Дело № 2-718/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Музраевой В.И.,
при секретаре судебного заседания Салалыкиной А.Ю.,
с участием представителя истца Зайцева В.А., ответчика Айвазова С.В., представителя ответчика Полуниной Т.А., представителя третьего лица Кошелева А.В., третьего лица Абалонского Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> к Айвазов С.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обратился в суд с иском к Айвазов С.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления должностными лицами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> планового (рейдового) осмотра территории городского округа <адрес>, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, проводимого на основании приказа комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что Айвазов С.В., управляя автомобилем КАМАЗ 5511 государственный номер <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности Абалонский Г.А. совершил сброс отходов 3 класса опасности (помет куриный свежий код по ФККО – 1 12 711 01 33 3) в объеме 7 куб.м. на площади 12 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Городищенского муниципального района <адрес>.
Своими действиями Айвазов С.В. нарушил запрет, установленный ч. 2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
ДД.ММ.ГГГГ за совершение данного правонарушения в отношении Айвазов С.В. был составлен протокол об административном правонарушении №АЕ-34 № по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).
Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Айвазов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В результате противоправных действий Айвазов С.В. окружающей среде был нанесен ущерб, размер которого рассчитан согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ №, и составил 118 300 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Айвазов С.В. был направлен расчет ущерба, с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, который до настоящего времени ответчиком не возмещен.
По указанным основаниям, истец просит суд взыскать с ответчика Айвазов С.В. сумму ущерба в размере 118 300 рублей.
Представитель истца Зайцев В.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Ответчик Айвазов С.В. и его представитель Полунина Т.А. в судебном заседании возражали удовлетворению заявленных исковых требований в части размера ущерба, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не отрицали.
Третье лицо Абалонский Г.А. в судебном заседании возражал удовлетворению исковых требований в части размера ущерба, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не отрицал.
Третье лицо Зиняков В.В, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доверил представление своих интересов в суде представителю.
Представитель третьего лица Зиняков В.В, - Кошелев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации одним из прав граждан России, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и экологии <адрес>», комитет является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории <адрес>, а также уполномоченным осуществлять государственное управление охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения о Комитете природных ресурсов и экологии <адрес>, Комитет обращается в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
В соответствии с требованиями абзаца 12 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Почва, земля в силу ст. 1 указанного Федерального закона являются компонентами природной среды, следовательно, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст.78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).
Из толкования требований ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что для наступления деликтной ответственности в данном случае необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда; его размер. При этом отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения вреда.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления должностными лицами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> планового (рейдового) осмотра территории городского округа <адрес>, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, проводимого на основании приказа комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что Айвазов С.В., управляя автомобилем КАМАЗ 5511 государственный номер <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности Абалонский Г.А. совершил сброс отходов 3 класса опасности (помет куриный свежий код по ФККО – 1 12 711 01 33 3) в объеме 7 куб.м. на площади 12 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Городищенского муниципального района <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются актом планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, заключением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, факт сброса отходов 3 класса опасности (помет куриный свежий код по ФККО – 1 12 711 01 33 3) в объеме 7 куб.м. на площади 12 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № ответчиком Айвазов С.В. не оспаривался в судебном заседании.
Согласно заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, данные отходы были отнесены к 3 классу опасности для окружающей природной среды.
ДД.ММ.ГГГГ за совершение данного правонарушения в отношении Айвазов С.В. был составлен протокол об административном правонарушении №АЕ-34 № по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Айвазов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Вина Айвазов С.В. в сбросе отходов с кузова управляемого им автомобиля на почву (площадь 12 кв.м.) (помет куриный свежий код по ФККО – 1 12 711 01 33 3) в объеме 7 куб.м. на площади 12 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, расположенной на территории Городищенского муниципального района <адрес>, подтверждается постановлением Комитета природных ресурсов и экологии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, актом планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участком, акваторий водоемов № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении и не отрицалась ответчиком в судебном заседании.
В результате противоправных действий Айвазов С.В. окружающей среде был нанесен ущерб, размер которого рассчитан согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ №, и составил 118 300 рублей (л.д. 86-87).
Суд признает указанный расчет верным, иного расчета ответчиком суду не представлено.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Айвазов С.В. был направлен расчет ущерба, с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, который до настоящего времени ответчиком не возмещен.
При таких обстоятельствах, установив факт нанесения окружающей природной среде ущерба по вине ответчика Айвазов С.В., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> о взыскании с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в результате противоправных действий, выразившихся в сбросе отходов 3 класса опасности (помет куриный свежий код по ФККО – 1 12 711 01 33 3) в объеме 7 куб.м. на площади 12 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, суммы ущерба в размере 118300 рублей.
Доводы ответчика о том, что истцом не подтверждено наступление вредных последствий для почвы по вине ответчика, об отсутствии доказательств того, что до размещения отходов данная почва была плодородной, и соответственно, отсутствии оснований для взыскания с ответчика материального ущерба, а также ссылка на протокол испытаний №-П/19 испытаний проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому превышений допустимого содержания определяемых загрязняющих веществ, не зафиксировано, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норма материального права.
Так, из системного толкования положений статей 77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 42 Земельного кодекса РФ следует, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).
Размер вреда, рассчитанный на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является правильным, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса и пунктом 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Причиненный ответчиком вред представляет собой негативное изменение окружающей среды, которое влечет за собой деградацию естественных систем и истощение природных ресурсов.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказан факт причинения вреда почве, опасные отходы пролежали на земельном участке непродолжительный период времени, судом не принимаются в качестве оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не подтверждены достоверными и неопровержимыми доказательствами и не влияют на вывод суда о причинении вреда окружающей среде.
При этом, ссылка представителя ответчика на протокол испытаний №-П/19 испытаний проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому превышений допустимого содержания определяемых загрязняющих веществ, не зафиксировано, является также несостоятельной, участники процесса о проведении данных испытаний не уведомлялись, проверить достоверность данных испытаний также не представляется возможным. Полученные данные в результате указанных испытаний также не могут быть положены в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доказательств того, что Айвазов С.В. полностью возмещен вред, причиненный окружающей среде, как того требует ст.1082 ГК РФ суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что вина Айвазов С.В. подтверждена материалами дела, а также то, что ущерб, причиненный окружающей среде Айвазов С.В. возмещен не был, суд полагает необходимым исковые требования Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> к Айвазов С.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, то в соответствии с нормами статьи 333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 3 566 рублей надлежит взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город герой-Волгоград.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> к Айвазов С.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде – удовлетворить.
Взыскать с Айвазов С.В. в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> сумму ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 118300 рублей 00 копеек.
Взыскать с Айвазов С.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город герой-Волгоград в размере 3566 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 08 апреля 2019 года.
Председательствующий В.И. Музраева