РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 3 июня 2024 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 3 июня 2024 года
гражданское дело № 2-2366/2024 (УИД 05RS0018-01-2024-002738-52) по заявлению ФИО2 об установлении факта смерти ее мужа – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, умершего ДД.ММ.ГГГГ, захороненного на интернациональном кладбище в <адрес> Республики Дагестан,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об установлении факта смерти ее мужа – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, умершего ДД.ММ.ГГГГ, захороненного на интернациональном кладбище в <адрес> Республики Дагестан.
В обоснование своих требований она указала, что ее муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ дома от острой сердечной недостаточности до приезда бригады скорой медицинской помощи, в тот же день он похоронен на интернациональном кладбище в <адрес>, она обратилась в орган записи актов гражданского состояния за получением свидетельств о смерти, ей было отказано в выдаче свидетельства о смерти в связи с отсутствием медицинского свидетельства о смерти, установление данного факта ей необходимо для получения свидетельства о смерти, получение данного документа в ином порядке не представляется возможным.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просит рассмотреть свое заявление об установлении факта смерти своего мужа в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо- Отдел ЗАГСа Управления ЗАГСа Министерства юстиции Республики Дагестан в <адрес>, которое было извещено о времени рассмотрения, свои возражения на заявление не подало, представителя в суд не направило.
Поэтому, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя и представителя Отдела ЗАГСа Управления ЗАГСа Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкала.
Изучив доводы ФИО2, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 и пункту 8 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
ФИО2 просит установить факт смерти ее мужа – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, зарегистрированного на день смерти по адресу: <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 находилась в зарегистрированном браке с ФИО4, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-БД №.
Этим установлено, что ФИО2 относится к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта.
Факт смерти относится к актам гражданского состояния, которые подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об актах гражданского состояния» (пункт 2 статьи 3 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 8 и статье 68 Закона документом, удостоверяющим факт смерти, является свидетельство о смерти, выдаваемое на основании записи о государственной регистрации факта смерти.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Закона).
Отсюда следует, что законодательством установлен определенный порядок получения документа, удостоверяющего факт смерти гражданина.
Поэтому, для государственной регистрации факта смерти гражданина и получения соответствующего документа, удостоверяющего этот факт, заинтересованное лицо должно обратиться в орган записи актов гражданского состояния.
Из пункта 1 статьи 65 названного Закона следует, что государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния в том числе по последнему месту жительства умершего или месту наступления смерти.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> АССР, зарегистрированный на день смерти по адресу: <адрес>, скончался ДД.ММ.ГГГГ.
Этот факт подтверждается исследованными в судебном заседании:
-справкой №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ РД «Дагестанский центр медицины катастроф», согласно которой по вызову №.1, поступившему ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 04 минут, бригада скорой медицинской помощи выехала по адресу: <адрес>-а, и по приезду установила смерть ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наступившую до приезда скорой медицинской помощи (по вероятной причине смерти острая сердечно-сосудистая недостаточность, в анамнезе- страдал шизофренией),
-справкой ГБУ РД «Поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой по сигнальному листу СПМ №.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> АССР, проживающий по адресу: <адрес>, обнаружен в состоянии биологической смерти, вскрытие не проводилось, в связи с чем не установлена причина смерти, по данному факту собран материал и зарегистрирован в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ,
-справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником смены дежурной части ОП по <адрес> УМВД России по <адрес>, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ до приезда бригады скорой медицинской помощи скончался ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявлен диагноз: биологическая смерть (ОССН),
-надгробным камнем, согласно которому в могиле, над которым установлен этот камень, похоронен ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с кончавшийся ДД.ММ.ГГГГ,
-справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором МУП «Специализированное бюро» <адрес>, согласно которой ФИО3 значится умершим ДД.ММ.ГГГГ и захоронен на интернациональном кладбище <адрес>, что зарегистрировано за № в книге захоронений данного кладбища.
Заявитель обращалась в Отдел ЗАГСа Управления ЗАГСа Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкала за регистрацией факта смерти ФИО3 и выдаче ей свидетельства о смерти мужа.
Однако, данный орган записи актов гражданского состояния своим извещением № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что выдать свидетельство о смерти нет оснований, поскольку к заявлению о регистрации факта смерти не приложено медицинское свидетельство о смерти или вступившее в законную силу судебное решение.
Статьей 64 Закона предусмотрено, что основанием для государственной регистрации смерти является:
либо документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, по форме и в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
либо решение суда об установлении факта смерти, вступившее в законную силу;
либо документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, в соответствии с частью 1 статьи 68.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части ведения учета сведений о фактах смерти, ее причинах и структуре смертности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Федерального реестра медицинских документов о смерти, содержащего документы о смерти и документы о перинатальной смерти, сформированные в форме электронного документа, а также сведения об умершем лице, предусмотренные формой документа о смерти либо формой документа о перинатальной смерти, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Документы о смерти и документы о перинатальной смерти, содержащиеся в Федеральном реестре, которые в случаях, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», являются основанием для государственной регистрации смерти и государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым, в целях осуществления государственной регистрации указанных актов гражданского состояния передаются в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 68.1 Закона).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из приведенных норм закона вытекает, что форма медицинского документа о смерти гражданина, на основании которого соответствующая информация о смерти включается в Федеральный реестр медицинских документов о смерти, а также порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 352н «Об утверждении учетных форм медицинской документации, удостоверяющей случаи смерти, и порядка их выдачи» утверждена форма N 106/у «Медицинское свидетельство о смерти» и Порядок выдачи учетной формы N 106/у «Медицинское свидетельство о смерти».
Согласно Порядку выдачи учетной формы N 106/у «Медицинское свидетельство о смерти»:
-медицинское свидетельство о смерти на бумажном носителе оформляется по учетной форме №\у (пункт 8) и выдается в течение суток с момента установления причины смерти медицинской организацией (в том числе являющейся государственным судебно-экспертным учреждением), индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или иным уполномоченным лицом в установленном федеральным законом случае (пункт 3),
-медицинское свидетельство о смерти является основанием для государственной регистрации смерти органами записи актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (пункт 4),
-медицинское свидетельство о смерти оформляется (формируется) следующими медицинскими работниками (пункт 6):
после патолого-анатомического вскрытия - врачом-патологоанатомом;
после проведения судебно-медицинской экспертизы или судебно-медицинского исследования трупа - врачом - судебно-медицинским экспертом;
в иных (исключительных) случаях на основании осмотра трупа, записи в медицинской документации - врачом (фельдшером, акушеркой), установившим смерть;
во всех остальных случаях на основании предшествовавшего наблюдения за пациентом - лечащим врачом,
-оформление (формирование) медицинского свидетельства о смерти заочно, без личного установления медицинским работником факта смерти, запрещается (пункт 7).
Из этих норм права следует, что медицинское свидетельство о смерти гражданина выдается медицинскими работниками, которые в силу своих служебных полномочий сами непосредственно установили факт смерти человека.
Анализ обстоятельств, на которые ссылается заявитель, показывает, что смерть – ФИО1 не наступила в период его нахождения под наблюдением медицинских работников.
Таким образом, в судебном задании установлено, что медицинское свидетельство о смерти ФИО1 врачами не было выдано.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что ФИО2 использовала предусмотренные законодательством правила и порядок получения документа о смерти своего мужа, но ей было отказано в регистрации факта смерти мужа и в выдаче свидетельства о его смерти.
Какие-либо сведения о том, что смерть ФИО1 наступила от насильственных действий, не имеется.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 264 ГПК РФ в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах может быть установлен судом.
В судебном заседании исследованы приведенные выше документы, которыми зафиксирован сам факт биологической смерти ФИО1, наступившей до приезда скорой медицинской помощи.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что покойный на день смерти жил по адресу: <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт биологической смерти в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>,
В связи с этим заявление ФИО2 об установлении факта смерти ее мужа – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при определенных обстоятельствах и в определенное время, изложенных выше, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 263, 194 и 197 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить факт биологической смерти (по вероятной причине –острая сердечно-сосудистой недостаточности) в <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, гражданина Российской Федерации, проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>.
Настоящее решение суда является основанием Отделу ЗАГСа Управления ЗАГСа Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкала для:
-внесения соответствующей записи о регистрации смерти ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, гражданина Российской Федерации, проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>,
-выдачи на основании внесенной актовой записи свидетельства о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, гражданина Российской Федерации, проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Х.И. Шихгереев