Дело № 2-1418/2022 УИД- 05RS0013-01-2022-003800-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 г. г. Дербент.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Курбанова К.А.,
при секретаре Сулеймановой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Дербент РД в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа» и администрации МР «Дербентский район» об обязании устранить нарушения требований противопожарного, трудового, антитеррористического, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья,
УСТАНОВИЛ :
Исполняющий обязанности первого заместителя прокурора г. Дербент РД Мустафаев О. М. в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к МБДОУ Рукельская основная общеобразовательная школа» и администрации МР «Дербентский район», в обоснование которого указал, что Прокуратурой города в ходе мониторинга электронной страницы «Жемчужина Юга» в социальной сети «Telegram» просмотрен видеоролик, выложенный 02.09.2022, о ненадлежащих условиях обучения учащихся МБОУ «ООШ <адрес>».Из сюжета следует, что в указанном образовательном учреждении нарушены санитарные нормы и правила, в том числе нормы площади на одного ребенка, о ненадлежащем отоплении здания школы в зимнее время и других нарушениях.
В связи с изложенным, в рамках осуществления полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Рукельская ООШ»), расположенном в <адрес>, прокуратурой города проведена проверка исполнения противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, надлежащего материально-технического обеспечения, соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения требований закона.
Проверка исполнения антитеррористического законодательства проведена с привлечением специалиста ГОООПОО МОВО по г. Дербенту - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан».
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Рукельская ООШ» не соблюдаются требования к антитеррористической защищенности, а именно:
в нарушении пункта 24п.п. «а» постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «Рукельская ООШ» не определено должностное лицо ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
в нарушении пункта 24 п.п. «д» постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «Рукельская ООШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
в нарушении пункта 24 п.п. «б» постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «Рукельская ООШ» пропускной и внутриобъектовый режим на объекте не осуществляется;
в нарушении пункта 24 п.п. «з» постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «Рукельская ООШ» не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории);
в нарушении пункта 24п.п. «л» постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «РукельскаяООШ» не размещены наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении ЧС, номеров телефонов аварийно – спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов ФСВНГ Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
в нарушении пункта 24 п.п. «н» требования постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в МБОУ «Рукельская ООШ» не осуществляются мероприятия по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Кроме того, привлечен специалист отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД в целях проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в указанном МБОУ.
В ходе обследования МБДОУ «Детский сад села Великент» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
В ходе обследования МБОУ «Рукельская ООШ» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
не представлена документация по осуществлению проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раз в год; (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 13);
здание не обеспечено наружным источником противопожарного водоснабжения (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 48);
директор не прошел обучение по мерам пожарной безопасности, осуществляющих по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п.3);
в здании школы автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 54);
на путях эвакуации проложена отопительная труба, которая препятствует свободной эвакуации. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 27);
в здании ООШ электрическая проводка проложена по горючим основаниям (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п.35);
в здании ООШ провода не изолированы (оголены). (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 35);
в помещении котельной не предусматриваются сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (п. 7.2 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» 27.12.2010 г.);
имеющийся пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом инвентарем, а именно покрывалом для изоляции очага возгорания согласно приложению 8. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п.412).
Кроме того, проверкой, проведенной совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте в МБОУ «Рукельская ООШ» выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
покрытие полов, стен, потолочного покрытия в учебных помещениях находятся в ветхом состоянии, в выбоинах, помещения школы подлежат капитальному ремонту, не оборудован гардероб, оснащенный вешалками, крючками для раздельного хранения одежды и местом для хранения обуви на каждого обучающего, одежда хранится в том числе на подоконниках в учебных помещениях (п. 3.4.5 СП 2.4.3648-20),
нарушены требования к норме площади на одно ученическое место, при норме площади на одного обучающегося 2,5 кв.м. фактическая площадь составляет от 1 до 2 кв.м., нарушены требований к расстановке ученической мебели, первые ряды ученических столов размещены в значительной части учебных помещений без отступа от классных досок (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20),
освещение в одном из ученых помещений осуществляется через окно, выходящее в коридор, в учебное помещение не обеспечен непосредственный доступ естественного света (п. 2.8.1, 2.8.2 СП 2.4.3648-20),
помещения пищеблока находится в арендованном здании, находятся в ветхом состоянии, потолочное покрытие в щелях, не обеспечено покрытие стен из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию (п. 2.5.2., 2.5.3 СП 2.4.3648-20).
горячее питание осуществляется без учета имеющихся на пищеблоке условий для организации питания, нарушены требования к санитарно-техническому оснащению, оборудованию школьного пищеблока, требования к последовательности (поточности) технологических процессов, исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции, встречного движения питающихся и персонала, а именно: на пищеблоке не установлена система холодного, горячего водоснабжения, отсутствуют условия для мытья и обработки сырых продуктов питания (мяса, рыбы, курей, яиц, овощей), условия для мытья и обработки кухонной посуды и инвентаря, не установлены мойки для пищевых продуктов, не установлена 2-х гнездная мойка для мытья кухонной посуды и инвентаря, не установлены моечные ванны для мытья столовой и чайной посуды (установлено 2 мойки, к которым не подведена вода), недостаточно производственных столов, не выделен столы, разделочный инвентарь для обработки сырого мяса, рыбы, курей, яиц, первичной и вторичной обработки овощей, столы готовой продукции, имеется 2 стола, не имеющих маркировки, недостаточно рукомойников (имеется 1 заливной рукомойник на 3 литра воды, установленный на территории школы), не выделено отдельное складское помещение, пищевые продукты хранятся в обеденном зале, вход в обеденный зал организован через помещение для приготовления пищи (п. 2.5., 2.7.,2.9, 3.2, 2.15, 2.16, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, таб. 6.18 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20);
вменю, завизированном руководителем школы, отсутствуют данные по раскладке пищевых продуктов по количеству и наименованию пищевых продуктов, в том числе на день проверки и предыдущие дни. Фактически руководителем школы завизированы меню без данных (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
меню завтраков и обедов идентичны (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
не проводится бракераж готовой и сырой скоропортящейся пищевой продукции, не предъявлена информация о состоянии здоровья работников пищеблока, не предъявлены журналы «бракераж готовой пищевой продукции», «бракераж сырой скоропортящейся пищевой продукции», «гигиенический журнал», «журнал учета температурного режима холодильного оборудования» (приложение № 1, 2, 4, 5 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
не ведется ведомость контроля за рационом питания, не предъявлены результаты ведомости контроля (приложение № 13 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
отсутствует информационный стенд для родителей с указанием наименования блюд, выхода блюд и калорийности порции (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
не организован питьевой режим, отсутствует емкость для хранения питьевой кипяченной воды в учебном корпусе, не установлены стаканы для питьевой воды, не предъявлен график смены питьевой кипяченной воды (п. 8.4.2, 8.4.5 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
не предъявлены товарно-транспортной накладные документы на полученные пищевые продукты, пищевые продукты получены в отсутствии товарно-транспортной накладных документов (п.2.2 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20);
не предъявлено 9 медицинских книжек на работников школы, работник школы ФИО4 не прошедший периодический медицинский осмотр с 2020 года, допущен к работе, работники пищеблока не обследованы на вирусные кишечные инфекции (п. 1.5 СП 2.4.3648-20).
на территории школы не выделена зона отдыха, территория не озеленена (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20),
территория школы, спортивно-игровая площадка не благоустроены, покрытие имеет дефекты, ямы с дождевой водой,не благоустроены подходы, дорожки к пищеблоку, надворным туалетам, не обеспечено твердое покрытие подходов к ним (п. п.2.2.2, 2.2.3 СП 2.4.3648-20),
планировка здания, сооружений не обеспечивает доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.3.1, 2.3.2 СП 2.4.3648-20),
в школе не оборудованы помещения медицинского назначения, не предъявлен договор о медицинском обслуживании школьников, график работы медицинского работника, не обеспечено медицинское обслуживание (п. 2.9.1, 2.9.2 СП 2.4.3648-20),
в школе отсутствует спортивный зал, не обеспечено выполнение учебной программы по физическому развитию обучающихся (п. 3.4.1, п. 3.4.9 СП 2.4.3648-20),
отсутствуют санитарные узлы внутри основного здания (п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20),
основное здание школы, пищеблок, надворные туалеты не оборудованы системой холодного, горячего водоснабжения, на территории школы отсутствует водопроводная система, вода привозится в канистрах с неопределенных источников водоснабжения, не предъявлены результаты лабораторного исследования питьевой воды, отсутствует информация о качестве питьевой воды, отсутствует информация по обоснованию безопасности качества питьевой воды, используемой для питьевых целей школьников (п. 80 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2.6.1, 2.6.5 СП 2.4.3648-20),
не выделено место (помещение) для обработки уборочного инвентаря с подводкой воды, приготовления дезинфицирующих средств, не созданы условия для соблюдения личной гигиены обучающихся, к рукомойнику у надворного туалета не поступает вода (п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20, таб. 6.4 СанПиН 1.2.3685-21),
для обучающихся 5-9 классов не дооборудованы кабины личной гигиены девочек (п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20),
не обеспечен производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и нормативов, предусмотренный программой производственного контроля (п.2.1 СанПиН 2.3/2.4. 3590-20).
Проведенными проверочными мероприятиями в в МБОУ «Рукельская ООШ» выявлены нарушения трудового законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном законом порядке прошли заместитель директора по ИТР ФИО5 и заместитель директора по УВР ФИО6 Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда на имя учителя технологии ФИО7 от 25.10.2017, то есть имеет место нарушение требований п.2.3.1 Порядка обучения по охране труда.
В нарушение вышеуказанных требований, остальные работники МБОУ «Рукельская ООШ» не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном законом порядке.
Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации и причиняют существенный вред интересам государства.
На основании изложенного и.о. прокурора г. Дербент, просит:
обязать МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа» <адрес> устранить нарушения требований противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, приведенных в описательно-мотивировочной части настоящего искового заявления, а именно:
определить должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечить осуществление пропускного и внутриобъектового режима на объекте;
проводить учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории);
разместить на объекте наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении ЧС, номеров телефонов аварийно – спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов ФСВНГ Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
обеспечить осуществление мероприятий по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раз в год;
обеспечить здание наружным источником противопожарного водоснабжения;
обеспечить прохождение директором обучения по мерам пожарной безопасности, осуществляющих по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования;
обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации в здании школы;
обеспечить свободные пути эвакуации из здания образовательного учреждения (отопительная труба, проложенная на них, препятствует свободной эвакуации);
обеспечить прокладку электрической проводки в здании ООШ по негорючим основаниям;
изолировать оголенные проводав здании ООШ;
предусмотреть в помещении котельной сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности;
имеющийся пожарный щит укомплектовать немеханизированным пожарным инструментом инвентарем, а именно покрывалом для изоляции очага возгорания;
обеспечить замену покрытия полов, стен, потолочного покрытия в учебных помещениях, находящихся в ветхом состоянии, в выбоинах.В помещениях школы провести капитальный ремонт, оборудовать гардероб, оснащенный вешалками, крючками для раздельного хранения одежды и местом для хранения обуви на каждого обучающего;
обеспечить соблюдение требований к норме площади на одно ученическое место, требований к расстановке ученической мебели, с надлежащими отступами от классных досок;
обеспечить учебные помещения непосредственным доступом естественного света;
обеспечить ремонт помещений пищеблока, устранить щели в потолочном покрытии, обеспечить покрытие стениз материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию;
обеспечить соблюдение требования к санитарно-техническому оснащению, оборудованию школьного пищеблока, требований к последовательности (поточности) технологических процессов, исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции, встречного движения питающихся и персонала, а именно: установить на пищеблоке систему холодного, горячего водоснабжения, обеспечить условия для мытья и обработки сырых продуктов питания (мяса, рыбы, курей, яиц, овощей), условия для мытья и обработки кухонной посуды и инвентаря, установить мойки для пищевых продуктов, установить 2-х гнездную мойку для мытья кухонной посуды и инвентаря, установить моечные ванны для мытья столовой и чайной посуды, обеспечить достаточное количество производственных столов, выделить столы, разделочный инвентарь для обработки сырого мяса, рыбы, курей, яиц, первичной и вторичной обработки овощей, столы готовой продукции, обеспечить маркировку столов, обеспечить достаточное количество рукомойников, выделить отдельное складское помещение для хранения пищевых продуктов, организовать отдельный вход в обеденный зал (не через помещение для приготовления пищи);
обеспечить визирование руководителем школы меню с указанием данных по раскладке пищевых продуктов по количеству и наименованию;
обеспечить распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи, исключив идентичность меню завтраков и обедов;
проводить бракераж готовой и сырой скоропортящейся пищевой продукции, организовать ведение журналов «бракераж готовой пищевой продукции», «бракераж сырой скоропортящейся пищевой продукции», «гигиенический журнал», «журнал учета температурного режима холодильного оборудования»;
организовать ведение ведомости контроля за рационом питания;
обеспечить наличие информационного стенда для родителей с указанием наименования блюд, выхода блюд и калорийности порции;
организовать питьевой режим, обеспечить наличие емкости для хранения питьевой кипяченной воды в учебном корпусе, установить стаканы для питьевой воды, обеспечить ведение графика смены питьевой кипяченной воды;
обеспечить получение пищевых продуктов лишь при наличии товарно-транспортных накладных документов;
обеспечить регулярное своевременное прохождение периодических медицинских осмотров, а также обследование работников пищеблока на вирусные кишечные инфекции;
выделить на территории школы зону отдыха, провести озеленение территории;
благоустроить территорию школы, спортивно-игровую площадку, устранить дефекты покрытия, благоустроить подходы, дорожки к пищеблоку, надворным туалетам, обеспечив твердое покрытие подходов к ним;
обеспечить доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
оборудовать в школе помещения медицинского назначения, заключить договор о медицинском обслуживании школьников, обеспечить наличие графика работы медицинского работника, обеспечить медицинское обслуживание;
обеспечить наличие в школе спортивного зала, обеспечить выполнение учебной программы по физическому развитию обучающихся;
обеспечить наличие санитарных узлов внутри основного здания;
оборудовать основное здание школы, пищеблок, надворные туалеты системой холодного, горячего водоснабжения, обеспечить территорию школы водопроводной системой; обеспечить получение результатов лабораторного исследования питьевой воды; обеспечить получение информации о качестве питьевой воды; обеспечить получение информации по обоснованию безопасности качества питьевой воды, используемой для питьевых целей школьников;
выделить место (помещение) для обработки уборочного инвентаря с подводкой воды, приготовления дезинфицирующих средств, создать условия для соблюдения личной гигиены обучающихся;
для обучающихся 5-9 классов дооборудовать кабины личной гигиены девочек;
обеспечить производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и нормативов, предусмотренный программой производственного контроля;
обеспечить прохождение обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда работниками детского сада в соответствии с частью первой статьи 225 ТК РФ.
Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровьяв МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа», <адрес>.
Пом. прокурора г. Дербент Азизов А. О., поддержал требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчики; МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа», <адрес> и представитель администрации МР «Дербентский район», а также третье лицо - МОВО по г. Дербенту - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по РД", извещённые о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Третьи лица ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте, извещённые о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, уважительность неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанное образовательное учреждение является местом массового пребывания людей, а эксплуатация объекта при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав действующее законодательство предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что прокуратурой города в МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа», расположенном в <адрес> проведена проверка исполнения противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, надлежащего материально-технического обеспечения, соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проверка проведена с привлечением ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, МОВО по г. Дербенту - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по РД", ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте.
По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения, которые указаны в исковом заявления, указанные нарушения обнаружены в области требований противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Указанные нарушения подтверждаются материалами дела, приложенными к исковому заявлению.
В ходе проверки с привлечением МОВО по г. Дербенту - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РД» в МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа», выявлены нарушения требований антитеррористической защищённости.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Закон) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Из смысла пункта 3.1 ст. 5 Закона следует, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования). Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования (территорий).
Пунктом 5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий)
При проверке с привлечением ПР ГУ МЧС России по РД выявлены нарушения в области пожарной безопасности.
В силу ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Проверкой проведённой с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербент выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
В силу ст. 28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст. 41 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ определено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационноправовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Также прокуратурой г. Дербент выявлены нарушения в области трудового законодательства.
Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части второй статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны груда.
Частью первой статьи 225 ТК РФ установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальное обучение по охране труда проходят руководители и специалисты организаций. Данное обучение осуществляется в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (пункт 2.3.1 Порядка обучения по охране труда).
Кроме того, прокуратурой выявлены нарушения в области законодательства о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры которые не исполняются
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для
преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с требования ч. 1 ст. 15 Закона органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.1.1 Свода правил - СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятого приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Данными СП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся, в том числе, лестницы и пандусы.
В соответствии со ст. ст. 4, 6 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) нормы СниП и СП являются обязательными к применению.
В соответствии со ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации и причиняют существенный вред интересам государства.
