Дело №2-70 (2016 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Могойтуй 16 февраля 2016 года
Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Деговцовой О.Р.
с участием:
представителя истца администрации сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Чимитдоржиевой Ц.Д.
при секретаре Дондокове З.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, Межрайонной ИФНС России по Забайкальскому краю о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, размером <данные изъяты> га, принадлежавшую ФИО8 в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
администрация сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обосновании иска указал следующее.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №1-1-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация сельского поселения «Кусоча» по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации №323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Главы администрации Могойтуйского района Читинской области от 4 марта 1992 года №122 «Об утверждении среднерайонного земельного пая передаваемых бесплатно и создании спецфонда перераспределения», постановлением Главы Могойтуйского района «О выдаче свидетельств на право собственности земельных долей» от 12 октября 1994 года №310, графиком выдачи Свидетельств на земельные доли, Протоколом №3 от 6 марта 1992 года общего собрания членов АКФ «Красный Октябрь», Пунктом № 7 Протокола № 2, постановлением Главы администрации Могойтуйского района «О создании внутрихозяйственной комиссии по приватизации земель и реорганизации колхоза в АКФ «Красный Октябрь» от 20 января 1992 года № 29, был предоставлен земельный участок из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в общую долевую собственность <данные изъяты> гражданам, из состава земель бывшего колхоза «Красный Октябрь».
Согласно письма-приложения к постановлению главы администрации Могойтуйского района от 4 марта 1992 года №122 «Об утверждении среднерайонного земельного пая передаваемых бесплатно и создании спецфонда перераспределения» размер земельной доли в границах сельского поселения «Кусоча» составляет <данные изъяты> гектаров. В списке граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на земельную долю ФИО8 значится за номером № (список 2)-«ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>». Было выдано Свидетельство на право собственности на землю серии <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, постоянно проживала в <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ (выписка из записи акта о смерти № от «17» мая 2004 года, выдан Отделом ЗАГС <адрес> Департамента ЗАГС <адрес>.
В соответствии со статьей 12.1 Закона об обороте, администрация сельского поселения «Кусоча» подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли). В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте, список невостребованных земельных долей опубликован в газете «Агинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ № (12044), размещен на информационном стенде сельского поселения «Кусоча» и на официальном сайте администрации сельского поселения «Кусоча», не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения», на котором был утвержден список невостребованных земельных долей. Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий месторасположение: <адрес>, сельское поселение «Кусоча», было назначено на ДД.ММ.ГГГГ по предложению администрации поселения. Извещение участников долевой собственности на земельный участок о дате, времени, и месте проведения общего собрания, повестке общего собрания, об адресе места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания и сроках такого ознакомления, осуществлено посредством опубликования соответствующего сообщения в газете «Местное время» от ДД.ММ.ГГГГ № (601) и размещения такого сообщения на информационном щите сельского поселения «Кусоча» и сайте администрации поселения в соответствии с требованиями Закона об обороте.
Администрация поселения представила список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности. На общем собрании участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ утверждено 2 списка, состоящие из <данные изъяты> собственников земельных долей, доли которых признаны невостребованными. С даты утверждения списков невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанные списки, признаны невостребованными.
В утвержденном списке из <данные изъяты> невостребованных земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, состоит ФИО8.
Истец ссылается на положения ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 125, 1112, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Считает, что имеются основания о признании за сельским поселением «Кусоча» права собственности на земельные доли земельных участков, признанных невостребованными.
Предъявляет требование о признании права муниципальной собственности сельского поселения «Кусоча» на невостребованную земельную долю, размером <данные изъяты> га, принадлежавшую ФИО8 в праве общей долевой собственности на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца администрации сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края, по доверенности, Чимитдоржиева Ц.Д. поддержала исковые требования по основаниям указанным в заявлении.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае надлежаще извещено о дате и времени рассмотрения дела. Представитель в суд на рассмотрение дела не явился, не известил о причинах неявки, не представил доказательства уважительности этих причин, не подал ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Ответчик Межрайонная ИФНС России по Забайкальскому краю надлежаще извещена о дате и времени рассмотрения дела. Представитель, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Жаргалова Б.Д. подала заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
С учетом того, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о дате и времени рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и не является препятствием для рассмотрения дела по существу, в силу требований ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца администрации сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края, по доверенности Чимитдоржиевой Ц.Д., принято решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, представителя ответчика Межрайонной ИФНС России по Забайкальскому краю.
Выслушав представителя истца администрации сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края, по доверенности Чимитдоржиеву Ц.Д., изучив материалы гражданского дела, представленные в ходе судебного разбирательства доказательства, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.
В части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплен общий принцип распределения обязанности по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Положения данной нормы закона приведены в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, при разъяснении обязанности по доказыванию.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право частной собственности и раскрывая в статье 35 его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, выделяет в качестве самостоятельного конституционного права право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1) и, конкретизируя применительно к данному праву предписание статьи 17 (часть 3), устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает обязанность соблюдать при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю, на основе конституционного принципа пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), с тем чтобы обеспечить охрану законом права частной собственности, как того требует статья 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Кроме того, пунктом 2 статьи 1 названного федерального закона предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3). Закрепляя общие положения о праве собственности на землю, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в пункте 2 статьи 260, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 указанного закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу пункта 8 статьи 12.1 закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» принято решение о передаче в собственность земельных долей из земельного участка, расположенного на землях АКФ «Красный Октябрь», то есть на землях сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район».
Постановлением главы администрации Могойтуйского района от 20 января 1992 года №29 в АКФ «Красный Октябрь» была создана комиссия по приватизации земель и реорганизации колхоза, срок окончания приватизации и реорганизации колхоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола №3 общего собрания членов АКФ «Красный Октябрь» от 6 марта 1992 года, Постановления общего собрания работников АКФ «Красный Октябрь» от 6 марта 1992 года следует, что общее собрание АКФ «Красный Октябрь» постановило о реорганизации агрофирмы в крестьянское акционерное общество закрытого типа и ограниченной ответственностью и утвердило список на распределение земельного пая в количестве <данные изъяты> человек.
Постановлением главы администрации Могойтуйского района от 4 марта 1992 года №122 утверждены расчеты средней районной нормы бесплатной передачи земель на одного работающего в сельском хозяйстве, включая лиц, работающих в социальной сфере села согласно приложению № 1.
По приложению №1 к Постановлению главы администрации Могойтуйского района № 122 от 4 марта 1992 года – по колхозу «Красный Октябрь» численность всего населения составляет <данные изъяты> человек, в том числе население с 16 лет <данные изъяты> человек, всего сельхозугодий – <данные изъяты> га, на 1 человека – <данные изъяты> га.
Постановлением №310 от 12 октября 1994 года глава администрации района обязал глав администраций сел района организовать выдачу свидетельств на право собственности на землю всем собственникам земельных долей до ДД.ММ.ГГГГ. Утвердил график выдачи свидетельств. В приложенном графике указан Кусочи в ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с порядком выдачи и реорганизации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года. Свидетельства на право собственности на землю, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
Часть граждан получила свидетельства о праве собственности на земельные паи сельскохозяйственного назначения.
В списке граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на земельную долю, ФИО8 значится под номером №. Свидетельство на право собственности на землю было выдано ей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией Свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты> №. Таким образом, ФИО8 приобрела право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: АО «Кусочи», общей площадью <данные изъяты> га.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Процедура признания земельных долей невостребованными и орган местного самоуправления, наделенный правом совершения соответствующих действий, установлены пунктами 3 - 8 статьи 12.1 указанного Федерального Закона.
Согласно статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п.5).
Согласно пунктов 2, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Указанные сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: дату и время проведения общего собрания; адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; повестку дня общего собрания; адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания и сроки такого ознакомления.
Лица считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей - пункт 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно - пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ.
Администрацией сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности подготовлен список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли), которые могли быть признаны невостребованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р главы сельского поселения ФИО5
список собственников земельных долей, которые могли быть признаны невостребованными, опубликован в газете «Агинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ №,
список собственников земельных долей, которые могли быть признаны невостребованными размещен на информационном стенде сельского поселения «Кусоча»,
список собственников земельных долей, которые могли быть признаны невостребованными, размещен на официальном сайте администрации сельского поселения «Кусоча»,
не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
В указанном списке значится ФИО8.
При опубликовании администрацией сельского поселения «Кусоча» муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края дано разъяснение, о том, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в администрацию сельского поселения «Кусоча» по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. Указан и адрес по которому принимались возражения: <адрес>, пер. Молодежный, 10.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р Главы сельского поселения ФИО5, участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, извещены о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут по адресу: <адрес>. Указаны повестка собрания: утверждение списка невостребованных земельных долей, адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания: <адрес>, пер. Молодежный, 10, администрация сельского поселения «Кусоча» (до ДД.ММ.ГГГГ) посредством опубликования соответствующего сообщения в газете «Агинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ № и размещения такого сообщения на информационном щите сельского поселения «Кусоча» и сайте администрации сельского поселения «Кусоча».
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, имеющий месторасположение: <адрес>.
В соответствии пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация сельского поселения «Кусоча» представила список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
На общем собрании участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ утверждены 2 списка, состоящие из <данные изъяты> собственников земельных долей, доли которых признаны невостребованными. С даты утверждения списков невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанные списки, признаны невостребованными.
В утвержденном списке из <данные изъяты> невостребованных земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, состоит ФИО8.
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела ЗАГС <адрес> Департамента ЗАГС <адрес> ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
Применительно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации земельная доля переходит по наследству, а поэтому процессуальное правопреемство по спорам о невостребованных земельных долях не противоречит закону.
По данным представленным нотариусом Могойтуйского нотариального округа Забайкальского края ФИО6 наследственные дела к имуществу ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей в <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводились и в производстве не находятся.
В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), земельную долю умершего, можно считать выморочной.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельство о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, следует, что под кадастровым номером №, номером кадастрового квартала № внесены в государственный кадастр недвижимости земли сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение <адрес>.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Удовлетворение иска предполагает прекращение права общей долевой собственности ФИО8 на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░8.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░