Решение по делу № 33-5596/2016 от 02.11.2016

Судья З.Б. Айгунова

Дело № 33-5596\2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 28 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ХавчаеваХ.А.,

судей Сидоренко М.И. и Галимовой Р.С.,

при секретаре Ибрагимовой Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкала апелляционную жалобу представителя Министерства транспорта энергетики и связи РД на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 августа 2016 года, которым постановлено:»Иск Шахбанова Т. Ш. к Министерству транспорта, энергетики и связи РД, ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Шахбанова Т. Ш. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на март 2016 года в размере 86 526 (восемьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать шесть) рублей.

В остальной части исковых требований отказать»

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение Шахбанова Т.Ш., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Шахбанов Т.Ш. обратился в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи РД, ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РД», с иском о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав при этом, что является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в нарушение законодательных актов регулирующих порядок взыскания субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг он не получает субсидии с ноября 2010 года, при этом оплату коммунальных услуг он производит в полном объеме и на данный период задолженность за ним отсутствует. Задолженность по предоставлению субсидий образовалась в размере 86 526, 27 руб. Он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, г. Каспийск, ул. Р. Алилова, 153 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.01.2002. Согласно справке расчету от 15.07.2016 года, выданной МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа» город Каспийск долг перед ним в период с ноября 2010 года по март 2016 года составляет 86 526, 27 руб.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта энергетики и связи РД просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что в оспариваемом решении, несмотря на их неоднократные и обоснованные возражения основным доводом суда является то, что на момент рассмотрения дела в суде, уполномоченным органом по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услугу является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. Данный довод суда основан на том, что Законом Республики Дагестан от 08.02.2016 г. № 3 прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В целях реализации положений вышеуказанного Закона Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 05.04.2016 № 78 «О внесении изменений и признании утратившими некоторых актов Правительства Республики Дагестан», которым определено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ. Суд неправильно определил обстоятельства дела, которые привели к необоснованному привлечению Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в качестве ответчика по делу и незаконному принятию решения. Предметом исковых требований гражданина Шахбанова Т.Ш. является сумма задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по состоянию на март 2016 года, т.е. по обязательствам, которые возникли до принятия Постановления Правительства Республики Дагестан № 78 о: 05.04.2016 которым Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан было уполномочено на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ. Учитывая, что факт образования задолженности Республики Дагестан по публичному нормативному обязательству возник с ноября 2010 по март 2016 годов, т.е. до вступления в силу Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 г. № 3, об отсутствия в Законе нормы устанавливающей его действие до его издания, считает необходимым руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими до 08.02.2016 года. В силу вышеизложенного, ответчиком по данному делу должна быть Администрации городского округа «город Каспийск», так как факт образования задолженности возник в период действия полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Доводы суда о том, что на момент рассмотрения судом первой инстанции дела вступил в силу Закон Республики Дагестан от 08.02.2016 года №3, согласно ст.1 которого прекращены полномочия осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеют правового значения для разрешения спора, как так период задолженности по выплате субсидии по данному делу определен с ноября 2010 по 2016 гг., т.е. до вступления в силу вышеназванного Закона.

На заседании судебной коллегии не явился представитель Министерства транспорта энергетики и связи, представитель ГАУ РД «МФЦ», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Шахбанов Т.Ш. является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно справке - расчету задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 15.07.2016 г. задолженность по субсидиям, невыплаченная на март 2016 года Шахбанову Т.Ш. составляет 86 526, 27 рублей.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации».

Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Согласно п.66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, (п.71 Правил)

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительством Республики Дагестан постановлением от 26.08.2011г. № 294 утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан. (с изменениями на 5 апреля 2016 года).

Согласно п.2 вышеуказанного Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан «Субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган)».

Прием документов, представляемых для получения субсидий гражданами, осуществляется государственным автономным учреждением Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан"(п.6).

Приказом Министерства Транспорта, энергетики и связи в Республике Дагестан от 6 апреля 2016 года за №42 уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определено Государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Дагестан».

Согласно п.п..111, 112 Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития № 403 от 26.05.2006г. финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.

Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что фактическим получателем субвенций на момент рассмотрения дела в суде является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. Ответственным за перечисление субсидий гражданам получателям - субсидий на момент рассмотрения дела в суде является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Суд обоснованно дал критическую оценку доводам представителя ГАУ РД «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» и Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан о том, что задолженность по субсидиям истцу должна выплатить администрация городского округа «город Каспийск». Судебная коллегия с такой оценкой соглашается с учетом следующего.

Выплата субсидий гражданам является бюджетным обязательством Правительства Республики Дагестан, а администрация городского округа «город Каспийск» в силу действующего на тот момент законодательства была уполномочена Правительством на принятие решений по начислению и выплате субсидий из средств, перечисляемых Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

В настоящее время Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий и при этом согласно п.1 ст.2 Закона Республики Дагестан за № от 8 февраля 2016 года обязала органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законом порядке перечислить в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансферов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В данном случае речь идет обо всех денежных средствах как полученных муниципальными образованиями, так и недополученных средств, которые и явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. На момент рассмотрения дела в суде межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу вышеуказанного закона администрациям муниципальных образований, в связи, с чем задолженности по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

Исходя из смысла действующего законодательства, выплата субсидий являются обязательством субъекта Российской федерации в лице высшего исполнительного органа, в данном случае Правительства Республики Дагестан, которое обязано отвечать перед гражданами своей республики, которое определило уполномоченный орган для выполнения этих обязательств.

На момент рассмотрения спора в суде таким уполномоченным органом Правительство Республики Дагестан определило Министерство транспорта, энергетики и связи РД.

Правительством Республики Дагестан принято Постановление от 2 июня 2016 года за № 159 «О ликвидации государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Республиканский Центр субсидий» которым постановлено: «ликвидировать государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий". Установить, что: правопреемником государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны быть взысканы с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Приказом Минтранэнергосвязи РД от 06.04.2016 года № 42 ГАУ РД «МФЦ в РД» является управомоченным органом по принятию решений о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Принимая во внимание, что приказ был издан 06.04.2016 доводы Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, изложенные в возражениях, о том, что ГАУ РД «МФЦ в РД» управомочено начислять субсидии с февраля 2016 года суд признал необоснованными.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении настоящего гражданского дела выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, оснований к его отмене или изменению судебная коллегия не усматривает.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства транспорта энергетики и связи РД - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5596/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахбанов Т.Ш.
Ответчики
Министерство транспорта энергетики и связи РД
ГАУ РД "МФЦ в РД"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
02.11.2016Передача дела судье
28.11.2016Судебное заседание
09.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее