дело №2-598/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Пыть-Ях 13 ноября 2018 года
Пыть-Яхский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Старшиновой Н.В., при секретаре Драган Ю.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного учреждения «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Быркэ Зайнап Сайфутдиновна,
установил:
БУ РҐРњРђРћ-Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РљРЈ «Пыть-РЇС…СЃРєРёР№ центр занятости населения» Рѕ признании незаконным Рё подлежащим отмене решения Рѕ сохранении Р·Р° Быркэ Р—.РЎ. среднего месячного заработка РІ течение четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ ее увольнения. Рсковые требования мотивированы тем, что Быркэ Р—.РЎ. состояла РІ трудовых отношениях СЃ БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая», которые были прекращены РЅР° основании Рї.2 С‡.1 СЃС‚.81 РўРљ Р Р¤. было принято решение Рѕ наличии Сѓ Быркэ Р—.РЎ. права РЅР° сохранение среднего месячного заработка РІ течение 4 месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения. Данное решение истец считает незаконным, поскольку РІ оспариваемом решении ответчик РЅРµ указал, РІ чем заключается исключительность случая РІ отношении Быркэ Р—.РЎ., поскольку последняя РЅРµ приобрела статус безработной, С‚.Рє. имеет постоянный РґРѕС…РѕРґ РІ РІРёРґРµ пенсии Рё социально защищена государством.
Просит признать незаконным решение КУ ХМАО-Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» о сохранении за Быркэ З.С. среднего месячного заработка в течение 4 месяца со дня ее увольнения и взыскать с ответчика судебные расходы.
Представитель истца Петров Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Гареева Ф.Т. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Третье лицо Быркэ З.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Быркэ З.С. была принята на работу в БУ ХМАО-Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница», расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Приказом главного врача БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» трудовой договор между сторонами прекращен, Быркэ З.С. была уволена с работы на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации). В связи с увольнением работодателем выплачены все причитающиеся при расчете суммы, включая выходное пособие и выплату среднего месячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.
В месячный срок после увольнения Быркэ З.С. обратилась в КУ ХМАО- Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» с целью поиска подходящей работы, но не была им трудоустроена.
КУ «Пыть-Яхский центр занятости населения» принято решение о сохранении за Быркэ З.С. средней заработной платы в течение четвертого месяца со дня увольнения,
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327ТК РФ).
Согласно ч.1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных ч.1 и 2 названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч.3 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации).
РР· приведенных РЅРѕСЂРј закона следует, что РІ случае увольнения работника РёР· организации, расположенной РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ сокращением численности или штата сотрудников организации, ему безусловно выплачивается выходное РїРѕСЃРѕР±РёРµ РІ размере среднего месячного заработка Рё Р·Р° РЅРёРј сохраняется средний месячный заработок РЅР° период трудоустройства, РЅРѕ РЅРµ свыше трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Аналогичные разъяснения приведены в п.15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.).
Согласно п.7 Методических рекомендаций по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, утвержденным распоряжением Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2014 №17-р-39 при рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении и установлении исключительного случая учитывается представленный гражданином любой из документов, подтверждающий наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми за указанным работником сохраняется средний месячный заработок, в том числе подтверждающие самостоятельный поиск работы (скриншоты отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме организации, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры, лист самостоятельного поиска работы по прилагаемой рекомендуемой форме, о наличии кредитных обязательств, наличие членов семьи, (дети, супруги (супруга), родители), находящихся в период трудоустройства на содержании гражданина или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и (или) основным источником средств к существованию.
Как следует из обжалуемого решения, основанием для его принятия послужило то, что Быркэ З.С. обратилась в центр занятости в месячный срок после увольнения и не была им трудоустроена .
Согласно протоколу заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ выдаче, отказе решения Рѕ сохранении среднего месячного заработка , РІ качестве исключительных случаев РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ сохранении Р·Р° Быркэ Р—.РЎ. среднего месячного заработка Р·Р° четвертый месяц СЃ момента увольнения, органом службы занятости населения указаны: нетрудоустройство РїРѕ направлению центра занятости, самостоятельный РїРѕРёСЃРє работы, Рё нуждаемость РІ финансовых средствах. Рных исключительных случаев протокол заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ содержит.
При разрешении настоящего спора к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению, относятся: факт обращения работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличии кредитных обязательств, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.п.
В данном случае, Быркэ З.С. в месячный срок после увольнения обратилась в орган занятости населения, была зарегистрирована в КУ «Пыть-Яхский центр занятости населения» с целью поиска подходящей работы с и не была им трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения.
Быркэ З.С. самостоятельно занималась поиском работы, о чем свидетельствует копия плана самостоятельного поиска работы .
РР· пояснительной записки Быркэ Р—.РЎ., РєРѕРїРёР№ пенсионных удостоверений Быркэ Р—.РЎ., Р‘.Р’.Р. следует, что Быркэ Р—.РЎ. имеет постоянный РґРѕС…РѕРґ РІ РІРёРґРµ пенсии , проживает совместно СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј Р‘.Р’.Р. который трудоустроен, имеет постоянный заработок, РєСЂРѕРјРµ того, является пенсионером Рё получает пенсию, совокупный РґРѕС…РѕРґ РёС… семьи превышает прожиточный РјРёРЅРёРјСѓРј., установленный РІ РҐРњРђРћ-Югре. Кредитных обязательств, членов семьи, РІ С‚.С‡. несовершеннолетних, находящихся РЅР° содержании Сѓ Быркэ Р—.РЎ. РЅРµ имеется.
При таких обстоятельствах, исключительные обстоятельства, в связи с которыми за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок, при принятии решения о сохранении за Быркэ З.С. среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения у ответчика отсутствовали, в связи с чем решение центра занятости нельзя признать законным.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у Быркэ З.С. средств к существованию, необходимости дорогостоящего лечения в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не доказаны и материалами дела не подтверждены.
Доводы ответчика о дискриминации Быркэ З.С. со стороны истца не могут повлиять на выводы суда, поскольку предметом спора не являются.
Таким образом, оценив указанные обстоятельства и представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями ст.ст. 313,318 Трудового Кодекса Российской Федерации, пп.7 п.1 ст. 333.19 НК РФ, ст.ст.6,12,56,67,94,98,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Бюджетного учреждения «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» о сохранении за Быркэ Зайнап Сайфутдиновной среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Взыскать с казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» в пользу Бюджетного учреждения «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме через Пыть-Яхский городской суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 ноября 2018 года.
Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова
Верно:
Судья Н.В. Старшинова
Секретарь Ю.С. Драган
Оригинал решения суда находится в Пыть-Яхском городском суде
в материалах гражданского дела №2-598/2018.
«Решение суда не вступило в законную силу»