Решение по делу № 2-10076/2024 от 21.03.2024

                                                                                                          № 2-10076/2024

50RS0031-01-2024-005808-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Одинцово                                                                             28 августа 2024 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Селина Е.А.,

при секретаре Шашенковой К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области с уточненными требованиями, в которых просит: признать действия, в результате которых заведомо ложная информация о наличии задолженности появилась на портале Госуслуги, незаконными и обязать ответчика удалить с портала Госуслуги информацию о задолженности по договору аренды и все незаконные требования (счета) об оплате арендной платы и угрозу начисления пени за их неоплату; обязать опубликовать, в том числе на портале Госуслуги информацию о том, что указанная ранее информация о наличии задолженности по договору аренды за январь-декабрь 2024 года была ложной и чтобы такое извещение публиковалось и/или отображалось на портале Госуслуги в два раза дольше, чем там находится информация о задолженности; взыскать компенсацию морального вреда в размере 700 000 руб. за незаконное выставление на портале Госуслуги требований об оплате и информации о наличии задолженности по договору аренды и начислении пени за январь 2024 года и февраль 2024 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 900 000 руб. за незаконное выставление на портале Госуслуги требований об оплате и информации о наличии задолженности по договору аренды и начислении пени за март-декабрь 2024 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб. за выражение явного пренебрежения в виде неудовлетворения претензии в досудебном порядке и непредставления отзыва на претензию; взыскать штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка 50:20:0090427:1648. Арендная плата была произведена за весь будущий год при заключении договора. Оплата произведена оплатой задатка за участие в аукционе, после этого сумма задатка была передана арендодателю. Сумма задатка составила 251 331,82 руб. В соответствии с п. 3.4 договора арендная плата вносится помесячно арендатором. Так как при заключении договора была произведена предоплата и арендная плата удерживается из предоплаченной суммы, то никакой задолженности по договору аренды нет и быть не может. ДД.ММ.ГГГГ Арендодателем через портал Госуслуги выставлены 12 требований (счетов) об оплате арендной платы за период с января по декабрь 2024. За неоплату этих счетов начисляются пени. Договор не предоставляет арендодателю права выставления требований (счетов) на оплату арендной платы ни за текущий, ни за будущий периоды. Тем более не предоставляет ему такого права с использованием портала Госуслуги. Требование оплаты арендной платы путем выставления счетов на портал Госуслуги является заведомо незаконным и преднамеренным нарушением договора. Также незаконна угроза начисления пени за неоплату этих незаконно выставленных требований. Счета были выставлены за все 12 месяцев 2024 года, в том числе за январь и февраль 2024 года. При этом в соответствии с п. 3.4 договора и предоплатой, арендная плата за январь и февраль 2024 года на момент выставления счетов уже оплачена путем удержания из предоплаты. То есть счет выставлен с требованием оплаты за уже оплаченный период, что означает попытку ответчика незаконным путем завладеть имуществом на крупную сумму. Заведомо незаконные действия ответчика причиняют истцу материальный и моральный вред. Моральный вред заключается в сильнейшем и постоянном страхе из-за возможности утраты земельного участка и дома, кроме того, ответчик выразил явное пренебрежение как к простому человеку, которое выразилось в отсутствии отзыва на претензию. С момента незаконного выставления требований и появления данных об огромной задолженности и пени прошло уже полгода и ответчик, заведомо зная об отсутствии долга, ничего не делает для удаления информации о задолженности. Своими действиями ответчик намеренно продолжает причинять моральный вред и увеличивать размер причиненного вреда. С момента подачи иска размер морального вреда увеличился по причине длительности и непрерывности причинения морального вреда. Таким образом, ФИО2 посчитав свои права нарушенными, предъявил настоящие требования в суд.

Истец в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, с учетом заявленных уточнений.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, согласно которым отображенная сумма на портале Госуслуг является информативной, пени не начислялись и не начисляются ввиду отсутствия задолженности по договору аренды земельного участка за спорный период, таким образом, со стороны КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области отсутствуют действия, нарушающие права ФИО2

Третье лицо представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещено, о причинах неявки суд сведениями не располагает.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав представленные доказательства, заслушав истца и представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка по результатам проведения торгов , предметом которого является предоставление в аренду по акту приема – передачи, являющемуся неотъемлемой частью Договора, земельного участка, площадью 1 134 кв. м, с К, категория земель - «земли населенных пунктов», ВРИ – «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: АДРЕС, находящегося в муниципальной собственности (л.д. 15-17).

Сторонами подписан акт приема передачи (л.д. 18 оборот).

Срок договора аренды установлен на 13 лет 2 мес., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 Договора).

Исходя из раздела 3 Договора арендная плата начисляется с даты начала срока Договора, указанной в п. 2.1. Размер годовой арендной платы устанавливается в соответствии с Протоколом (Приложение ), являющимся неотъемлемой частью Договора. Размер арендной платы определяется в соответствии с Приложением к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно в полном объеме в размере, определенном в Приложении , не позднее 10 числа текущего месяца, путем внесения денежных средств безналичным порядком с обязательным указанием в платежном документе назначения платежа, номера и даты Договора. Арендная плата за неполные период (месяц) исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды в месяце к количеству дней данного месяца.

Годовая арендная плата за земельный участок составляет 251 331,82 руб., а сумма регулярного ежемесячного платежа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 241,83 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 944,32 руб. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 944,30 руб. (л.д. 18).

