Судья Бирюкова И.Г. Дело № 33а-2061/2020
64RS0044-01-2019-003926-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой М.В.,
судей Соболевой И.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному исковому заявлению Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Аблязовой А.Р. к администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении и неорганизации водоснабжения наседания питьевой водой, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области на решением Балаковского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Главный государственный санитарный врач - начальник Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязова А.Р. (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) обратился с требованиями о признании незаконным бездействия администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Быково-Отрогского МО), выразившегося в неорганизации и необеспечении на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района Саратовской области водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01); возложении в срок до 01 июня 2021 года на администрацию Быково-Отрогского МО обязанности по организации на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского МО водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; по утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы; по согласованию инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения питьевого водоснабжения.
Требования мотивированы тем, что в Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение жительницы села Быков Отрог от 30 августа 2019 года на неудовлетворительное качество питьевой воды из распределительной сети села. В целях рассмотрения обращения специалистами филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» 10 сентября 2019 года по поручению и в присутствии специалистов Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, а также представителей администрации Быково-Отрогского МО произведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети-водоразборного крана на кухне жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица Комсомольская, дом 121/1, а также из скважины (источника водоснабжения) по адресу: Балаковский район, село Быков Отрог, улица Комсомольская. В соответствии с экспертными заключениями: № 142-КГ от 17 сентября 2019 года по протоколу лабораторных исследований № 3/1891 А от 17 сентября 2019 года проба воды из централизованной системы водоснабжения из водоразборного крана разводящей сети на кухне жилого дома по вышеуказанному адресу не соответствовала требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа -0,7 +/- 0,10 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3; № 143-КГ от 17 сентября 2019 года по протоколу лабораторных исследований № 3/1892 А от 17 сентября 2019 года проба воды из централизованной системы водоснабжения из скважины (источника водоснабжения) по адресу: Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, улица Комсомольская не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа -0,95 +/- 0,14 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3; заключений № 142-КГ, №143-КГ от 17 сентября 2019 года следует, что вода из водоразборного устройства, а также перед подачей в распределительную сеть (скважина - источник водоснабжения) в селе Быков Отрог, Балаковского района не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что означает ее небезопасность для здоровья населения села Быков Отрог. Поскольку к вопросам местного значения указанного образования относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, административный истец вынужден обратиться в суд.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2019 года исковые требования Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязовой А.Р. удовлетворены; суд признал незаконным бездействие администрации Быково-Отрогского МО, выразившееся в неорганизации и необеспечении на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского МО водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; суд возложил на администрацию Быково-Отрогского МО в срок до 01 июня 2021 года организовать на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского МО водоснабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Не согласившись с решением суда, администрация Быково-Отрогского МО обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. В доводах жалобы указывает, что администрация Быково-Отрогского МО создано муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) «Вода», которое с 01 января 2019 года предоставляет услуги по холодному водоснабжению населенных пунктов Быково-Отрогского МО, обеспечивает население технической водой. Село Быков-Отрог не значится в перечне сел, включенных в утвержденную администрацией Быково-Отрогского МО программу, в рамках которой предусмотрены мероприятия по ремонту сетей водоснабжения в селах. Судом не принято во внимание, что администрация Быково-Отрогского МО выполняет функции и обязательства в рамках бюджета Быково-Отрогского МО, формируемого из поступлений, виды и размеры которых регулируются бюджетным законодательством. Судом не учтено, что в состав Быково-Отрогского МО входит тридцать три населенных пункта, имеющих равные права на благоустройство, в том числе водоснабжение питьевой водой, и в связи с ограниченным муниципальным бюджетом, приоритет включения в муниципальную программу отдается наиболее нуждающимся в водоснабжении населенным пунктам.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, административный истец и административный ответчик представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица ходатайств об отложении его рассмотрения не представили. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены решения суда, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд, в силу положений статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон главным государственным санитарным врачам предоставлено право предъявления заявлений в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Обращаясь с административным иском в суд, Главный государственный санитарный врач, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131-ФЗ), Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), указал, что обязанность по обеспечению населения села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем бездействие администрации Быково-Отрогского МО является незаконным, а, соответственно, на администрацию должна быть возложена обязанность: по организации на территории села водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01); по утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы; по согласованию инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения питьевого водоснабжения.
Согласно статье 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 указанного Закона).
На основании статьи 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о водоснабжении предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Закона).
СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация Быково-Отрогского МО в силу возложенных на нее законом полномочий в результате незаконного бездействия не обеспечило население питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным санитарным правилам.
Из материалов административного дела следует, что жители села Быков Отрог Быково-Отрогского МО не обеспечены питьевой водой. В целях бесперебойного водоснабжения администрацией создано МУП «Вода», которое с 01 января 2019 года предоставляет услуги по холодному водоснабжению в населенных пунктах Быково-Отрогского МО, защитив тариф на техническую воду.
При этом МУП «Вода», являющееся организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории населенных пунктов Быкового-Отрогского МР, к участию в деле не было привлечено, вопросы, относящиеся к полномочиям данного юридического лица относительно обеспечения, в том числе холодной питьевой водой, судом не устанавливались.
Кроме того, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).
Статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ о вопросах местного значения городского и сельского поселения, в пунктах 1 - 39 части 1 содержит перечень таковых для городского поселения, а частью 3 к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 названной статьи.
Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Приведенная федеральная норма регулирует исключительно вопросы обеспечения качества питьевой воды, в том числе органами местного самоуправления независимо от вида муниципального образования, и не содержит запрет закреплять за сельским поселением иных вопросов местного значения, указанных в части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона с 01 января 2015 года на сельские поселения возложены полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Уставом Быково-Отрогского МО к вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством (статья 3 Устава).
Решением Совета Быково-Отрогского МО от 08 ноября 2019 года № 88 «О заключении соглашения о передаче органами местного самоуправления Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Балаковского муниципального района Саратовской области» были переданы полномочия по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления Быково-Отрогского МО в части организации в границах Быково-Отрогского МО водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 решения); передано из муниципальной собственности Быково-Отрогского МО в муниципальную собственность Балаковского муниципального района Саратовской области имущество, согласно приложению № 1.
Решением Совета Быково-Отрогского МО от 16 декабря 2019 года № 93 внесены изменения в пункт 1 решения Совета Быково-Отрогского МО от 08 ноября 2019 года № 88, были переданы полномочия по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления Быково-Отрогского МО в части организации в границах Быково-Отрогского МО водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением разработки проектно-сметной документации, ведения строительно-монтажных работ объектов водоснабжения.
Таким образом, часть вопросов, касающихся водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, передано органам местного самоуправления Балаковского муниципального района Саратовской области, а часть была отнесена к ведению органов местного самоуправления Быково-Отрогского МО.
Вместе с тем, в нарушение статьи 221 КАС РФ суд не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области, определив правовой данной статус администрации, как лица заинтересованного по делу.
Судебная коллегия также обращает внимание, что судом первой инстанции не разрешены требования административного истца относительно возложения обязанности по утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы и согласования инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения питьевого водоснабжения; не определены значимые обстоятельства, касающиеся данных требований, круг лиц, необходимых привлечению для разрешения указанных требований, в том числе, а также не исследованы вопросы финансового обеспечения мероприятий, возложенных на административного истца.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 3 статьи 309, пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции и направления административного дела на новое рассмотрение в районный суд.
При рассмотрении административного дела суду следует учесть указанные выше обстоятельства, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, проверить доводы сторон по административному делу и дать им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязовой А.Р. к администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении и неорганизации водоснабжения наседания питьевой водой, возложении обязанности - отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Балаковский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи: