Решение по делу № 2-80/2024 (2-611/2023;) от 11.12.2023

Дело № 2-80/2024

УИД № 75RS0019-01-2023-001161-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2024 года                                       г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи                 Малкиевой Е.С.,

при секретаре                            Бронниковой В.С.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Паздниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района Фролова М.Ю. в защиту интересов Васильковой Ирины Владимировны к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Сретенского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства муниципальным общеобразовательным учреждением «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее МОУ «Сретенская СОШ № 1») при начислении и выплате заработной платы, по результатам которой установлено, что данным ответчиком неверно производились начисления и выплата заработной платы истцу, что привело к образованию задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате. Указанная задолженность образовалась по причине включения компенсационной выплаты (надбавки за классное руководство) в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, что нарушает трудовые права работника и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ, российскому трудовому законодательству.

В связи с изложенным, а также представленным в ходе рассмотрения дела по существу уточнённого искового заявления в окончательной форме, процессуальный истец просил:

- взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения - «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой Ирины Владимировны недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 85712,35 рублей за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года;

- возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение - «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» производить в дальнейшем начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство Васильковой Ирине Владимировне раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда;

- возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение - «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с октября 2023 года до даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой Ирине Владимировне;

- взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения - «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой Ирины Владимировны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы в размере 1 000 рублей;

- возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение - «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при выплате задолженности по заработной плате Васильковой Ирине Владимировне.

В настоящем судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Сретенского района Паздникова И.А. исковые требования в окончательной редакции поддержала, просила удовлетворить.

Истец Василькова И.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, дополнительно указав, что уточненное исковое заявление ею получено, требования поддерживает.

Представитель ответчика - МОУ «Сретенская СОШ № 1» в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений, ходатайств не представил.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в настоящее судебное заседание не явился, извещен, заявлений и ходатайств не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство образования и науки Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещен. Ранее от представителя по доверенности Ивановой Т.В. представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Министерства.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии истца, ответчиков, третьего лица.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац 7 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации – далее ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзацев 2 и 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Частью 2 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из ч. 2 ст. 132 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности режима рабочего времени педагогических работников).

Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Согласно пункту 2.2 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 года ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 августа 2021 года № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) ( пункты 1 и 2 Постановления).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с пунктом 5.1 и пунктом 5.2 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утверждённых Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761.

Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается её содержание, срок выполнения и размер оплаты.

Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера (пункт 5.3 Разъяснений).

Согласно Письму Минпросвещения России от 28.05.2020 № ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций») осуществление педагогическим работником классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, следовательно, деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника только с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации с выплатой денежного вознаграждения. Классное руководство в должностные обязанности педагогических работников не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления соответствующей выплаты.

В соответствии с ч. 4 п. 4.9 Письма Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций») доплата за классное руководство – это выплата компенсационного характера за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных. Выплата за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников, но непосредственно связанная с деятельностью общеобразовательной организации по реализации образовательных программ.

Из пункта 2.1. Положения о новой системе оплаты труда работников МОУ «Сретенская СОШ № 1» (далее – Положение об оплате труда) следует, что заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовый оклад (базовый должностной оклад), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Пунктом 2.1.8 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников (в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.

Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (пункты 2.2.2, 2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) ( пункты 2.2.2, 2.2.5).

Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни и другие виды работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент применяется к фактически начисленной заработной плате (с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат) (пункт 2.2.7).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.

Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования (л.д. 89-96).

Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством установлен: с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ); с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Между тем ч. 2 ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК (ред. от 25.10.2023) «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате лиц, работающих в органах государственной власти, государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях» установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в органах государственной власти, государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов к заработной плате, устанавливаемых муниципальными образованиями Забайкальского края.

Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.

Кроме того, в соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 60.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в ее части первой, закрепляющей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 данного Кодекса).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть первая); размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса) (часть вторая).

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда, поскольку это противоречило бы назначению данной выплаты, поэтому доплата за классное руководство должна включаться в состав той части заработной платы, которая не менее минимального размера оплаты труда.

Из материалов дела следует, что Василькова И.В. работает в МОУ «Сретенская СОШ № 1» в должности учителя русского языка и литературы. Содержанием трудового договора, дополнительных соглашений к трудовому договору, приказов о приеме на работу, о назначении классных руководителей на 2022-2023, 2023-2024 годы, расчетными листами подтверждается оплата Васильковой И.В. за классное руководство (л.д. 60-63, 13-14, 22-28, 29-40).

Согласно должностной инструкции учителя данного образовательного учреждения в должностные обязанности педагогического работника – учителя не входит работа по классному руководству (л.д. 52-59).

При этом, ответчиком не оспаривался тот факт, что Василькова И.В. в спорный период времени имела право на выплаты за классное руководство на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284, которые согласно представленным сведениям начислялась не в полном размере.

Поскольку доплата за классное руководство является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей материального истца, доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда. Вместе с тем из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что соответствующая выплата включалась в размер заработной платы истца при доплате до минимального размера оплаты труда.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о взыскании в пользу материального истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с установленным нормами закона, является арифметически правильным. Доказательства, свидетельствующие о недостоверности расчета и опровергающие отраженные в нем суммы, в материалы дела не представлены. Контррассчета ответчиками, суду также не предоставлено.

Учитывая представленный истцом расчет, с МОУ «Сретенская СОШ № 1» в пользу материального истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 85 712 руб. 35 коп. за период работы с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы материальному истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда суд также находит обоснованными, однако, принимая во внимание размер задолженности, период некорректного начисления и выплаты заработной платы, считает возможным взыскать в пользу материального истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Статьей 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, данных в Постановлении «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

При обращении за восстановлением нарушенных прав материальным истом были понесены расходы, связанные с составлением расчета задолженности по заработной плате. При этом истец обратился за помощью к специалисту.

Согласно договору возмездного оказания услуг, чеку по операции истец понес расходы за составление расчета задолженности по заработной плате в размере 1 000 руб., которые судом признаются необходимыми расходами, и, учитывая признание ответчиком – образовательным учреждением, а также отсутствие возражений с его стороны в данной части, не представления им доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в данной части (л.д. 15-18, 44).

Однако, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на МОУ - «Сретенская СОШ № 1» производить в дальнейшем начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство истцу раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Статьей 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Также в соответствии с положениями ст. 195-196 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В нарушение данных норм, процессуальным истцом, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы нарушения прав истца в будущем, тогда как судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ), предположение о нарушении прав материального истца в будущем не может являться основанием для защиты в судебном порядке.

Кроме этого, решение суда должно быть исполнимо, а требование прокурора в указанной части, в свою очередь, носит неопределённый характер.

Также требования истца о возложении обязанности на МОУ «Сретенская СОШ № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с октября 2023 года до даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой И.В. подлежит частичному удовлетворению, а именно в части периода – не с октября 2023 года до даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу, а с октября 2023 года по декабрь 2023 года, в связи со следующим.

Постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 08.02.2024 № 42 в соответствии с ФЗ от 28.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Законом Забайкальского края от 29.06.2023 № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края», приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 24 января 2024 года № 4, в целях приведения правовой базы Сретенского района в соответствии с действующим- законодательством внесены изменения в Постановление администрации муниципального района «Сретенский район» от 15.12.2023 № 494 «Об утверждении Положения «Об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений муниципального района «Сретенский район», финансируемых за счет средств субвенций из бюджета Забайкальского края», согласно которому п. 2.2.2 дополнен следующим подпунктом: «выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций, установленного Законом Забайкальского края от 16 июля 2020 года № 1843 ЗЗК «О выплате ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования начисляется сверх минимального значения размера заработной платы». Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникающие с 01.01.2024.

Из пояснений процессуального истца в судебном заседании также следует, что с 01.01.2024 истцу производится начисление за классное руководство в соответствии с вышеуказанным Постановлением и нормами законодательства.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу, судом достоверно установлено, что с 01.01.2024 ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Сретенского района Забайкальского края начисляется сверх минимального значения размера заработной платы.

Исходя из изложенного у суда в настоящее время отсутствуют основания для удовлетворения требований в части периода - произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с октября 2023 года до даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой И.В., поскольку права истца с января 2024 года не нарушаются, обратного суду не представлено.

Далее, в соответствии с п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно пунктам 1.3, 1.6, 1.7, 1.8 Устава МОУ «Сретенская СОШ № 1» указанное учреждение является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов бюджета, для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности, печать со своим наименованием, бланки и штамп. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем а приобретение этого имущества. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Сретенский район» Забайкальского края. Отдельные функции и полномочия учредителя в сфере образования осуществляет Управление образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Комитет экономики и безопасности администрации муниципального района «Сретенский район» (л.д. 41-43).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 ст. 99 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Также в соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Выпиской ЕГРЮЛ, Уставом МОУ «Сретенская СОШ № 1» подтверждается, что учредителем и собственником данного учреждения является Администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, в связи с чем требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать МОУ «Сретенская СОШ № 1» при выплате задолженности по заработной плате истцу подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора к МОУ «Сретенская СОШ № 1» и удовлетворению требований к администрации района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сретенского района Забайкальского края в защиту интересов Васильковой Ирины Владимировны к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725) в пользу Васильковой Ирины Владимировны (паспорт ) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 85 712 руб. 35 коп. за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года.

Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725) произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с октября 2023 года по декабрь 2023 года, а сумму задолженности выплатить Васильковой Ирине Владимировне (паспорт ).

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725) в пользу Васильковой Ирины Владимировны (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 1 000 рублей.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725) обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» (ИНН 7519000157) профинансировать денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725) для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Васильковой Ирине Владимировне (паспорт ).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Е.С. Малкиева

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2024.

2-80/2024 (2-611/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Василькова Ирина Владимировна
Прокурор Сретенского района
Ответчики
МОУ "Сретенская СОШ № 1"
Администрация МР "Сретенский район" Забайкальского края
Другие
Иванова Татьяна Владимировна
Министерство образования Забайкальского края
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Малкиева Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
sretensk.cht.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее