Дело №а-524/2020
№а-4842/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.07.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО1
судей ФИО9, ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Елизовского городского поселения на решение Елизовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора к администрации Елизовского городского поселения, заинтересованные лица: ПАО «Камчатскэнерго», СОДНТ «Нива», ДНТСН «Дубрава-1», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, Территориальное Управление Росимущества в <адрес>, администрация Елизовского муниципального района, о признании бездействий незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя администрации Елизовского городского поселения Клёминой В.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора ФИО3, полагавшей, что судебные акты являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель Елизовского городского прокурора обратился в Елизовский районный суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - объектов электросетевого хозяйства, кадастровый квартал 41:05:0101060, на 29 км дороги Морпорт-Аэропорт: перехода с кабельной линии на воздушную с разъединителем РУ 0,4 кВ, воздушной линии электропередач ВЛ 0,4 кВ протяженностью 1145,79 м, деревянных опор под ВЛ 0,4 кВ в количестве 46 штук, кабельной линии электропередач KЛ 0,4 кВ, проходящей через территорию ДНТСН «ДУБРАВА-1»; возложить обязанность на администрацию Елизовского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе выездной проверки установлено, что на территории Елизовского городского поселения в границах СОДНТ «НИВА», кадастровый квартал 41:04:0101060, на 29 км дороги Морпорт-Аэропорт располагаются бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. Данные объекты электросетевого хозяйства подключены к кабельной линии электропередач KЛ 0,4 кВ, которая является бесхозяйной, на учет указанные объекты в качестве бесхозяйного имущества не поставлены. ДД.ММ.ГГГГ главе Елизовского городского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в удовлетворении которого администрацией Елизовского городского поселения отказано. Бездействие администрации Елизовского городского поселения нарушает права и интересы граждан на надежное электроснабжение и может повлечь причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Определением Елизовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Елизовского муниципального района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, Территориальное Управление Росимущества в <адрес>.
Решением Елизовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - объектов электросетевого хозяйства, расположенных на земельном участке, кадастровый квартал 41:05:0101060, на 29 км дороги Морпорт-Аэропорт: перехода с кабельной линии на воздушную с разъединителем РУ 0,4 кВ, воздушной линии электропередач BЛ 0,4 кВ протяженностью 1145,79м, деревянных опор под BЛ 0,4 кВ в количестве 46 штук, кабельной линии электропередач KЛ 0,4 кВ, проходящей через территорию ДНТСН «Дубрава-1». На администрацию Елизовского городского поселения возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества объекты электросетевого хозяйства, расположенные на земельном участке кадастровый квартал 41:05:0101060 на 29 км дороги Морпорт-Аэропорт, переход с кабельной линии на воздушную с разъединителем РУ 0,4 кВ, воздушную линию электропередач ВЛ 0,4 кВ протяженностью 1145,79м, деревянные опоры под BЛ 0,4 кВ в количестве 46 штук, кабельную линию электропередач KЛ 0,4 кВ, проходящую через территорию ДНТСН «Дубрава-1».
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Елизовского городского поселения, поданная через Елизовский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции представитель административного ответчика указал, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Суд первой инстанции не принял во внимание, что коридор прохождения и протяженность кабельной линии при обследовании определить не смогли, так как земельные участки застроены объектами недвижимого имущества (жилыми, садовыми домами, хозяйственными строениями) и подтвердить, что к KЛ нет иных подключенных абонентов, кроме СОДНТ «Нива», никто из присутствующих при обследовании, не смог. Спорные сети ВЛ-0,4 кВ содержатся и обслуживаются за счет членских взносов членов садоводческого товарищества «Нива». Нежелание председателя садоводческого товарищества ставить на баланс движимое имущество, находящееся во владении и фактическом открытом и добросовестном пользовании членов СОДНТ «НИВА», не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Согласно ответу АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Камчатский филиал Елизовское отделение от ДД.ММ.ГГГГ объекты электросетевого хозяйства не отвечают требованиям статьи 130 ГК РФ и не подлежат государственному кадастровому учету как объекты недвижимости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба администрации Елизовского городского поселения передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц ПАО «Камчатскэнерго», СОДНТ «Нива», ДНТСН «Дубрава-1», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, Территориального Управления Росимущества в <адрес>, администрации Елизовского муниципального района, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя администрации Елизовского городского поселения Клёминой В.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора ФИО3, полагавшей, что судебные акты являются законными и обоснованными, изучив письменные возражения прокурора <адрес>, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, магистраль воздушной линии представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего на день вынесения решения суда, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ), трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Кроме того, статьей 133.1 ГК РФ предусмотрено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Елизовского городского прокурора Главе администрации Елизовского городского поселения направлено представление с требованием устранить нарушения действующего законодательства в части постановки на учет объекта электрохозяйства, расположенного на территории СОДНТ «Нива», в качестве бесхозяйного.
В удовлетворении указанного представления администрацией Елизовского городского поселения отказано на основании того, что объекты электроснабжения, расположенные на территории СОДНТ «Нива», расположены на земельном участке общего пользования. Строительство электрических сетей осуществлялось за счет целевых взносов членов СОДНТ «Нива». Обслуживанием электрооборудования занимается СОДНТ «Нива», в связи с чем администрация Елизовского городского поселения указала на отсутствие нарушений федерального законодательства со своей стороны.
ДД.ММ.ГГГГ помощником Елизовского городского прокурора ФИО4 совместно с председателем СОДНТ «Нива» ФИО5, председателем ДНТСН «Дубрава-1» ФИО6, представителем ПАО «Камчатскэнерго» ФИО7, представителем администрации Елизовского городского поселения Клёминой В.В., с участием специалиста Управления Росреестра по <адрес> ФИО8 проведена выездная проверка соблюдений требований законодательства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что на территории ДНТСН «Дубрава - 1» располагается трансформаторная подстанция, поставку электрической энергии на которую осуществляет ПАО «Камчатскэнерго». От подстанции проложен подземный кабель, протяженность которого от трансформаторной подстанции до выхода из-под земли составляет 211 метров. Подземный кабель выходит из-под земли на территории СОДНТ «Нива», далее переходит в воздушную линию. Воздушная линия проходит по территории всего СОДНТ «Нива» как на земельных участках общего пользования, так и на частных участках членов садового товарищества, располагаясь на деревянных опорах в количестве 46 штук. Общая протяженность составляет 1145,79 метров. Между деревянными опорами №№ и 42 имеется подземный переход, проходящий под автомобильным проездом в СОДНТ «Нива». Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие электрической энергией владельцев земельных участков СОДНТ «Нива», а именно: подземный кабель, переход с кабельной линии на воздушную с разъединителем, воздушная линия, протяженностью 1145,79 метров, расположенная на деревянных опорах в количестве 46 штук, подземный переход, проходящий под автомобильным проездом в СОДНТ «Нива», в собственности администрации Елизовского городского поселения, СОДНТ «Нива», ДНТСН «Дубрава-1», ПАО «Камчатскэнерго» не находятся и на балансе не состоят. Документы, подтверждающие право владения (пользования), отсутствуют.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрация Елизовского городского поселения как единственный правомочной орган обязана поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества объекты электросетевого хозяйства, расположенные на земельном участке, кадастровый квартал 41:05:0101060, на 29 км дороги Морпорт-Аэропорт: переход с кабельной линии на воздушную с разъединителем РУ 0,4 кВ, воздушную линию электропередач ВЛ 0,4 кВ протяженностью 1145,79 м, деревянные опоры под ВЛ 0,4 кВ в количестве 46 штук, кабельную линию электропередач KЛ 0,4 кВ, проходящую через территорию ДНТСН «ДУБРАВА-1», в связи с тем, что объекты электросетевого хозяйства являются недвижимым имуществом, их собственник не установлен, сведений о правообладателе не имеется.
Суды обеих инстанций также обоснованно указали на то, что линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, представляют собой объекты недвижимости, право собственности на которые в силу части 1 статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а принятие мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного является обязанностью административного ответчика.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией Елизовского городского поселения, не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорное имущество не является объектом недвижимости, основаны на ином толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом, мотивы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Елизовского городского поселения – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи