номер производства в суде первой инстанции 2-2882/2022
УИД 02RS0001-01-2022-000896-23
строка статистической отчетности 2.112
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Плотниковой М.В., Шнайдер О.А.,
при секретаре – Васильевой К.Г.,
с участием прокурора – Головина А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Алтай ФИО20 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 октября 2022 года, которым
в удовлетворении исковых требований Министерства внутренних дел по Республики Алтай к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи ФИО16, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
МВД по Республики Алтай обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что 31 марта 2021 года между МВД по Республике Алтай и ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>. Данное жилье было предоставлено ответчику и членам его семьи в связи с прохождением им службы в МВД по Республике ФИО1. Квартира принадлежит МВД по Республике Алтай на праве оперативного управления и относится к категории служебного жилья. Приказом МВД по Республике Алтай от № ФИО2 уволен из МВД по Республике ФИО1 в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающий право на получение пенсии).
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого, просит в апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел по Республике Алтай ФИО21 В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что на момент предъявления искового заявления ФИО2 сотрудником внутренних дел не являлся, уволен из органов внутренних дел, в этой связи, нормы Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897 судом применены неверно. До декабря 2021 года основания сохранения служебного жилого помещения за гражданами, уволенными со службы в органах, были предусмотрены ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, однако ни к одной из указанных категорий семья ФИО17 не отнесена. ФИО4 исполнилось 20 лет, сведений о том, что стал инвалидом до достижения 18 –летнего возраста, об его обучении в образовательных организациях по очной форме ответчиками не представлено, ФИО4 трудоустроен, следовательно, членом семьи ФИО2 не является, соответственно подлежит выселению. Считает, что ФИО2 уволен из органов внутренних дел, действие договора от <дата> № подлежит прекращению. Кроме того, ФИО2 длительное время (более 6 месяцев) не оплачивались коммунальные услуги и иные платежи, задолженность погашена им лишь в октябре 2022 года, что в соответствии с жилищным законодательства является основанием для выселения из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28.10.2022 года оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Горно-Алтайска Аларушкина С.Ю. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы МВД по Республике Алтай.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Алтай ФИО13 поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик ФИО2 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, прокурор Головин А.С. в заключении просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших относительно нее возражений, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В силу ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 102 и ч.2 ст. 103 ЖК РФ.
Согласно ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой квартиру, расположенную по адресу: Республика Алтай, <адрес>, которая отнесена к служебным жилым помещениям, является собственностью Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплена за МВД по Республике Алтай, что следует из распоряжения МВД России № от <дата> и свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 10 Том 1).
ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД по Республике Алтай № л/с от <дата> старшина полиции ФИО2, полицейский отделения (комендантского) по охране объектов органов внутренних дел МВД, уволен со службы из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающий право на получение пенсии).
Из выписки из приказа МВД по Республике Алтай № л/с от <дата> следует, что стаж службы ФИО2 в органах внутренних дел по состоянию на 09.09.2021 года составляет в календарном исчислении 23 года 5 месяцев 09 дней, для выплаты единовременного пособия 23 года 5 месяцев 09 дней (л.д.12 Том 1).
31.03.2021 года между МВД по Республике Алтай (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, в связи с прохождением службы в МВД РФ. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи ФИО3, <дата> года рождения (супруга), ФИО4, <дата> года рождения (сын), ФИО5, <дата> года рождения (сын).
Пунктом 15 договора найма служебного жилого помещения от 31.03.2021 года № предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
25.11.2021 года уведомлением МВД по Республике Алтай ФИО2, членам его семьи предложено добровольно выселиться из занимаемой квартиры, расположенной по адресу: Республика Алтай, <адрес>, со сроком до 06.12.2021 года.
ФИО2 и члены его семьи из занимаемого жилого помещения не выселились, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 44, 103 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», п. 27, п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам МВД РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897, установив, что ФИО2 в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, имеет выслугу в органах внутренних дел более 10 лет, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства.
Служба в органах внутренних дел по смыслу ч. 4 ст. 32, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса.
В связи с этим, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указанные правовые акты устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, а также лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям.
В силу ч.1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, определен Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» от 24.05.2003 года № 345, а именно - постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется по месту расположения соответствующих органов внутренних дел.
Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002года № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам Федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации», являлось на момент увольнения ответчика и на дату рассмотрения дела, действующим нормативным актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, в частности с его ст. 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел, и как следует из его названия и содержания, регулирует вопросы использования служебного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и переданного в том числе в оперативное управление органов внутренних дел.