При указанных обстоятельствах и в силу изложенного суд находит предъявленные исковые требования и.о. прокурора г. Дербент обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о. прокурора г. Дербент РД Мустафаева О. М. в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа» и администрации МР «Дербентский район, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа» <адрес> в течение 10 месяцев после вступления решения в законную силу устранить нарушения требований противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, приведенных в описательно-мотивировочной части настоящего искового заявления, а именно:
определить должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечить осуществление пропускного и внутриобъектового режима на объекте;
проводить учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории);
разместить на объекте наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении ЧС, номеров телефонов аварийно – спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов ФСВНГ Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
обеспечить осуществление мероприятий по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раз в год;
обеспечить здание наружным источником противопожарного водоснабжения;
обеспечить прохождение директором обучения по мерам пожарной безопасности, осуществляющих по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования;
обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации в здании школы;
обеспечить свободные пути эвакуации из здания образовательного учреждения (отопительная труба, проложенная на них, препятствует свободной эвакуации);
обеспечить прокладку электрической проводки в здании ООШ по негорючим основаниям;
изолировать оголенные проводав здании ООШ;
предусмотреть в помещении котельной сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности;
имеющийся пожарный щит укомплектовать немеханизированным пожарным инструментом инвентарем, а именно покрывалом для изоляции очага возгорания;
обеспечить замену покрытия полов, стен, потолочного покрытия в учебных помещениях, находящихся в ветхом состоянии, в выбоинах.В помещениях школы провести капитальный ремонт, оборудовать гардероб, оснащенный вешалками, крючками для раздельного хранения одежды и местом для хранения обуви на каждого обучающего;
обеспечить соблюдение требований к норме площади на одно ученическое место, требований к расстановке ученической мебели, с надлежащими отступами от классных досок;
обеспечить учебные помещения непосредственным доступом естественного света;
обеспечить ремонт помещений пищеблока, устранить щели в потолочном покрытии, обеспечить покрытие стениз материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию;
обеспечить соблюдение требования к санитарно-техническому оснащению, оборудованию школьного пищеблока, требований к последовательности (поточности) технологических процессов, исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции, встречного движения питающихся и персонала, а именно: установить на пищеблоке систему холодного, горячего водоснабжения, обеспечить условия для мытья и обработки сырых продуктов питания (мяса, рыбы, курей, яиц, овощей), условия для мытья и обработки кухонной посуды и инвентаря, установить мойки для пищевых продуктов, установить 2-х гнездную мойку для мытья кухонной посуды и инвентаря, установить моечные ванны для мытья столовой и чайной посуды, обеспечить достаточное количество производственных столов, выделить столы, разделочный инвентарь для обработки сырого мяса, рыбы, курей, яиц, первичной и вторичной обработки овощей, столы готовой продукции, обеспечить маркировку столов, обеспечить достаточное количество рукомойников, выделить отдельное складское помещение для хранения пищевых продуктов, организовать отдельный вход в обеденный зал (не через помещение для приготовления пищи);
обеспечить визирование руководителем школы меню с указанием данных по раскладке пищевых продуктов по количеству и наименованию;
обеспечить распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи, исключив идентичность меню завтраков и обедов;
проводить бракераж готовой и сырой скоропортящейся пищевой продукции, организовать ведение журналов «бракераж готовой пищевой продукции», «бракераж сырой скоропортящейся пищевой продукции», «гигиенический журнал», «журнал учета температурного режима холодильного оборудования»;
организовать ведение ведомости контроля за рационом питания;
обеспечить наличие информационного стенда для родителей с указанием наименования блюд, выхода блюд и калорийности порции;
организовать питьевой режим, обеспечить наличие емкости для хранения питьевой кипяченной воды в учебном корпусе, установить стаканы для питьевой воды, обеспечить ведение графика смены питьевой кипяченной воды;
обеспечить получение пищевых продуктов лишь при наличии товарно-транспортных накладных документов;
обеспечить регулярное своевременное прохождение периодических медицинских осмотров, а также обследование работников пищеблока на вирусные кишечные инфекции;
выделить на территории школы зону отдыха, провести озеленение территории;
благоустроить территорию школы, спортивно-игровую площадку, устранить дефекты покрытия, благоустроить подходы, дорожки к пищеблоку, надворным туалетам, обеспечив твердое покрытие подходов к ним;
обеспечить доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
оборудовать в школе помещения медицинского назначения, заключить договор о медицинском обслуживании школьников, обеспечить наличие графика работы медицинского работника, обеспечить медицинское обслуживание;
обеспечить наличие в школе спортивного зала, обеспечить выполнение учебной программы по физическому развитию обучающихся;
обеспечить наличие санитарных узлов внутри основного здания;
оборудовать основное здание школы, пищеблок, надворные туалеты системой холодного, горячего водоснабжения, обеспечить территорию школы водопроводной системой; обеспечить получение результатов лабораторного исследования питьевой воды; обеспечить получение информации о качестве питьевой воды; обеспечить получение информации по обоснованию безопасности качества питьевой воды, используемой для питьевых целей школьников;
выделить место (помещение) для обработки уборочного инвентаря с подводкой воды, приготовления дезинфицирующих средств, создать условия для соблюдения личной гигиены обучающихся;
для обучающихся 5-9 классов дооборудовать кабины личной гигиены девочек;
обеспечить производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и нормативов, предусмотренный программой производственного контроля;
обеспечить прохождение обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда работниками детского сада в соответствии с частью первой статьи 225 ТК РФ.
Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований противопожарного, антитеррористического, трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровьяв МБОУ «Рукельская основная общеобразовательная школа», <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий К. А.Курбанов
Решение суда в окончательной форме составлено в совещательной комнате 16.11. 2022.