УИД 16RS0050-01-2024-005376-61
Дело №12-453/2024
Судья В.Е. Кузина Дело №77-827/2024
Р Е Ш Е Н И Е
24 июля 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Г.Г. Ахунова, при секретаре судебного заседания Л.Ф. Закировой, рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя И.В. Акользиной – Э.Н. Бильдановой на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этим решением постановлено:
постановление заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан подполковника полиции А.В. Губачева № 101 от 19 февраля 2024 года об административном правонарушении, которым ИП Акользина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ИП Акользиной И.В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ИП Акользиной И.В. – Э.Н. Бильданову, должностное лицо УВМ МВД по Республике Татарстан И.И. Сайфутдинова,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан подполковника полиции А.В. Губачева № 101 от 19 февраля 2024 года индивидуальный предприниматель Акользина Инна Васильевна (далее по тексту – ИП Акользина И.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
ИП Акользина И.В. обратилась в районный суд с жалобой на указанное постановление должностного лица, в которой поставила вопрос о его отмене и прекращении производство по делу об административном правонарушении.
Районным судом вынесено приведенное выше решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ИП Акользина И.В. в лице защитника Э.Н. Бильдановой выражает несогласие с решением районного суда, просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Защитник ИП Акользиной И.В. – Э.Н. Бильданова в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила изменить административное наказание, заменив административный штраф на предупреждение.
Должностное лицо УВМ МВД по Республике Татарстан И.И. Сайфутдинов в судебном заседании просил постановление должностного лица и решение районного суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон о миграционном учете) в случаях, предусмотренных пунктами 1-4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).
Из материалов дела следует, что <дата> в <дата> по адресу: <адрес> установлено, что ИП Акользина И.В., осуществляющая предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, являющаяся принимающей стороной гражданина <адрес> И.В., <дата> года рождения, нарушила правила миграционного учета, а именно в установленном законом порядке не уведомила орган миграционного учета о прибытии вышеуказанного иностранного гражданина, прибывшего в хостел «<данные изъяты>» <дата>, дата уведомления органа миграционного учета о прибытии – <дата>.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Акользиной И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом должностное лицо исходило из доказанности наличия в действиях ИП Акользиной И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Районный суд с выводами должностного лица согласился.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как усматривается из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении 16 февраля 2024 года присутствовала ИП Акользиной И.В., которая в присутствии свидетелей отказалась от его подписания, в том числе в графе с извещением о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом – 19 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут.
Между тем, должностное лицо 19 февраля 2024 года рассмотрело настоящее дело об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие ИП Акользиной И.В. Сведений о том, что она надлежащим образом извещалась о месте и времени вынесения постановления о назначении административного наказания, материалы дела не содержат.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо не располагало данными о надлежащем извещении ИП Акользиной И.В., что свидетельствует о том, что должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 19 февраля 2024 года у должностного лица имелась возможность отложить рассмотрение дела на более поздний срок и надлежащим образом известить лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении жалобы районным судом вопрос о том, принимались ли должностным лицом, вынесшим постановление, меры к извещению ИП Акользиной И.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении, не выяснялся и надлежащей правовой оценки не получил.
Неустранение процессуальных нарушений должностного лица привело к нарушению фундаментального права лица, привлекаемого к административной ответственности, которое является безусловным основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, должностным лицом и районным судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт отмену постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения с возвращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника индивидуального предпринимателя И.В. Акользиной – Э.Н. Бильдановой удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан подполковника полиции А.В. Губачева № 101 от 19 февраля 2024 года и решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя И.В. Акользиной отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.Г. Ахунова