Решение по делу № 2-1-302/2018 от 01.03.2018

Дело № 2-1-302/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2018 года                                                                          г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием истца Романцова А.Н., представителя истца Брусова А.В., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фоминой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романцова Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о восстановлении нарушенного права,

установил:

Романцов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1 июня 1993 года он являлся получателем страховой пенсии по инвалидности. По достижении возраста 57 лет, а именно в январе 2015 года, он обратился в клиентскую службу Управления Пенсионного фонда по вопросу перехода со страховой пенсии по инвалидности на пенсию по старости. Специалистом клиентской службы ему было дано разъяснение, что переход с пенсии по инвалидности на пенсию по старости осуществляется при достижении возраста 60 лет. В январе 2018 года он вновь обратился в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению, так как данный вид являлся для него более выгодным, и узнал, что указанное право возникло у него еще в январе 2015 года. С 1 февраля 2018 года ему назначена пенсия по старости, однако было отказано в возмещении недополученной пенсии за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2018 года ввиду отсутствия письменного заявления.

По данным основаниям просит обязать ответчика признать за ним право на государственную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исчисленную по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 1 февраля 2015 года, и произвести доплату за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2018 года.

Истец Романцов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме. В ходе судебного разбирательства пояснил, что в январе 2015 года по достижении возраста 57 лет он обратился в клиентскую службу территориального отделения Пенсионного фонда, и в порядке очереди попал к специалисту Б.В.Ф. Изучив данные его паспорта она сообщила, что право на назначение пенсии по старости возникнет у него только в 60 лет. Письменного заявления он не оформлял, поскольку обратился за разъяснениями и не знал, что необходимо писать заявление. В январе 2018 года на основании направленного в его адрес уведомления он вновь обратился в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное), где ему разъяснили, что право на назначение досрочной пенсии по старости возникло у него с возраста 57 лет. Таким образом, пенсия по государственному пенсионному обеспечению по вине специалиста территориального отделения Пенсионного фонда была ему назначена спустя три года после возникновения права на ее получение, так как при обращении по данному вопросу в январе 2015 года ему была предоставлена недостоверная информация.

Представитель истца Брусов А.В. исковые требования Романцова А.Н. поддержал. В обоснование заявленных требований пояснил, что с 1 июня 1993 года Романцов А.Н. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности. Поскольку Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено снижение пенсионного возраста для лиц, проживавших на территории с льготным социально-экономическим статусом, в частности для мужчин по достижении возраста 57 лет, Романцов А.Н. в январе 2015 года обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области по вопросу назначения пенсии по старости. Так как специалист клиентской службы ему разъяснила, что право на перевод с одного вида пенсии на другой возникнет у него только с 60 лет, он не стал оформлять письменное заявление. Вместе с тем право на назначение пенсии по старости возникло у него по достижении возраста 57 лет, и то обстоятельство, что он не писал соответствующее заявление, не дает оснований полагать, что он не может реализовать данное право. Сотрудники территориального отделения Пенсионного фонда в силу своих должностных обязанностей должны были разъяснить истцу необходимость оформления заявления в письменном виде, однако процедура обращения ему разъяснена не была. Поскольку принципы пенсионного законодательства направлены на осуществление содействия гражданам в реализации их прав на пенсионное обеспечение, специалисты Пенсионного фонда должны отслеживать ситуацию, информировать граждан о возникновении у них права на назначение пенсии, в том числе права на ее досрочное назначение, а также производить назначение пенсии в беззаявительном порядке по достижении лицом определенного возраста. Так как выплатное пенсионное дело Романцова А.Н. было заведено еще в 1993 году, территориальный орган Пенсионного фонда имел в своем распоряжении документы, свидетельствующие о наличии у истца права на назначение пенсии со снижением возраста, однако никаких действий по его информированию предпринято не было. Вместе с тем ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено назначение пенсии по старости гражданам, достигшим установленного законом возраста, и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, без истребования от них заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фомина Е.В. исковые требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что пенсионным законодательством предусмотрен заявительный характер обращений по вопросу назначения пенсии или в связи с переводом с одного вида пенсии на другой. Исключением является назначение страховой пенсии по старости по достижении установленного законом возраста гражданину, который ранее получал страховую пенсию по инвалидности, в данном случае обращение с заявлением не требуется. Для назначения пенсии со снижением возраста на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в обязательном порядке требуется личное заявление гражданина. Поскольку Романцов А.Н. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, по достижении возраста 60 лет ему была назначена страховая пенсия по старости без истребования заявления на основании имевшихся в выплатном пенсионном деле документов. Кроме того, ему было разъяснено о возможности оформления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая для него являлась более выгодной, чем он воспользовался, обратившись с соответствующим заявлением в январе 2018 года. Тот факт, что Романцов А.Н. имел право на назначение пенсии со снижением возраста, ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) не оспаривается, однако доказательств того, что он официально обращался по данному вопросу, не представлено. Согласно Положению о Клиентской службе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе, в базе ПТК КС регистрируются любые обращения, в том числе устные, при этом база программно-технического комплекса «Клиентская служба» не содержит какой-либо информации об обращении Романцова А.Н. в адрес территориального отделения Пенсионного фонда в 2015 году.

Выслушав участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

В обоснование исковых требований Романцов А.Н. указывает, что право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением пенсионного возраста возникло у него в 57 лет, то есть с 28 января 2015 года.

Факт возникновения у Романцова А.Н. права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом представителем ответчика не оспаривается.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 или ч. 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Частью 1 ст. 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости предоставлено мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.

Как следует из материалов пенсионного дела № 106323 Романцова А.Н. (л.д. 40-61), а также объяснений представителя ответчика, по достижении истцом возраста 60 лет в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ ему была назначена страховая пенсия по старости без истребования от него соответствующего заявления на основании данных, имевшихся в распоряжении ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное).

В силу ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на назначение пенсии имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Таким образом, пенсия по старости может назначаться по выбору гражданина на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом требований Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 3 и п. 4 указанных Правил, граждане обращаются за назначением пенсии и переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии или заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Исходя из приведенных выше положений пенсионного законодательства, гражданину, получающему страховую пенсию по инвалидности, страховая пенсия по старости назначается без истребования от него соответствующего заявления со дня достижения, в частности мужчиной, возраста 60 лет. Гражданину, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначение пенсии производится на основании его письменного заявления, при этом оно может быть подано в любое время после возникновения данного права, без ограничения каким-либо сроком.

Судом установлено, что Романцову А.Н. по достижении им возраста 60 лет назначена страховая пенсия по старости на основании имевшихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, документов. С заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению Романцов А.Н. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда 30 января 2018 года, и данный вид пенсии ему был назначен с 1 февраля 2018 года бессрочно (л.д. 50, 51-54).

Заявляя требование о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, а именно с 1 февраля 2015 года, и начислении доплаты за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2018 года, Романцов А.Н. указывает, что он обращался территориальный орган Пенсионного фонда по вопросу назначения ему пенсии по старости в январе 2015 года в устном порядке.

Вместе с тем, как указывалось выше, назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста возможно при условии волеизъявления гражданина, выраженного в письменном заявлении.

Истец и его представитель не отрицали тот факт, что в 2015 году Романцов А.Н. в адрес территориального органа Пенсионного фонда в письменном виде не обращался, заявления о разъяснении права или о назначении ему пенсии по старости не писал.

Доводы истца о том, что специалистом клиентской службы он был введен в заблуждение относительно момента возникновения у него права на установление пенсии по старости, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Так Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 мая 2004 № 62п «Об организации работы по созданию и развитию клиентских служб в территориальных органах ПФР» утверждено примерное положение о клиентских службах в территориальных органах ПФР.

На основании указанного Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации начальником ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе 12 января 2015 года утверждено Положение о клиентской службе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (л.д. 74-81).

Данным Положением определены функции клиентской службы, к которым, в частности, относятся: учет и регистрация устных и письменных обращений застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров по вопросам, относящимся к компетенции ПФР в программном комплексе ПТК КС; консультации по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР; прием и регистрация заявлений и документов о назначении пенсии. Регистрация устных обращений граждан осуществляется в ПТК «Клиентская служба ПФР» на основании документов, удостоверяющих личность.

Согласно информации ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное), письменные или устные обращения Романцова А.Н. в программно-техническом комплексе «Клиентская служба» (ПТК КС) в 2015 году не регистрировались (л.д. 38, 99, 101).

Допрошенная в качестве свидетеля старший специалист клиентской службы Б.В.Ф. показала, что в случае обращения гражданина в устном порядке или в письменном виде, данное обращение заносится в базу ПТК КС. Фиксируется любое обращение, однако оно должно поступить на личном приеме. Не смотря на то, что у Романцова А.Н. в 57 лет возникло право на назначение пенсии по старости, с соответствующим заявлением или в устном порядке он не обращался, в противном случае это было бы зафиксировано в программно-техническом комплексе «Клиентская служба».

На основании обращения Романцова А.Н. в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) была создана комиссия и проведено служебное расследование, по результатам которого сделаны выводы о том, что в действиях Булыгиной В.Ф. не усматривается ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и неисполнения требований пенсионного законодательства (л.д. 59-60).

Показания свидетелей Р.Г.В. и П.А.И.. не могут быть приняты судом во внимание с целью установления факта обращения Романцова А.Н. в 2015 году в пенсионный орган в установленном законом порядке по вопросу назначения пенсии по старости, поскольку обстоятельства, изложенные свидетелями в их показаниях, известны им только со слов истца, на приеме в территориальном органе Пенсионного фонда они лично не присутствовали. Кроме того, свидетель П.А.И. в своих показаниях утверждает, что встретился с Романцовым А.Н. в помещении территориального органа Пенсионного фонда 3 февраля 2015 года, вместе с тем истец в обоснование иска указывает, что обращался по вопросу назначения пенсии в январе 2015 года, и просит признать за ним право на назначение пенсии по старости с 1 февраля 2015 года.

Доводы истца и его представителя о том, что специалисты Пенсионного фонда должны информировать граждан о возникновении у них права на досрочное назначение пенсии, а также о том, что ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено назначение пенсии по старости гражданам, являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, без истребования от них заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, основаны на неверном толковании права.

Назначение пенсии на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исчисленной в порядке, установленном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» осуществляется исключительно на заявительной основе.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено установление пенсии без истребования заявления в случае назначения социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Таким образом, Романцов А.Н. не относится к категории лиц, которым ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ предоставлено право на установление пенсии без истребования заявления.

С учетом перечисленных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что указанные в обоснование исковых требований доводы Романцова А.Н. о его обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу назначения пенсии по старости в январе 2015 года в ходе судебного разбирательства не подтвердились.

Поскольку по достижении возраста 57 лет Романцов А.Н. не выразил свое волеизъявление на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, не обратившись с письменным заявлением в адрес органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, основания для удовлетворения его исковых требований о восстановлении нарушенного права в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Романцова Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о восстановлении нарушенного права отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2018 года.

Председательствующий                                                Е.В. Журавлева

2-1-302/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Романцов А.Н.
Романцов Александр Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)
Другие
Брусов Анатолий Васильевич
Брусов А.В.
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2018Судебное заседание
18.04.2018Судебное заседание
28.04.2018Судебное заседание
02.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее