Дело № 2-361\2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2016 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Волжениной Т.Н.
При секретаре Ткачевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Резиной Л.В., Пырсикова А.В. к ГУП ДХ «Юго-Западное ДСУ», Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района о признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Резина Л.В., Пырсиков А.В. обратились в суд с иском к ГУП ДХ «Юго-Западное ДСУ», Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района о признании права собственности.
Исковые требования обосновали тем, что в ДД.ММ.ГГГГ отец истцов, ФИО1, заключил договор приватизации жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. До приватизации дом принадлежал ДРСУ <адрес>. На момент приватизации в доме проживали и были зарегистрированы кроме отца мать истцов, ФИО2 и Пырсиков А.В. Однако в договоре приватизации имеется лишь указание на количество членов семьи - 3 человека. Вид права, на котором дом передан в собственность, в договоре также не указан. Договор приватизации зарегистрирован в исполкоме Староалейского сельсовета, право собственности на основании указанного договора не регистрировалось. Квартира расположена на земельном участке, право собственности на который также не зарегистрировано.
В ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2., после ее смерти наследство фактически принял отец, поскольку проживал вместе с матерью в доме до ее смерти и продолжил проживать в доме после ее смерти. Через нотариуса наследство после смерти матери никто не принимал.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 Истцы являются его единственными наследниками по закону первой очереди. Резина Л.В. после смерти отца в установленном порядке обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу. Пырсиков А.В. на наследование имущества, принадлежавшего отцу, не претендует.
Однако оформить права на наследование дома и приусадебного земельного участка через нотариуса невозможно в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и ненадлежащим оформлением договора приватизации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», на момент приватизации жилые помещения подлежали передаче в общую собственность всех проживающих в жилом помещении на момент приватизации. На основании ст. 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае смерти одного из участников общей собственности доли проживающих в жилом помещении устанавливаются доли каждого из участников в том числе умершего, и признаются равными. Таким образом, на момент приватизации все члены семьи, зарегистрированные в доме, то есть отец, мать и Пырсиков А.В. владели квартирой на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли каждый.
Поскольку отец фактически принял наследство после смерти матери в соответствии с ч. 2 ст. 218, ч.4, ст. 1152 ГК РФ он стал собственником доли, принадлежавшей матери, то есть на момент своей смерти владел 2/3 долями в праве общей долевой собственности на дом. Резина Л.В. считает, что поскольку в установленном порядке приняла наследство после смерти отца, то с момента его смерти является собственницей принадлежавших отцу долей в праве на дом.
Право общей долевой собственности на земельный участок подтверждается выпиской из похозяйственной книги о праве гражданина на земельный участок.
Однако подтвердить свои права на дом и земельный участок в настоящее время истцы могут только в судебном порядке.
Истцы просят признать за Пырсиковым А.В. право на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, имеющий разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 700 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за Резиной Л.В. право на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок имеющий разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 700 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенные по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец Резина Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Истец Пырсиков А.В. исковые требования о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный в <адрес> поддержал, На наследственное имущество после смерти родителей не претендует, с заявлением к нотариусу не обращался.
Представитель ответчика ГУП ДХ «Юго-Западное ДСУ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Администрации Староалейского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайств об отложении дела не поступило.
Суд, выслушав лиц? участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Согласно ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ДРСУ и ФИО1 был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, согласно которому ФИО1 приобрел квартиру, по адресу: <адрес> с учетом количества членов семьи 3 человека (л.д. 19-20).
Согласно справки Администрации Староалейского сельсовета <адрес> (л.д. 24) на момент приватизации ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> были зарегистрированы: ФИО1., ФИО2., Пырсиков А.В.
Согласно ст. 2, 7 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", (действовавшей в редакции на момент заключения договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан) граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно кадастрового паспорта помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь домовладения составляет 52,4 кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, расположенного в <адрес>, площадь земельного участка составляет 700 кв.м. (л.д. 22).
Выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право общей долевой собственности, по 1\3 доли в праве ФИО1., ФИО2, Пырсикова А.В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1., что подтверждается копиями свидетельства о смерти (л.д. 15,16).
Пырсиков А.В., Резина Л.В. являются детьми ФИО1 и наследниками первой очереди.
Согласно наследственного дела к имуществу ФИО1., с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 обратилась Резина Л.В. (л.д. 43-45).
Другие наследники о своих правах на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО1 не заявили.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемая информация на объекты недвижимого имущества – помещение и земельный участок, расположенные в <адрес>, не может быть представлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют (л.д. 46).
В соответствии с информацией налогового органа плательщиком налога за объекты недвижимости являлся ФИО1 (л.д. 47).
В результате реорганизации и переименования Государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства <адрес> «Рубцовское дорожно-строительное управление №» в форме присоединения к нему государственных унитарных предприятий дорожных хозяйств Алтайского края, куда вошло Третьяковское ДРСУ, на территории Третьяковского района реорганизованное предприятие ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» имеет «филиал Третьяковский» государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края «Юго-Западное дорожно-строительное управление», который не является юридическим лицом. От ответчиков не поступило возражений против иска, что суд считает как признание ими исковых требований.
Суд считает, что требования истцов обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать право собственности Пырсикова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на недвижимое имущество в виде 1\3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.
Признать право собственности Резиной Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на недвижимое имущество в виде 2\3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Т.Н. Волженина