РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2021 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ламзиной С.В.,
при секретаре Бубновой Е.А.,
с участием административного истца Кондратюк А.П. и его представителя Закаткиной Н.А., допущенной в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ,
представителя административного ответчика администрации города Кузнецка Пензенской области Селезневой В.В. по доверенности от 11.01.2021 № 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску Кондратюк Л.И. и Кондратюка А.П. к администрации города Кузнецка Пензенской области о признании незаконным постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кондратюки Л.И., А.П. обратились в суд с административным иском к администрации города Кузнецка Пензенской области о признании незаконным постановления № 321 от 10.03.2021 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления.
В обоснование административного иска Кондратюки Л.И., А.П. указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, общей площадью 474 кв.м по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области № 321 от 10.03.2021 им было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с условным № на кадастровом плане территории по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 639 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым №, общей площадью 474 кв.м, принадлежащего на праве долевой собственности Кондратюк Л.И. и Кондратюк А.П. и части земельного участка (:Tп) площадью 165 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и отказано в заключении соглашения о перераспределении такого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок, образуемый в результате перераспределения и который переходит в частную собственность, относится к землям общего пользования, занятым улицей Калинина и не подлежит приватизации в соответствии п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Данный отказ считали незаконным, несоответствующим действительности и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Для утверждения о земле общего пользования у администрации города Кузнецка должен быть разработан план землепользования и застройки (ПЗЗ), генеральный план, а также зонирование территории. Зонирование территории, равно как и земельных участков, подразумевает собой установление границ территориальных зон. Для отказа по тому основанию, что участок находится на землях общего пользования, администрация должна была сослаться на какие-то координаты X-Y, которые имеют место в зонировании территории.
Однако в постановлении администрации этого не указано, как не указано к каким землям общего пользования относится испрашиваемый земельный участок: либо это отдельная территориальная зона в ПЗЗ города Кузнецка, то ли это границы общего пользования, которые также включаются в какую-то зону. В отношении указанного испрашиваемого земельного участка на сегодняшний день установлена зона индивидуальной жилищной застройки, которая позволяет размещать индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, нахождение участка 639 кв.м никак не нарушило эту территориальную зону.
Если бы у администрации были координаты по границам территориальных зон, которые были бы отмежеваны и которые бы четко были установлены, то не было бы и необходимости подачи иска.
В настоящее время приняты только ПЗЗ, которые говорят о том, что границы территориальных зон должны быть установлены по границам красных линий, по границам сформированных земельных участков, отвода линейных объектов, границам поселения, естественным границам природных объектов, осям элементов уличной сети. В данном случает нет какой-либо территории земель общего пользования и нет какого-либо четкого установления границы жилищной застройки. В Правилах землепользования и застройки, равно также, как и в Генеральном плане, не имеется сведений вообще о нахождении земель общего пользования, как отдельных территориальных зон.
Приводя положения п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 62 и ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просили признать незаконным постановление администрации города Кузнецка Пензенской области № 321 от 10.03.2021 и обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области повторно рассмотреть заявление Кондратюк Л.И. и А.П. о перераспределении земельного участка, расположенного адресу: Российская Федерация, <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом РФ.
Административный истец Кондратюк Л.И. в судебное заседание после объявленного в не перерыва не явилась, о месте и времени его проведения извещена, поддерживала при своей явке доводы по административному иску и административные исковые требования и просила их удовлетворить.
Административный соистец Кондратюк А.П. в судебном заседании также поддерживал доводы административного иска и требования к администрации города Кузнецка Пензенской области, считая незаконным и необоснованным отказ в утверждении составленной кадастровым инженером Комиссаровым Э.Ю. схемы земельного участка по <адрес> и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Не считал, что будут затронуты земли общего пользования. Вместе с этим, не отрицал, что с супругой решили узаконить фактическое пользование ими земельного участка по фасаду (по ул. Калинина) так, как стоит у них в настоящее время забор, ворота и гараж (обшитый сарай под новой крышей), и далее со стороны оврага, по задней меже и как они считают должно было быть узаконено согласно данным технического паспорта 2006 года. Также, указывал, что спора со смежным землепользователем по <адрес> Шароновым Е.А. никогда не имелось и не имеется, он им согласовал границу нового земельного участка по новому межевому плану. В связи с чем имеет место смещение границ принадлежащего им земельного участка по <адрес> сказать затруднился. Просил административный иск удовлетворить.
Представитель административных соистцов Закаткина Н.А., допущенная в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ на основании письменного заявления, в судебном заседании административный иск поддержала, сославшись на доводы, которые были приведены в качестве оснований заявленных требований, в том числе дополнительно указывала, что обращение административных соистцов в администрацию города Кузнецка имело место с целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности и в муниципальной собственности в порядке пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Не согласна с принятым решением об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка <адрес>, поскольку невозможно определить где начинается и заканчивается земля общего пользования (улица Калинина). А поскольку такая территория общего пользования ничем не обозначена, не поставлена на кадастровый учет, не имеется красных линий, не приведены расчеты расположения дороги (улицы), поэтому говорить о занятии земли общего пользования преждевременно. Имеющееся смещение границ земельных участков по <адрес> возможно ввиду наличия реестровой ошибки, спора со смежным землепользователем не имеется. Дополнительно заявляемые административным ответчиком доводы возражений о нахождении части спорного земельного участка в овраге, наличия линии водопровода считает неуместными, поскольку они не были приведены в оспариваемом постановлении. Просила административный иск Кондратюк Л.И. и Кондратюка А.П. удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации города Кузнецка Пензенской области Селезнева В.В., действующая по доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. В обоснование возражений предоставлен письменный отзыв и дополнение к нему, из которых считала постановление администрации города Кузнецка Пензенской области от 10.03.2021 № 321 законным и обоснованным.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Рассмотрение заявления происходило в рамках предоставления муниципальной услуги, оно было передано посредством системы электронного документооборота на исполнение в Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, как представителю муниципальной услуги.
Порядок предоставления рассматриваемой муниципальной услуги регламентирован постановлением администрации города Кузнецка от 10.01.2019 N 11 «Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией города Кузнецка Пензенской области муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Результатом рассмотрения обращения в рамках предоставления муниципальной услуги является постановление администрации города Кузнецка Пензенской области.
Пунктом 2.8 постановления администрации города Кузнецка от 10.01.2019 N 11 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является: несоответствие схемы расположения земельного участка на плане территории в соответствии с действующими требованиями федерального законодательства.
Представленная истцами к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, к которой относятся улицы, дороги, проезды. Использование территории общего пользования в целях увеличения земельного участка путем перераспределения для размещения индивидуального жилого дома не допускается. По этому основанию в заключении соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка было отказано.
Кроме того, часть испрашиваемого участка находится в овраге, который служит естественным водоотводом от улицы Правды до реки Труев по улице Овражной. Изменение рельефа местности не допускается, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям для всех землепользователей близлежащих участков.
Часть испрашиваемого участка примыкает к земельному участку <адрес>. В связи с чем возникают сомнения относительно правомерности распоряжения данной частью земной поверхности органами местного самоуправления.
На основании изложенного 10.03.2021 было издано постановление администрации города Кузнеца Пензенской области № 321, которым было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 58:31:0203068:ЗУ1, образуемого в результате перераспределения земель.
В преамбуле обжалуемого постановления имеется ссылка на нормы права, послужившие основанием для отказа — п.п. 2, 16 ст. 11.10, п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: - утвержденных документов территориального планирования; - правил землепользования и застройки; - проектов планировки территории; - землеустроительной документации; - положения об особо охраняемой природной территории; - о зонах с особыми условиями использования территории; - о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; - о местоположении границ земельных участков, - о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения предполагает увеличение площади земельного участка административных истцов за счет земель, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п.12 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределению подлежат только смежные земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с подп. 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из перечисленных в данном пункте оснований, в том числе, в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статья 11.9 ЗК РФ содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам.
В силу положений пункта 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Передача в частную собственность земель общего пользования не только противоречит положениям п.12 ст. 85 ЗК РФ, но и не отвечает принципу соблюдения баланса частных и публичных интересов, в том числе в сфере перспективного развития транспортной инфраструктуры города.
Генеральный план города Кузнецка является действующим муниципальным нормативным правовым актом территориального планирования. В соответствии с Генеральным планом города Кузнецка, утвержденным решением Собрания представителей города Кузнецка от 27.10.2011 № 111-45/5 (с изменениями и дополнениями) улица Калинина является улицей местного значения. Это возможно увидеть на любой из Карт, входящих в состав графических материалов Генерального плана города Кузнецка.
В соответствии с Примечанием таблицы 11.2а пункта 11.5 СП 42.13330.2016. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина в красных линиях улиц местного значения принимается 10-20 м.
Применение на обязательной основе пункта 11.5 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
На сегодняшний день ширина между существующими линиями застройки по ул. Калинина ориентировочно составляет 19 м. Это подтверждается графическими изображениями с Публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сайт http://rosreestr.ru).
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Красные линии в районе испрашиваемого Истцами земельного участка отсутствуют, поскольку проект планировки данной территории и проект межевания до настоящего времени не разрабатывались. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления разрабатывать проекты планировки на всю территорию города. При этом диспозиции норм п.12 статьи 1 ГрК РФ и п. 12 ст. 85 ЗК РФ не содержат оговорки о их применении исключительно при наличии утверждённых красных линий.
В рассматриваемом случае имеет место существующая линия застройки (в настоящее время совмещена с красной линией), отделяющая общественные территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами.
В соответствии со схемой земельного участка, на который претендуют истцы, образуемый земельный участок частично располагается на территории общего пользования, а также примыкает к земельному участку дома <адрес>. Кроме того, часть испрашиваемого участка находится в овраге, который служит естественным водоотводом, в том числе с улицы Калинина.
Карта зон с особыми условиями использования, на которой территория общего пользования обозначена, является действующей, иные документы территориального планирования в районе перераспределяемого истцами земельного участка отсутствуют.
В связи с тем, что часть перераспределяемого земельного участка относится к землям общего пользования, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для заключения с истцами соглашения о перераспределении земельного участка, а также утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предлагаемых границах у администрации города Кузнецка отсутствовали.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.
Согласно части 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы публичных сервитутов.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу ст. 15 и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ устанавливаются в документации по планировке территории, в том числе проектах планировки территорий и кварталов.
Решением Собрания представителей города Кузнецка от 27.10.2016 № 87-31/6 утверждены Правила землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области (далее ПЗЗ г. Кузнецка). Приложениями № 2 и № 3 к ПЗЗ г. Кузнецка является карта зон градостроительного зонирования и карта зон с особыми условиями использования территорий - соответственно.
ПЗЗ г. Кузнецка, в составе которых имеются карты, с отражением территориальных зон, являются нормативно-правовым актом города Кузнецка, разработанным в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ, ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании Генерального плана города Кузнецка (утв. Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 27.10.2011 N 111-45/5 с изм.), как документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории.
Поскольку карты с указанием территориальных зон, на которых обозначена территория общего пользования, являются действующими, иные документы территориального планирования в районе спорного земельного участка отсутствуют, полагали возможным при разрешении настоящего спора руководствоваться ими.
Согласно п. 7 ст. 11.9. ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из сведений карты ПЗЗ г. Кузнецка усматривается пересечение границы территориальной зоны Ж3 с границами образуемого земельного участка.
Красные линии в районе испрашиваемого административными истцами земельного участка отсутствуют, поскольку проект планировки данной территории и проект межевания не разработаны. Решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принималось на основании карт, утвержденных в составе ПЗЗ г. Кузнецка, с указанными на них территориальными зонами.
Как следует из фрагментов карты зон градостроительного зонирования использования территорий и публичной кадастровой карты при сопоставлении ее со схемой земельного участка, на который претендуют административные истцы, вновь образуемый земельный участок частично находится на территории общего пользования, по которой проходит улица (местного значения) Калинина, обозначенная желтым цветом.
Отсутствие красных линий, которые отделяют территории общего пользования, от других территорий, связано с отсутствием документации по планировке территории, и не свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок частично не входит в территорию общего пользования.
Администрация города Кузнецка считает, что доводы представителя административного истца об отсутствии разработанной и утвержденной документации по планированию территории, отображающей красные линии в районе места расположения испрашиваемого земельного участка, подлежат отклонению, так как данное обстоятельство не лишает спорный земельный участок статуса территории общего пользования.
Определяющим фактором при отнесении определенного участка земной поверхности в пределах населенного пункта к территории общего пользования является его фактическое использование в интересах неограниченного круга лиц.
Таким образом, перераспределение земельного участка, на который претендуют истцы, повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование земельным участком общего пользования.
В соответствии с Генеральным планом г. Кузнецка Пензенской области, утвержденным решением Собрания представителей г. Кузнецка Пензенской области от 27.10.2011 № 111-45/5 (который является действующим муниципальным нормативным правовым актом территориального планирования) улица Калинина является улицей местного значения, что усматривается на любой из карт, входящих в состав графического материла Генерального плана г. Кузнецка Пензенской области.
Согласно публичной кадастровой карте по улице Калинина со стороны земельного участка административных истцов проходит линия водопровода, отмеченная соответственно красной линией; применительно к указанному трубопроводу существует охранная зона, граница которой в настоящее время графически не определена с линией застройки. Согласно п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 в зоне санитарной охраны не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно п. 11.48 СП 31.13330.2012 минимальные расстояния по горизонтали (в свету) от наружной поверхности линий водопровода до зданий, сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения должны приниматься согласно СП 18.13330 и СП 42.13330.
В соответствии с п. 11.11 СП 42.13330.2016 расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
Со дня основания город Кузнецк имел прямолинейную линию застройки. Перераспределение земельного участка, как о том просят административные истцы, изменит линию застройки, приведет к ее искривлению и приватизации земель общего пользования, что является недопустимым в силу пункта 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, часть перераспределяемого земельного участка относится к землям общего пользования, предоставление его в собственность в силу прямого указании закона, запрещающего приватизацию земельных участков общего пользования, не допускается.
Следовательно, правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предлагаемых административными истцами границах, а также заключения соглашения о перераспределении земельного участка, у администрации города Кузнецка отсутствовали.
Таким образом, постановление администрации города Кузнецка было принято в рамках своих полномочий, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г. Кузнецка Пензенской области Плахова А.В., действующая по доверенности, при явке в судебное заседание до объявления в нем перерыва с административным иском не согласилась, выразив согласие с доводами представителя административного ответчика, представив материалы по заявлению Кондратюк Л.И., Кондратюка А.П. В последующем в заявлении просила рассмотреть административное дело без участия представителя Комитета.
Заинтересованное лицо Шаронов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещался надлежащим образом и своевременно.
Допрошенный в качестве специалиста Комиссаров Э.Ю. пояснил, что Кондратюки Л.И., А.П. обратились к нему по вопросу расширения границ земельного участка по <адрес> для того, чтобы выстроенная ими нежилая постройка (кирпичный сарай (гараж)) вошла в границы фактического земельного участка. Также им была составлена схема расположения земельного участка, в ходе работ было установлено фактическое несоответствие местоположения земельного участка со сведениями кадастрового учета (выявлена реестровая ошибка). Произошло смещение границ земельного участка истцов на северо-запад. Сведения ЕГРН по границе земельного участка истцов не совпадает с тем, что по есть по факту. Если бы данную схему утвердили, то им бы был подготовлен межевой план. Данную ошибку считал возможным устранить одновременно с утверждением схемы расположения земельного участка и путем согласования местоположения границ земельного участка.
Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, учитывая позицию представителя заинтересованного лица, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из содержания положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Вопросы предоставления земельных участков регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ), а при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ).
Таким образом, Земельный кодекс РФ не допускает образование одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в процедуре перераспределения.
Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статья 11.9 Земельного кодекса РФ содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статья 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подп. 3 п. 1 данной статьи указывает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленныхпредельныхмаксимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).
Обязательными приложениями к указанному впункте 2настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности (п. 4).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пп. 3 п. 5).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Согласно п. 16 той же статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии спунктом 12настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренныхстатьей 11.9настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов административного дела следует, что Кондратюк Л.И., Кондратюк А.П. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома, расположенного на нем от 21.05.2007, являются собственниками (по 1/2 доли каждый) жилого дома, общей площадью 37,7 кв.м и земельного участка с кадастровым №, площадью 474+/-2 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (записи регистрации в ЕГРН от 19.07.2007).
Кондратюк Л.И. и Кондратюк А.П. 24.02.2021 обратились в администрацию города Кузнецка Пензенской области с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков в целях заключения соглашения, в соответствии с которым просили утвердить схему расположения земельных участков путем перераспределения земельного участка, находящегося у них в долевой собственности с кадастровым №, общей площадью 474 кв.м, по адресу: Российская Федерация, <адрес> и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 165 кв.м. Общая площадь земельного участка по результатам проведения кадастровых работ определена - 639 кв.м.
Данное заявление в порядке предоставления муниципальной услуги в соответствии с утвержденным постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 10.01.2019 N 11 Административным регламентом предоставления администрацией города Кузнецка Пензенской области муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» направлено для рассмотрения в Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области.
Постановлением главы администрации города Кузнецка Пензенской области от 10.03.2021 № 321 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с условным № на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, общей площадью 639 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым №, общей площадью 474 кв.м, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кондратюк Л.И., Кондратюк А.П. и части земельного участка (:Т/п1), площадью 165 кв.м, государственная собственность на который не разграничена.
Кондратюк Л.И., Кондратюк А.П. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В данном постановлении указано основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – земельный участок, образуемый в результате перераспределения и который переходит в частную собственность относится к землям общего пользования, занятым улицей Калинина и не подлежит приватизации в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (п.п. 2, 16 ст. 11.10 ЗК РФ, т.е. разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренныхстатьей 11.9настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам).
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Статьей 41 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что установление, изменение или отмена красных линий осуществляется через подготовку документации по планировке территории.
Для установления границ территорий общего пользования осуществляется подготовка проектов планировки территории, основная часть которых включает в себя в том числе: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (п.п. 1, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из п.п. 1-2, 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии спунктом 2 части 2настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 1 п. 16).
Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016, зарег. в Минюсте России 16.02.2015 N 36018), установлены правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка).
Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями ЗемельногокодексаРоссийской Федерации, на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке такой схемы учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.п. 1-4 Требований)
В соответствии с Генеральным планом г. Кузнецка Пензенской области, утвержденным решением Собрания представителей г. Кузнецка Пензенской области от 27.10.2011 № 111-45/5, являющийся действующим муниципальным нормативным правовым актом территориального планирования, улица Калинина является улицей местного значения, что усматривается на любой из карт, входящих в состав графического материла Генерального плана г. Кузнецка Пензенской области.
Правила землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области (далее – ПЗЗ), являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с положениями Генерального плана города Кузнецка и утверждены решением Собрания представителей города Кузнецка от 27.10.2016 № 87-31/6.
Утвержденными приложением № 2 и приложением № 3 к Правилам землепользования и застройки г. Кузнецка Пензенской области является карта зон градостроительного зонирования и карта зон с особыми условиями использования территорий.
ПЗЗ устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки территории города Кузнецка, основанный на градостроительном зонировании - делении всей территории города на территориальные зоны - и установлении для них градостроительных регламентов. Включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные Правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В данных ПЗЗ даны основные понятия, в том числе, красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (ст. 5).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 15 ПЗЗ).
Земельные участки общего пользования, расположенных в границах красных линий, в том числе занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, садами, парками, скверами, бульварами, водными объектами, включая береговую полосу, пляжами, лесами (городскими лесами), лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 17.2 ст. 17 ПЗЗ).
Собственники нежилых зданий и помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также индивидуальных домовладений вправе производить благоустройство прилегающих к объектам территорий, являющихся территориями общего пользования при обязательном условии, что покрытие должно быть твердым (асфальт, плитка) и 17 высота не выше 10 см отметки земли, с обеспечением стока поверхностных вод с устройством водопропускных труб и ливневой канализации (п. 17.4 ст. 17 ПЗЗ).
Данными ПЗЗ для жилой зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-3) установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1): -максимальная площадь для вновь предоставляемых участков для жилых домов – 3500 кв.м, -минимальная площадь участка для индивидуального жилищного строительства - 300 кв.м…(п. 22.4 ст. 22 ПЗЗ).
Соотнеся и проанализировав предоставленную административными истцами в уполномоченный орган для рассмотрения и утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу в указанных проектируемых границах с предоставленными административным ответчиком в обоснование позиции непризнания административных исковых требований выкопировками из генерального плана города Кузнецка, фрагментами карты зон градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки города Кузнецка (в том числе путем совмещения с публичной кадастровой картой) и копией графического изображения с публичной кадастровой картой, находящейся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационнной сети Интернет (http://rosreestr.ru), усматривается частичное расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, то есть территория испрашиваемого земельного участка увеличивается за счет территории общего пользования – улицы Калинина.
Из предоставленных административными соистцами копии технического паспорта от 03.10.2006, документов землеустроительного дела от 14.02.2007, которые оформлялись ими перед сделкой купли-продажи земельного участка и жилого дома с прежним владельцем ФИО1, в котором имеет место указание на согласование земельного участка только площадью 474 кв.м, в том числе с комитетом по управлению имуществом города Кузнецка, и отражение смежеств, в частности по фасаду жилого дома и земельного участка по <адрес> и земель общего пользования (<адрес>), и актуальных на настоящий момент фотографий с изображением фасада жилого дома № со стороны <адрес> также очевидно усматривается его фактическое расположение на территории общего пользования.
Исходя из озвученной в судебном заседании административными соистцами позиции, целью их обращения в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель является желание увеличить площадь принадлежащего им земельного участка путем установления новых (иных, фактических) границ участка (как это имеет место в отображениях (схемах) по вышеназванным техническому паспорту прежнего владельца жилого дома и землеустроительному делу), в том числе возможность устранения кадастровой (реестровой) ошибки при установлении ранее границ и площади в размере 474 кв.м земельного участка по <адрес> (в том числе и общей межевой границы с участком <адрес>), о которой в ходе судебного заседания указывалось и допрошенным специалистом.
Учитывая, что административные соистцы Кондратюки Л.И., А.П. стали собственниками земельного участка по <адрес> после его формирования и постановки на кадастровый учет в указанных размерах (площади), то устранение кадастровой ошибки производится в рамках возможного спора в порядке гражданского судопроизводства, и не может быть произведено как посредством обращения истцов в порядке ст. 32.28 Земельного кодекса РФ, так и при рассмотрении административного спора в настоящем деле, предметом которого являются публичные правоотношения, связанные с оспариванием решения органа, наделенного публичными полномочиями.
Таким образом, при подготовке схемы расположения земельного участка должны учитываться землеустроительная документация, утвержденная в установленном порядке, сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков.
Проанализировав в системном толковании положения приведенных выше норм Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу об отказе Кондратюк Л.И., А.П. в удовлетворении заявленных требований, поскольку установлено, что часть перераспределяемого земельного участка относится к землям общего пользования, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для заключения с административными истцами соглашения о перераспределении земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предлагаемых административными истцами границах у административного ответчика отсутствовали.
Суд соглашается с доводами представителей административного ответчика и заинтересованного лица по изложенным в оспариваемом решении доводам и основаниям отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого истцами земельного участка и в заключении соглашения о его перераспределении, поскольку предлагаемое перераспределение земельного участка, на который претендуют административные истцы, повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование земельным участком общего пользования.
Красные линии в районе испрашиваемого административными истцами земельного участка отсутствуют, поскольку проект планировки данной территории и план межевания не разработаны.
Однако, отсутствие красных линий, которые отделяют территории общего пользования, от других территорий, связано с отсутствием документации по планировке территории и не свидетельствует о том, что испрашиваемый административными истцами земельный участок частично не входит на территорию общего пользования.
Решение об отказе Кондратюк Л.И. и А.П. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принималось на основании Генерального плана г. Кузнецка Пензенской области, карты зон градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г. Кузнецка Пензенской области, Публичной кадастровой карты.
В рассматриваемом случае имеет место существующая линия застройки (в настоящее время совмещена с красной линией), отделяющая общественные территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами.
Дополнительно заявляемые административным ответчиком доводы в обоснование позиции возражений по административному иску, которые не являлись предметом рассмотрения соответствующего органа при принятии им оспариваемого решения, судом отклоняются, что соотносится с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Довод представителя административных истцов о том, что территория общего пользования в нарушение действующего законодательства в установленном порядке не обозначена красными линиями, в связи с чем невозможно установить, относится ли перераспределяемый земельный участок к территории общего пользования или нет, не может быть принят судом во внимание, поскольку решение об отказе в перераспределении земельного участка органом местного самоуправления было принято на основании вышеназванных действующих муниципальных нормативно-правовых актов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, по вопросу, отнесенному к его компетенции, оспариваемое решение принято в соответствии с законом, прав и законных интересов административных истцов в сфере земельных отношений не нарушает.
На основании изложенного и с учетом не установления в ходе судебного разбирательства необходимой совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным, в удовлетворении административного иска Кондратюк Л.И., А.П. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кондратюк Л.И. и Кондратюка А.П. к администрации города Кузнецка Пензенской области о признании незаконным постановления от 10.03.2021 № 321 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.
Судья: