Решение по делу № 2а-9015/2019 от 23.09.2019

78RS0002-01-2019-009675-09

Дело № 2а-9015/2019             02 декабря 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,

с участием прокурора Ильина Н.В., административного истца Немеровского А.Г., представителя административного истца Петровой А.Ю., представителя заинтересованного лица УИК № 256 Белоус Ю.С., представителя административного ответчика Марковой Н.П.,

при секретаре Баталовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Немеровского А. Г. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки об оспаривании протокола, внесении изменений в решение,

УСТАНОВИЛ:

Немеровский А.Г. обратился в суд с административным иском, в котором, после неоднократного уточнения заявленных требований, просил признать недействительным и отменить протокол избирательной комиссии ВМО МО Шувалово-Озерки об итогах голосования на избирательном участке № 256, избирательный округ № 1 от 10.09.2019 года, изготовленный в 03 час. 20 мин., с отметкой «Повторный подсчет голосов»; внести изменения в решение № 24-3 ИК ВМО МО Шувалово-Озерки от 11.09.2019 года «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Шувалово-Озерки шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1» в соответствии с данными, полученными на основании Протокола участковой избирательной комиссии № 256, подписанного 09.09.2019 года в 01 час. 53 мин.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты по данному избирательному округу. Голосование на избирательном участке № 256 было организовано в строгом соответствии с требованиями законодательства, велось без нарушений, подсчет голосов велся гласно и открыто, с соблюдением требований порядка подсчета голосов, жалоб на действия комиссии не поступало, по окончании голосования заинтересованным лицам были выданы заверенные копии протокола об итогах голосования, подписанного 09.09.2019 года в 01 час. 53 мин. Однако 09.09.2019 года в связи с получением жалобы на якобы допущенные нарушения при подведении итогов голосования на УИК № 256 ИК МО Шувалово-Озерки произведен повторный подсчет голосов по избирательному участку, о котором он был уведомлен всего за 30 мин. до начала процедуры, а кандидат ФИО16, как и многие другие, кто был зарегистрирован на этом участке, в том числе, члены УИК № 256 с правом решающего голоса ФИО8 и ФИО9, не был приглашен на пересчет. Члены ИКМО позволили производить видеосъемку только на очень далеком расстоянии, сама комиссия видеозапись пересчета не вела. После проведения проверки книг избирателей ему, как и всем присутствующим, было отказано в просьбе пролистать для него книги; подходить во время проверки книг запрещалось, попросили отойти на 3 м от стола. Тем не менее, число выданных бюллетеней по результатам проверки книг избирателей совпало с числом выданных по данным протокола УИК № 256, как и число погашенных бюллетеней. Закончив пересчет погашенных бюллетеней, председатель сразу приступила к пересчету голосов за кандидатов без пересчета бюллетеней по количеству. После пересчета голосов, отданных за кандидатов, начался пересчет избирательных бюллетеней по количеству, в ходе которого был выявлен бюллетень с печатью УИК № 257. Председателем нарушена непрерывность подсчета, поскольку она вписала все данные в повторный протокол в строки 1-17, кроме голосов кандидатов, которые уже были посчитаны, и покинула место проведения пересчета примерно на 20 минут. Пересчет в ИКМО выявил странные обстоятельства: в пачке действительных бюллетеней оказался бюллетень другого избирательного участка, которого не было при первичном подсчете голосов; в пачке действительных бюллетеней не оказалось заметного бюллетеня со знаком, похожим на свастику в квадратах, который был признан действительным при первичном подсчете голосов; число действительных бюллетеней уменьшилось на 30 по сравнению с данными протокола УИК, при сохранении других показателей (число выданных бюллетеней, число погашенных, число недействительных); данные, озвученные председателем, по кандидатам аномально не соответствовали тем данным, которые были озвучены при подсчете голосов на УИК № 256 и не соотносились с логикой демократического избирательного процесса – выбирать кандидатов со схожими политическими взглядами. В связи с выявившимися фактами кандидат в депутаты ФИО16 вызвал полицию и подал жалобу по поводу фальсификации; дополнительного Немеровским А.Г. заявление было подано в ГУ СК РФ. После пересчета голосов за всех кандидатов оказалось, что за ФИО10 число голосов составило 507 вместо 184, а за Немеровского А.Г. вместо 123 голосов – 10, хотя на всех участках за него в среднем голосовали от 125 до 160 человек, а на УИК № 252 – 223 голоса. Расхождения носят колоссальный характер, невозможно было не досчитать 323 голоса при большом количестве наблюдателей и проверяющих от разных партий и объединений. Не смотря на все жалобы и заявления, 11.09.2019 года было принято оспариваемое решение № 24-3. Административный истец полагал, что сложившиеся аномальные результаты пересчета голосов, отсутствие столь заметного бюллетеня, наличие бюллетеня с другого избирательного участка, позволяют предположить подмену бюллетеней и фальсификацию результатов голосования. В то же время обстоятельства, изложенные в жалобе, не подтверждаются, были надуманными и не могли послужить основанием для пересчета голосов. Также заявитель ссылался на необоснованность решения о проведении повторного подсчета голосов.

Административный истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика ИК ВМО МО Шувалово-Озерки и заинтересованного лица УИК № 256 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали.

Представители заинтересованных лиц ТИК № 22, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц избранные кандидаты ФИО16, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили; ФИО18 и ФИО16 направили в суд ходатайства об отложении судебного заседания, в удовлетворении которых отказано.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

    В соответствии с п.3 ст.30 указанного Федерального закона с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п.п.1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

    Как установлено ст.67 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

В силу ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (п.1).

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем – в органы местного самоуправления (п.2).

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования (п.3).

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят) (п.4).

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума суммарные данные по этой странице (п.5).

После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов – только в соответствующие строки увеличенной формы протокола (п.6).

Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии (п.7).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса (п.8).

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона (п.9).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (п.10).

При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются (п.11).

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются (п.12).

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них (п.13).

При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов (п.14).

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов (п.15).

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно (п.17).

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также по позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене (п.18).

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней (п.19).

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (п.20).

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета (п.21).

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 11 к настоящему Федеральному закону (за исключением контрольного соотношения, проверка которого проводится в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи) с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом (п.22).

После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи (п.23).

Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования (п.25).

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания (п.26).

Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса (п.27).

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию (п.30).

В силу п.9 ст.69 Федерального закона при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Согласно ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

В соответствии со ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума – о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае (п.1.2):

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Таким образом, обязательным условием для удовлетворения требований об отмене решения комиссии об итогах голосования является не любое нарушение действующего законодательства, а только не позволяющее с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подп. «а» и «б» п.1.2 настоящей статьи.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 ст.56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 года № 8-П, следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 15.01.2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п.39 Постановления Пленума № 5 от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подп. «б», «в», «г» п.2, п.п.3 и 4 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подп. «а» п.2 ст.77 данного Федерального закона.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Немеровский А.Г. был зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Шувалово-Озерки шестого созыва.

09.09.2019 года в 01 час. 53 мин. УИК № 256 составлен протокол об итогах голосования на выборах депутатов муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Шувалово-Озерки шестого созыва, состоявшихся 08.09.2019 года, подписанный 13 из 14 членов участковой избирательной комиссии.

В соответствии с указанным протоколом за Немеровского А.Г. было отдано 123 голоса избирателей; при этом согласно протоколу в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в УИК № 256 не поступало.

В связи с поступившей в ИКМО Шувалово-Озерки жалобой члена УИК № 256 с правом решающего голоса ФИО11 на нарушение порядка подсчета голосов, в которой ФИО11 указала, что в нарушение п.14 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ члены УИК сортировали избирательные бюллетени, извлеченные из переносных ящиков, по голосам избирателей до вскрытия стационарных ящиков для голосования; при этом, оглашая содержащиеся в бюллетенях отметки избирателей без их представления для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, председатель УИК держала бюллетени пачкой перед собой и читала фамилии кандидатов; в связи с возникновением сомнений в правильности составленного протокола УИК № 256, 09.09.2019 года ИК МО Шувалово-Озерки было принято решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 256 на выборах депутатов Муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Шувалово-Озерки шестого созыва; по итогам повторного подсчета голосов избирателей составить протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов».

Указанное решение принято ИК МО в пределах предоставленных законом полномочий в соответствии с п.9 ст.69 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года; в установленном законом порядке не оспорено и не отменено; соответственно доводы административного истца об отсутствии оснований для повторного подсчета голосов сами по себе не могут служить достаточным основанием для признания недействительным оспариваемого протокола и внесения изменений в решение об определении результатов выборов.

10.09.2019 года в 03 час. 20 мин. ИК МО Шувалово-Озерки составлен протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов», в соответствии с которым за ФИО12 отдано 10 голосов избирателей.

11.09.2019 года ИК МО Шувалово-Озерки составлена сводная таблица из избирательному округу № 1, протокол о результатах выборов по избирательному округу № 1, а также принято решение об определении результатов выборов депутатов муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Шувалово-Озерки шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1, в соответствии с которым избранными депутатами признаны ФИО16, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО19

Как указано административным истцом, 16.09.2019 года он обратился в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст.ст.142.1, 142, 142.2 УК РФ, ссылаясь на фальсификацию избирательных документов, заключающуюся в подлоге во время пересчета; однако документы, подтверждающие факт возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, в материалы дела административным истцом не представлены; а сам по себе факт несогласия Немеровского А.Г. с результатами выборов по причине не включения его в состав избранных депутатов не может служить достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.

Оценивая доводы административного истца о допущенных в период повторного подсчета голосов, влекущих искажение действительной воли избирателей, суд находит их надуманными и необоснованными, поскольку они не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судом.

При этом суд также принимает во внимание, что доводы о несвоевременном уведомлении о проведении повторного подсчета голосов не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку такие обстоятельства не помешали административному истцу, а также ФИО16, ФИО13 и ФИО8 фактически присутствовать при проведении подсчета; факт обнаружения бюллетеня с печатью УИК № 257 не влияет на действительность оспариваемого протокола, поскольку отраженные в таком бюллетене данные при подсчете голосов ИК МО Шувалово-Озерки не учитывались. Одновременно суд учитывает, что в период проведения повторного подсчета голосов от присутствующих в помещении лиц жалоб не поступало.

При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца подлежащими отклонению в полном объеме, поскольку его доводы о допущенных нарушениях, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Немеровского А. Г. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки об оспаривании протокола, внесении изменений в решение, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней.

Судья      (подпись)                 А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 05.12.2019 года

2а-9015/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Немеровский Александр Геннадьевич
Ответчики
УИК №256
ИК Внутригородского МО МО Шувалово-Озерки
Другие
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Магер Виктор Александрович
Понежа Сергей Викорович
Громов Николай Сергеевич
Щукин Роман Викторович
Андреев Юрий Аркадьевич
Председатель УИК № 256 Лосева Светлана Вячеславовна
Территориальная избирательная комиссия № 14
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Николаева Анна Валентиновна
Дело на странице суда
vbr.spb.sudrf.ru
23.09.2019Регистрация административного искового заявления
24.09.2019Передача материалов судье
24.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
05.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее