Дело № 2-1032/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2013 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Иманаевой Э.Р.
с участием прокурора Ченцовой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств,
установил:
Кобец В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края, просит взыскивать с ответчика, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную компенсацию в размере <руб.>, с последующей ее индексацией в соответствии с действующим законодательством, взыскать задолженность за период ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.> за счет средств федерального бюджета, расходы на оплату юридических услуг в сумме <руб.>.
Впоследствии в соответствии со ст.39 ГПК РФ истец неоднократно уточнял исковые требования окончательно, просит взыскивать с Военного комиссариата Пермского края начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную компенсацию в размере <руб.>, с последующей ее индексацией в соответствии с действующим законодательством, сумму задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.> (л.д.31-38).
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему впервые установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 50% вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – ЧАЭС), с ДД.ММ.ГГГГ данная группа инвалидности установлена бессрочно и 60% потери трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Конституционного Суда РФ № 21-П, в котором восстановлены права военнослужащих чернобыльцев на получение сумм возмещения вреда здоровью. В связи с изменением в правовом регулировании, обусловленным принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г. № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Статьёй 3 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со ДД.ММ.ГГГГ (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ утратили силу) по ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение ДД.ММ.ГГГГ, определяться Правительством Poccийской Федерации. Во исполнение данного Предписания Правительством РФ от 08.06.2001г. № 455 утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата недополученной денежной компенсации в возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, производится за период ДД.ММ.ГГГГ органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Конституционный Суд постановил: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении 01.12.1997г. № 18-П, но некоторые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности). В пункте 5 Постановления от 14.12.2000г. № 35 разъясняется порядок индексации сумм возмещения вреда, причинённого инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, за период ДД.ММ.ГГГГ. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы за этот период исходя из роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. Вместе с тем, исходя из ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), предусматривавшей защиту от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, суд вправе проиндексировать эти суммы с учетом индекса роста потребительских цен, определяемо порядке, установленном ст. 3 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Таким образом, специальной нормой, регулирующей индексацию сумм возмещения вреда, является ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. Она же отсылала к Закону РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1, статьей которого предусмотрено: индексация представляет собой механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Она может сочетаться в некоторых случаях и заменяться с иными методами государственного регулирования доходов населения граждан, в частности с пересмотром уровня оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2011г. № 5-ФЗ возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15.02.2001г. вместо ежемесячных сумм возмещение вреда так же выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако, если размер компенсации, установленный п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) РФ на очередной финансовый год. Если была произведена индексация в период с февраля 1997 года до 01.07.2000г. указанных сумм на основании базового Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288), исходя из индекса роста потребительски цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000г. по 01.01.2001г. Первоначальная ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна быть рассчитана исходя из денежного довольствия, в которое включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная исходя из этих окладов. При этом, указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимались в размерах, действующих на день выплаты. Выплата проиндексированных сумм производится ежемесячно по месту получения дохода, начиная с месяца, следующего за тем, в котором опубликован индекс потребительских цен (по истечении календарного год сумма выплат (суммы индексации) включаются в состав соответствующих «базовых (минимальных)» выплат. Средствами для индексации являются ассигнования из бюджета, на котором лежит обязанность финансирования «базовых» выплат, т.е. индексация выплачивается с момента превышения роста индекса потребительских цен более чем на 6%. В соответствии со ст. 15 ГК РФ истец, право которого нарушено, также требует полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В Постановлении Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П более детально обоснована необходимость применения индексации. В Постановлении КС от 13.12.2003г. № 468 указано, что введение индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, неприменение индексации органами государственной власти влечет нарушение конституционных прав граждан РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона предусматривалась защита от инфляции сумм во вреда здоровью, государственных пенсий, пособий, компенсаций и иных установленных данным Законом выплат, в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Первая индексация может быть произведена с 01.07.2000г. до 01.01.2001г. на основе ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда», индексация производится, исходя из минимального размера оплаты труда равного 1,581 (132/83,49) и с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200/132). В связи с принятием ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» такой порядок изменился. Согласно ч. 3 ст. 2 данного Закона размер выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, денежных компенсаций, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышается пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Согласно Постановлений Пленума Верховного суда РФ и иных разъяснений, суммы в возмещение вреда здоровью должны быть проиндексированы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, пропорционального увеличению минимального размера оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из величины прожиточного минимума, и с ДД.ММ.ГГГГ с учетом уровня инфляции.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом по последнему известному месту жительства.
Ответчик – Военный комиссариат Пермского края – представителя в судебное заседании не направил, о времени и месте рассмотрения ответчик уведомлен надлежащим образом (л.д.52).
Ответчик – Министерство финансов РФ – представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков заочное решение в соответствии с требованиями ч.1 ст. 233 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданских дел №№, личное дело №, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично основании следующего.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцу в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 50%. ДД.ММ.ГГГГ повторным переосвидетельствованием истцу установлена 3 группа инвалидности бессрочно с утратой трудоспособности 60 %, что подтверждается удостоверением, извещением о заключении Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Последнему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, что подтверждается материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ Кобец В.Н. написал в Военный комиссариат заявление о выплате ему (истцу) с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <руб.> в соответствии с ФЗ от 12.01.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как следует из личного дела военнослужащего №, за период ДД.ММ.ГГГГ истцу единовременно выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <руб.>, исходя из суммы <руб.> в месяц и 50% степени утраты трудоспособности - ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения №, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 455 от 08.06.2001г. «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы». Данные компенсационные выплаты произведены всем пострадавшим военнослужащим, право на возмещение вреда здоровью которых в зависимости от утраты трудоспособности и размера денежного довольствия было признано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 18-П от 01.12.2007г.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Кобец В.Н. поручением № за период ДД.ММ.ГГГГ единовременно перечислена и выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <руб.>, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, действующих на день выплаты компенсации (личное дело).
