Решение по делу № 2а-115/2020 от 03.12.2019

Дело №2а-115/2020

УИД 67RS0020-01-2019-000904-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года г.Рудня

Руднянский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего судьи О.М. Горчаковой

При секретаре И.Н. Никшиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ибрагимова Т. Р. к Призывной комиссии Смоленской области, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимов Т.Р. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Смоленской области о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу от 12.11.2019; возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем пересмотра решения о призыве на военную службу и вынесения нового решения об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас. Требования мотивированы тем, что истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате Руднянского района Смоленской области. Решением призывной комиссии Руднянского района от 01.10.2019 истцу была установлена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе, в связи с чем он был освобожден от призыва и зачислен в запас. Основанием к этому послужило наличие у истца заболевания «<данные изъяты>». Однако по результатам контрольного медицинского обследования в Военном комиссариате Смоленской области 12.11.2019 Призывной комиссией Смоленской области было принято решение о призыве истца на военную службу. С таким решением ответчика не согласен, так как оно было принято без учета имеющегося у него заболевания «<данные изъяты>», при наличии которого в силу п. «б» ст.10 Расписания болезней надлежало установить ему категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Судом к участию в деле привлечен в качестве административного соответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области».

В судебном заседании истец Ибрагимов Т.Р. и представитель истца Каменев Е.С. требования поддержали в полном объеме.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд на основании ст. 150, 226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.

Выслушав объяснения административного истца и представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества определяет Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе"), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе").

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 названного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу положений статьи 29 Закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу (п.2).

Призывная комиссии субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих комиссий, в том числе, с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п.3).

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п.4).

От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ)

Статьей 5.1 указанного Закона предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 15 - 20 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565

В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан (п.6 Положения).

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 (п.8 Положения).

Согласно пункта 2 статьи 25, пункта 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Статья применяется в случаях неудовлетворительных результатов лечения или отказе от него.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ибрагимов Т.Р. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Смоленской области по Руднянскому району.

Как следует из справки, выданной <данные изъяты>, 19.07.2019 Ибрагимов Т.Р. посетил поликлинику <данные изъяты> и обследован, установлен диагноз «<данные изъяты> (л.д.77). Данная справка представлена в материалы личного дела призывника.

В ходе медицинского освидетельствования, проводимого призывной комиссией Руднянского района 02.08.2019, Ибрагимов Т.Р. был направлен на амбулаторное медицинское обследование в медицинскую организацию – <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>» (л.д.78).

Согласно медицинскому заключению №2/8/29 от 02.08.2019 у Ибрагимова Т.Р. диагностированы <данные изъяты>. Заключение подписано врачом, проводившим освидетельствование ФИО1, заведующим отделения и главным врачом (л.д.79).

<данные изъяты>

По результатам повторного медицинского освидетельствования Ибрагимова Т.Р., проведенного призывной комиссией Руднянского района 01.11.2019, установлен диагноз: <данные изъяты>. На основании ст.10 п. «б» графа 1 Расписания болезней (приложение к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе») призывной комиссией Ибрагимову Т.Р. установлена категория категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе (л.д.80).

По результатам медицинского освидетельствования, организованного призывной комиссией Смоленской области, 12.11.2019 врачом-хирургом установлено, что <данные изъяты> не препятствуют Ибрагимову Т.Р. ношению формы военного образца (л.д.81).

На основании <данные изъяты> Расписания болезней решением призывной комиссии Смоленской области от 12.11.2019, оформленным протоколом №11 от 12.11.2019, Ибрагимову Т.Р. установлена категория годности к военной службе «А» - годен к военной службе, он призван на военную службу (л.д.11).

Согласно заключению судебной военно-врачебной экспертизы от 11.06.2020, выполненной ООО «Межрегиональный центр экспертизы и оценки», на основании данных из предоставленной медицинской и иной документации на имя Ибрагимова Т.Р., а также личного осмотра (освидетельствования) установлено, что <данные изъяты>. Наличие данного заболевания является основанием для установления Ибрагимову Т.Р. категории годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе (л.д.164-198).

У суда не имеется оснований не доверять экспертному заключению, поскольку оно соответствует положениям ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выполнено экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются с представленными в материалы дела доказательствами.

Принимая во внимание совокупность проведенных в отношении призывника медицинских исследований, а также установленное по их результатам заболевание (<данные изъяты>), суд полагает, что решение Призывной комиссии Смоленской области от 12 ноября 2019 года о признании Ибрагимова Т. Р. годным к прохождению военной службы с установлением категории годности к военной службе «А» и о призыве на военную службу надлежит признать незаконным и отменить.

В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу (абзац 1).

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (абзац 2).

Таким образом, на Призывную комиссию Смоленской области подлежит возложению обязанность пересмотреть решение о признании Ибрагимова Т. Р. годным к прохождению военной службы с установлением категории годности к военной службе «А» и о призыве на военную службу от 12.11.2019.

Оснований для удовлетворения требования истца о возложении на призывную комиссию обязанности принять новое решение об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас не имеется, так как право определить категорию годности гражданина к военной службе в компетенцию суда не входит.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для частичного удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования Ибрагимова Т. Р. удовлетворить частично.

Решение Призывной комиссии Смоленской области от 12 ноября 2019 года о признании Ибрагимова Т. Р. годным к прохождению военной службы с установлением категории годности к военной службе «А» и о призыве на военную службу признать незаконным и отменить.

Возложить на Призывную комиссию Смоленской области обязанность пересмотреть решение о признании Ибрагимова Т. Р. годным к прохождению военной службы с установлением категории годности к военной службе «А» и о призыве на военную службу от 12 ноября 2019 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                 О.М. Горчакова

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2020.

2а-115/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ибрагимов Тимур Рашидович
Ответчики
Призывная комиссия Смоленской области
Суд
Руднянский районный суд Смоленской области
Судья
Горчакова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
rudnya.sml.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация административного искового заявления
03.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
02.07.2020Производство по делу возобновлено
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее