Дело № 2а-2939/21
Решение
Именем Российской Федерации
29 июня 2021г. г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи - Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре - Сотеевой Б.У.,
рассмотрев дело по административному иску Абдуллаева К.М. к призывной комиссии и военному комиссариату г. Махачкалы об оспаривании решения призывной комиссии и обязании их выдать ему военный билет,
установил:
Абдуллаев К.М. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии и военному комиссариату г. Махачкалы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, указав, что Решением призывной комиссии г. Махачкалы он 21.04.2021г., зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» (Далее Закон) - с выдачей документа воинского учета - «Справка в замен воинского билета».
Вместе с тем, вынесенное решение в отношении его является незаконным по основаниям:
Согласно п. 4 ст. 23 Закона - граждане признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения военной службы.
Он является инвалидом с детства, что подтверждается справкой МСЭ №, на основании чего освобожден от исполнения обязанности по военной службе. Работниками военного комиссариата он никогда не вызывался, он полагал в военном комиссариате знают об этом, так как в школе имелась такая информации
В связи с тем, что необходимости в военном билете не было и его не вызывали в комиссариат, имея инвалидность, в начале апреля 2021 года он обратился в военный комиссариат за получением военного билета, однако призывная комиссией вынесла незаконное решение о зачислении его в запас ВС РФ с выдачей справки.
В материалах личного дела отсутствуют доказательства совершения им после ДД.ММ.ГГГГ действий или бездействия, сопряженные неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении его от призыва на военной службу, а также доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу административным ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГг. достижения им возраста 27 лет.
В соответствии со ст. 31 Закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. На работников военных комиссариатов возлагается прямая обязанность по оповещению и вручению повесток. Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга, выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить.
Представитель военного комиссариата РД ФИО3 и представитель призывной комиссии <адрес> ФИО4 просили в удовлетворении иска отказать, указывая, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГг., внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) - статья 28 дополнена пунктом 1.1.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Так, к числу граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 27- летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" относятся:
граждане, освобожденные от призыва на военную службу:
признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении их дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении их;
граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья;
граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу;
граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
ФИО5 не относится к перечисленным выше категориям, и с ДД.ММ.ГГГГ такая категория граждан официально именуется "гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований". При этом, статус "гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" перечисленные выше лица приобретают не автоматически, а на основании специального заключения призывной комиссии, которое принимается по достижении указанными лицами возраста 27 лет при зачислении их в запас. При этом на основании указанного заключения призывной комиссии в документы воинского учета такого гражданина вносится запись о том, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Вынесенное призывной комиссией заключение оформляется в письменном виде путем внесения соответствующей записи в протокол заседания призывной комиссии и учетно-алфавитную книгу призывников.
Согласно ст. 22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
При вынесении решения, для призывной комиссии юридически значимым и подлежащем выяснению по делу обстоятельством относиться факт является ли административный истец лицом, не проходившем службу и не имевшим освобождение от призыва либо отсрочки после ДД.ММ.ГГГГ<адрес> этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Также, доводы истца о том, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений он не получал правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 ст. 28 Закона не требуется факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Закона.
Выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии <адрес> истец ФИО1 зачислен в запас по достижению предельного возраста призыва на военную службу и выдана взамен военного билета справка АК №, признав его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.Обжалуемое решение оформлено как выписка из решения призывной комиссии <адрес>, утверждено военным комиссаром <адрес>, признав его ограниченно годным к военной службе по категории 2 группа «РА». Исходя из порядка оформления данного решения, суд считает, что обжалуемое решение (справка) является совместным актом призывной комиссии - и военного комиссариата.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон №-Ф3). Согласно 4.1 СТ.26 данного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты субъектов РФ через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городски) округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власть субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В силу п.2 ст.31 закона №-Ф3 граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом па военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, сведений о вручении повестки административному истцу и об обращениях должностных лиц военного комиссариата <адрес> в органы внутренних дел в связи с невозможностью вручения административному истцу повесток ответчиком суду не представлены.
В силу приложений № и 16 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по ведению названных мероприятий возложена на органы, осуществляющие военный призыв, а не на призывника.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву, основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьё 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 34 указанного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва, на пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Суд, исходя из исследованных судом материалов дела, установил, что ФИО1 прошел медицинское освидетельствование, ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, принят на учет в данном военкомате, и был признан ограниченно годным к прохождению военной службы по категории -2, группе «РА».
Однако ФИО1 является инвалидом детства.
Доказательства, в подтверждение вывода об уклонении истца от призыва /направления повесток/, ответчиками суду не представлены.
В силу ст.26 Закона №-Ф3 обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, возложена на военный комиссариат и призывную комиссию.
В соответствии с частью I статьи 28 Закона №-Ф3 при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Однако призывная комиссия не приняла ни одно из предусмотренных этим законом решений в отношении ФИО1, и ответчики не представили доказательств обратного.
Исследованные судом материалы дела не содержат сведения, что с периода постановки на учет в военкомате ФИО1 каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в военный комиссариат, либо иным образом препятствовал его призыву на военную службу. Нет в них и сведения о направлении материалов в правоохранительные органы за уклонение от призыва.
Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения о зачислении ФИО1 в запас, как не проходившего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, допустила нарушение Федерального закона №-Ф3, а также конституционных прав административного истца.
Кроме того, согласно, пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, действующей в настоящее время) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии. Таким образом, выдача гражданину справки - запрещено проходить государственную гражданскую службу, фактически к гражданину применяются ограничения в правах.
Истцом срок обращение в суд не пропущен, о решении призывной комиссией узнал, получив в июне 2020 справку взамен военного билета.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии и военного комиссариата <адрес> о выдаче справки взамен военного билета является необоснованным и незаконным, а требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать военный комиссариат <адрес> РД, зачислить ФИО1 в запас на основании пп. 4 п.1 ст. 52 Закона - выдав военный билет.
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.