Дело № 2-6109/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
представителя истца Койдана Р.В.,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 11 июля 2017 года гражданское дело по иску Прокопьевой Т.О. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
у с т а н о в и л:
Прокопьева Т.О. обратилась в суд с иском к Минстрою РК о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом с детства, постоянно проживает в ... районе Республики Коми, с ** ** ** состоит в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами Крайнего Севера. ** ** ** она уведомлена ответчиком об отказе в предоставлении жилищной субсидии в связи с отсутствием необходимого времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (15 лет). Полагает, что отказ министерства является не законным.
В судебном заседании истец Прокопьева Т.О. участия не приняла, судом извещена надлежаще.
Представитель истца адвокат Койдан Р.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми участия в судебном заседании не принял, представил письменные возражения относительно заявленных требований, в которых иск не признал.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Установлено, что Прокопьева Т.О. родилась ** ** ** в пос. ... района Республики Коми, согласно справке серии ... № ... от ** ** ** является инвалидом ...
Прокопьева Т.О. постоянно проживает в п. ... района республики Коми.
** ** ** в адрес администрации муниципального образования «...» обратился О.В. с заявлением о постановке на учет на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку его дочь Прокопьева Т.О. являлась ребенком-..., была ....
** ** ** ... О.В. обратился в администрацию муниципального района «...» с заявлением о переводе очереди с него на Прокопьеву Т.О.
Согласно постановлению Главы администрации муниципального образования «...» от ** ** ** г. № ... «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» (первое постановление об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, на основании изменившегося законодательства и принятия Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»), по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи ... человек утвержден ... О.В.
Из информации, представленной суду администрацией муниципального района «...» следует, что в администрации отсутствует информация о мнении Министерства архитектуры и строительства Республики Коми по вопросу перевода очереди с ... О.В. на Прокопьеву Т.О., так же отсутствует документальное подтверждение принятого администрацией решения о переводе очереди с заявителя на члена семьи, однако Прокопьева Т.О. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с ** ** ** значится как заявитель. На момент оформления перевода с заявителя на члена семьи, Прокопьевой Т.О. исполнилось ** ** **. Она более 15 лет прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; родилась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; является инвалидом ..., проживающая на ... этаже, подъезд в котором не оборудован пандусом.
** ** ** Прокопьева Т.О. включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством»,
** ** ** Минстрой РК сообщил об отказе в выдаче сертификата.
По мнению Минстроя РК, на дату постановки на учет (** ** **) Прокопьевой Т.О. исполнилось ** ** **, что менее 15 лет проживания в районах Крайнего севера, установленных для инвалидов с детства.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у Прокопьевой Т.О. как инвалида с детства, права на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет ** ** **, в то же время действия Минстроя РК об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска являются законными.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
На дату постановки Прокопьевой Т.О. ** ** ** на учет действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно указанному Федеральному закону, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
На дату постановки на учет ** ** ** г. Прокопьевой Т.О. исполнилось ** ** **, общий стаж ее проживания в районах Крайнего Севера составлял менее требуемого пятнадцатилетнего стажа.
** ** ** ей исполнилось 15 лет и она могла быть включена в указанный список. Следовательно, с этой даты постановки на учет Прокопьева Т.О. имеет право на получение государственной жилищной субсидии, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ.
Прокопьева Т.О. с ** ** ** (дата перевода очереди) самостоятельно состоит на учете, была поставлена на учет в установленном порядке, до перевода очереди состояла в очереди лиц, изъявивших желание выехать за пределы районов Крайнего Севера, в составе семьи своего отца более 10 лет. Каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии истец не предпринимал, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством, поэтому право истца на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера с конкретной даты, отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
Поскольку Прокопьева Т.О. законно состоит в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеются основания для возложения на Минстрой РК обязанности выдать государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет ** ** **, в порядке очередности.
В то же время, в связи с отсутствием у истца на дату фактической постановки на учет требуемого стажа проживания в районах КС, оснований для признания незаконным отказа Минстроя РК в выдаче Прокопьевой Т.О. государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми выдать Прокопьевой Т.О. государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет ** ** **, в порядке очередности.
Исковые требования Прокопьевой Т.О. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска оставить без удовлетворения.
Судья - Н.Е. Колосова