Учитывая, что спорная квартира передана в оперативное управление МВД России по Республике Алтай, поскольку данная квартира попадает под определение служебного жилищного фонда, установленного пунктами 1 - 2 Типового положения, и как следствие на эту жилую площадь распространяется действие правовых норм данного акта, предусмотренных для служебного жилищного фонда, переданного в оперативное управление органам внутренних дел.
В силу п. 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако, в соответствии с п. 28 Типового положения, установлены дополнительные по сравнению со ст. 103 ЖК РФ льготы для сотрудников полиции о том, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены: сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, что не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренное п. 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Из этого следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к указанной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Согласно п. 31 Правил, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очередности принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 года № 247-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и члены его семьи решением Комиссии по предоставлению единовременной выплаты МВД по Республике ФИО1 от <дата> постановлены в МВД по Республике Алтай на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 26-29 том 1).
ФИО2 и члены его семьи ФИО3, ФИО4, ФИО5 в собственности жилых помещений не имеют, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно информации Администрации г. Горно-Алтайск, КУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» жилые помещения ФИО2и членам его семьипо договору социального найма не предоставлялись.
Таким образом, до настоящего времени право на получение единовременной социальной выплаты ФИО2 не реализовано, то есть, ФИО2 и члены его семьи являются нуждающимися в жилом помещении.
Необходимо отметить, что согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 485-ФЗ в Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, ст. 8 дополнена ч. 3.2, в соответствии с которой не подлежит выселению из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона или единовременной социальной выплаты гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2021 № 485-ФЗ, он вступил в силу со дня официального опубликования - опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.12.2021 года. Данным актом не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о невозможности применения к спорным отношениям указанной редакции закона, судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2009 года № 1368-О-О, положения ч. 3 ст. 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище. Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Учитывая изложенное и исходя из системного толкования в их взаимосвязи с вышеуказанными положениями ст. 44 Закона «О полиции», п. 28 Типового положения, а также ст. 4 Закона «О социальных гарантиях», ст. 103 ЖК РФ, принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик относится к категории граждан, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Поскольку увольнение ФИО2 имело место до введения в действие новой редакции ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ, следовательно, в отношении ответчика распространяются те гарантии, которые действовали на момент его увольнения. Последующее принятие закона в новой редакции не изменило характер сложившихся между сторонами настоящего спора отношений, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, ответчик вправе был рассчитывать на защиту своих жилищных прав с учетом действующего на момент увольнения законодательства.
ФИО2 в период службы в органах внутренних дел имел право на получение жилого помещения и это право не утратил (на момент увольнения в установленном законом порядке решения о его снятии с учета нуждающихся в органах МВД не принималось), в период службы не был обеспечен жилым помещением, до настоящего времени является нуждающимся в жилом помещении, не реализовал свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, проживает в служебном жилом помещении, другого жилого помещения в собственности и в пользовании не имеет, то оснований для его выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения по основаниям ст. 103 ЖК РФ не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат вышеуказанным разъяснениям в части действия закона во времени и правовой определенности.
Доводы апеллянта о том, что достигший совершеннолетнего возраста ФИО4, не признанный инвалидом до достижения 18-летнего возраста, не обучающийся в образовательных организациях по очной форме, трудоустроенный, не может считаться членом семьи отца ФИО2, потому подлежит выселению из жилого помещения, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно подп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» сформулирован подход к вопросу о признании лица членом семьи в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, согласно которому членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Для признания названных лиц вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 пояснил, что сын ФИО4 является членом его семьи, работает вахтовым методом, местом его жительства является <адрес> по адресу: Республика ФИО1, <адрес>.
Исходя из того, что ФИО4 был вселен в спорное служебное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя ФИО2, о чем прямо указано в п. 2 договора найма жилого помещения № от <дата>, в настоящий момент также является членом семьи отца ФИО2, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении требований о выселении ФИО4
Сам факт имевшего место быть задолженности за жилищно-коммунальные услуги у ФИО2 не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в силу действующего законодательства выселение является крайней и исключительной мерой защиты нарушенного права, а ответчиком произведена оплата образовавшейся задолженности за коммунальные услуги и иные платежи.
Иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержится.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 333-335, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Алтай ФИО22 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В. Плотникова
О.А. Шнайдер
Мотивированное апелляционное определение составлено 06 февраля 2023 года.