Также Договором предусмотрено, что арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на максимальный размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в плановый период, который изменяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен Договор аренды (п. 3.9 Договора).

Истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ арендодателем через портал Госуслуги выставлены 12 требований (счетов) об оплате арендной платы за период с января по декабрь 2024 года. За неоплату этих счетов начисляются пени. Договор не предоставляет арендодателю права выставления требований (счетов) на оплату арендной платы ни за текущий, ни за будущий периоды (л.д. 19, 21, 25-27). Также указывает, что ответчик не имеет права выставлять требования об оплате арендной платы на портал Госуслуг.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в адрес КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области направлена претензия об удалении сведений о наличии задолженности по арендной плате с портала Госуслуг (л.д. 22, 24).

ДД.ММ.ГГГГ за ТГ-5312 Администрация Одинцовского городского округа Московской области предоставила ответ на вышеуказанную претензию, в соответствии с которым начисления не являются задолженностью, а пени начисляются только в случае нарушения срока оплаты (л.д. 42).

Указанный ответ дан в сроки, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абз. 36 ст. 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 БК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ бюджетным полномочием администратора доходов бюджета является представление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах далее - ГИС ГМП).

Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, согласно которому Комитет является главным администратором отдельных доходных источников бюджета Одинцовского городского округа Московской области и отдельных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Одинцовского городского округа Московской области в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Одинцовского городского округа Московской области (п. 1.10).

Согласно ст. 41, 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. 1 ст. 21.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, государственные и муниципальные учреждения незамедлительно не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а при ее начислении после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем начисления, обязаны направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ч. 5 ст. 21.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Положение о ЕПГУ). Как указано в Положении о ЕПГУ на портале Госуслуг реализуется возможность подачи заявки и получения результата государственной и (или) муниципальной услуги (функции).

Пунктом 15 Положения о ЕПГУ определено, что предоставляющие услуги и (или) рассматривающие сообщения органы и учреждения (организации) обеспечивают: а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме; б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на ЕПГУ информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

На портале Госуслуг функционирует раздел «Госпочта», который предназначен для осуществления обмена электронными сообщениями (письмами) между пользователями и ЕПГУ с одной стороны и органами государственной и муниципальной власти, а также организациями, вовлеченными в процесс государственного управления, с другой стороны. Также посредством «Госпочты» работает механизм предоставления уведомлений из ГИС ГМП.

Таким образом, Комитет, как администратор доходов бюджета обязан предоставлять информацию (счета) необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги в ГИС ГМП, в том числе по арендной плате.

Учитывая совершенный платеж по договору (задаток) от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 251 331,82 руб., арендная плата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет статус «оплачено», а начисления на портале Госуслуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату направления обращения и ответа на него (март 2024 года) не являются задолженностью, представляя собой сформированные к оплате счета, которые можно будет оплатить до 10 числа каждого месяца.

Сведения о наличии пени в представленных сторонами документах отсутствуют. Угрозы начисления пени за спорный период суд также не усматривает, с учетом вышеизложенных обстоятельств.

Также в ходе судебного заседания ответчиком представлены документы и даны пояснения, что требования или претензии о взыскании задолженности по арендным платежам или пени ответчик не выставлял, задолженности по договору аренды у истца не имелось и не имеется, что подтверждает отметкой в скриншотах из программы ГИС ГМП со статусом - «сквитировано».

Квитирование - это сопоставление извещения о начислении с извещением о приемке к исполнению распоряжений (с оплатой). В результате указанного сопоставления создается «Квитанция».

Распространения каких-либо сведений истца со стороны ответчика судом не установлено, так как вход в личный кабинет на портале Госуслуги защищен паролем, доступ к нему имеет только истец.

Таим образом, требования ФИО2 в части признания незаконными действий, повлекших появление на портале Госуслуги заведомо ложной информации о наличии у истца задолженности и обязания ответчика удалить с портала Госуслуги указанные сведения, а также обязания опубликования на портале Госуслуги информации об отсутствии задолженности, являются необоснованными, поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения, опровергаются материалами дела, в том числе документами, предоставленными сторонами.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Факт причинения нравственных переживаний не презюмируется, не может быть признан очевидным с учетом сферы регулирования правоотношений сторон и подлежит доказыванию. Истец в данном деле должен доказать факт причинения ему морального вреда (физические и нравственные страдания) и связь физических и нравственных страданий с действиями (бездействием) ответчика.

Истцом не представлена совокупность указанных элементов для привлечения ответчика к ответственности в виде выплаты компенсации морального вреда. Нарушений каких-либо нематериальных благ, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, не имеется. Доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий действиями (бездействием) КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области не представлено.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что задолженность у ФИО2 по договору аренды земельного участка, заключаемого по результатам проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствует; выставление счетов на оплату предусмотрено действующим законодательством; ответ на претензию был дан своевременно.

Оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафа суд не усматривает, поскольку отношения между органом местного самоуправления и физическими лицами регулируются нормами, в том числе гражданского законодательства, а не Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», кроме того, в удовлетворении основного требования истцу судом отказано, какие-либо суммы в пользу истца не присуждались.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 (паспорт: ) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ИНН: 5032000299) о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                        Е.А. Селин

    Мотивированное решение изготовлено 27.09.2024.

2-10076/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Максимов Алексей Алексеевич
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Другие
Администрация Одинцовского г.о.
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Селин Евгений Александрович
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
21.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
25.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
27.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее