанного земельного участка в аренду без проведения торгов, к заявлению приложил соответствующие документы. Данное заявление Арманова Д.М. получено Министерством 29 декабря 2017 года, что подтверждается кассовым чеком ФГУП «Почта России» от 27 декабря 2017 года, почтовым уведомлением, сведениями Интернет-сайта «Почта России».
Согласно письму Министерства по земельным и имущественным отношениям РК исх.№ЭШ-02/2721 от 9 апреля 2018 года представленное им постановление Администрации г.Элисты является незаконным, поскольку на момент издания 31 декабря 2015 года земельный участок был включен в производственную коммунальную зону второго типа (П-1/34). Следовательно, у Администрации г.Элиста в силу пунктов 2,12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ не имелось законных оснований для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства по причине несоответствия Правилам землепользования и застройки города Элиста. Кроме того, Арманову Д.М. отказано в предоставлении земельного участка в аренду по причине истечения срока действия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка (31 декабря 2017 года).
Из материалов дела следует, что письмо Министерства от 9 апреля 2018 года исх.№ЭШ-02/2721 Армановым Д.М. получено 3 мая 2018 года, что подтверждается сведениями Интернет-сайта «Почта России».
В судебном заседании представитель истца Букуров О.В. пояснил, что трехмесячный срок для обращения в суд истцом пропущен в связи с истребованием копии отказа в предоставлении земельного участка для выяснения причин вынесения решения.
В силу ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если Кодексом административного судопроизводства РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п.1 ст.165.1. Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Административный истец несет риск неблагоприятных последствий неполучения почтовой корреспонденции.
Адрес, по которому направлено оспариваемое решение Министерства, соответствует адресу месту жительства Арманова Д.М., указанному им в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду от 27 декабря 2017 года.
Согласно п.5 ст.10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Доказательств недобросовестности работников почтовой службы при выполнении обязанности по доставке почтовой судебной корреспонденции административному истцу и о том, что почтовая судебная корреспонденция не доставлена ответчику, не имеется.
Как видно из материалов дела, обжалуемое решение Министерства по земельным и имущественным отношениям РК получено Армановым Д.М. посредством почтовой связи 3 мая 2018 года, с настоящим иском в суд он обратился в суд 14 сентября 2018 года. Трёхмесячный срок обращения в суд истёк 3 августа 2018 года.
Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Каких-либо уважительных причин, препятствующих административному истцу в установленный законодательством срок обратиться в суд с заявлением о признании данного решения незаконным, не приведено.
Исключительные обстоятельства, препятствующие направлению административного иска в установленный законом срок, в том числе тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности административного истца обстоятельства, а также другие объективные, не зависящие от Арманова Д.М., обстоятельства, в силу которых он был лишена возможности своевременно обратиться с апелляционной жалобой в суд, отсутствуют.
При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока на подачу в суд административного искового заявления в суд удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст.180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░