Ежемесячно Кобец В.Н. выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, с ДД.ММ.ГГГГ – <руб.>, без применения индексов МРОТ и роста величины прожиточного минимума, но с частичной индексацией по индексам инфляции ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.> (за период ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ – <руб.> (за ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ – <руб.> (за ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (гр.дело №) Кобцу В.Н. отказано в удовлетворении иска к Военному комиссариату Пермского края о взыскании суммы денежной компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Кобец В.Н. отказано в удовлетворении иска к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании суммы денежной компенсации.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ в части взыскании компенсации в возмещение вреда здоровью за счет средств, выделенных на эти цели за период ДД.ММ.ГГГГ – прекращено (л.д.94-97 гр. дело №).
Определениями Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение: «с Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобец В.Н. за счет средств, выделенных на эти цели взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.>; возложена обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ взыскивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере <руб.>. С Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобца В.Н. взыскано <руб.> - расходы на оплату услуг представителя; определение Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, дело направлено в Ленинский районный суд г. Перми для разрешения по существу (л.д.27-30).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Кобцу В.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании суммы денежной компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-49)
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского и личного дела и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст.2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», либо ранее установленная ежемесячная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающем максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ).
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В п.2 постановления Конституционного суда РФ от 07.11.2012г. №24-П установлено, что в постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 1, 2, 7, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42 и 53, пришел к выводу, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не может рассматриваться как препятствующая назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года, и тем самым не соблюдался бы конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и означающий, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Постановление от 20 декабря 2010 года N 21-П, которым часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации в ее конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и конкретизирующими ее положениями статей 6, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента провозглашения действует непосредственно, не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, является обязательным на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, т.е. с 20 декабря 2010 года.
Соответственно, для граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых об отказе в исчислении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности были вынесены и вступили в законную силу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, не исключается возможность повторного обращения в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, за ее перерасчетом с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а в случае отказа в перерасчете - в суд (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 832-О-О и от 11 мая 2012 года N 716-О).
Признание в настоящем деле части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ не соответствующей Конституции Российской Федерации в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом ее положений, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, необходимое для восстановления нарушенных прав заявителя и устранения фактов неконституционной интерпретации данных законоположений в правоприменительной практике, вместе с тем не означает, что сформулированные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П правовые позиции утрачивают свое значение.
В силу статей 4 (часть 2), 10, 15 (части 1 и 2), 118 (часть 2), 120 (часть 1) и 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации суды общей юрисдикции, равно как и иные органы и должностные лица публичной власти обязаны начиная с 20 декабря 2010 года применять часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только в нормативном единстве с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в котором выявлен конституционно-правовой смысл ее положений.
Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16 декабря 2009 года N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 года N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на <Адрес> полигоне", от 08.12.2011г. №1019 «Об индексации ДД.ММ.ГГГГ размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС…» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определило коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
При расчете суммы, задолженности, подлежащей взысканию с ответчиков в пользу истца суд исходит из суммы, установленной апелляционным определением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Военный комиссариат Пермского края возложена обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать истцу денежную компенсацию в счет возмещения вреда в размере <руб.>.
С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса 1,06 сумма в возмещение вреда составляет <руб.>.
Следовательно, заявленное требование, об установлении размера возмещения исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности должно быть удовлетворено частично, путем установления Кобцу В.Н. размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.>.
Задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:
<руб.> (сумма, подлежащая выплате ежемесячно) – <руб.> (фактически выплаченная сумма) = <руб.> ежемесячно.
Задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:
<руб.> (сумма, подлежащая выплате ежемесячно) – <руб.> (фактически выплаченная сумма) = <руб.> ежемесячно.
В соответствии с требованиями ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Указанные суммы недоплаты подлежат индексации на дату постановления решения суда об их взыскании, исходя из индексов потребительских цен (ИПЦ) в регионе, что не противоречит положениям статьи 15 ГК РФ, так как отвечает цели осовременивания недополученных ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда здоровью, и соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.200 г. № 35 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7, от 11.05.2007 № 23) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с чем, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно заявленным требованиям). Учитывая, что сумма компенсации за ДД.ММ.ГГГГ подлежала выплате в том же месяце, ее индексация возможна только с ДД.ММ.ГГГГ.
<руб.> (ежемесячная недоплата за ДД.ММ.ГГГГ) х 1,0054 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0083 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0061 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0024 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0024 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0024 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 0,9982 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0008 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0078 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0032 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0054 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0068 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> (недоплата за ДД.ММ.ГГГГ) х 1,0031 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0077 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0040 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0044 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0106 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> х 1,0102 (ДД.ММ.ГГГГ) + <руб.> = <руб.>.
Таким образом, общий размер убытков, понесенных истцом в связи с невыплатой ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, с учетом индексации по ДД.ММ.ГГГГ включительно составляет <руб.>.
Доводы истца и его представителя о том, что суммы в возмещение вреда здоровью подлежали индексации ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера МРОТ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из величины прожиточного минимума, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования иску Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств удовлетворить частично –
взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобец В.Н. за счет средств, выделенных на эти цели задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации по ДД.ММ.ГГГГ в размере <руб.>;
возложить на Военный комиссариат Пермского края обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за счет денежных средств, выделяемых на эти цели, производить Кобец В.Н. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере <руб.> с последующей индексацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Кобец В.Н., отказать.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г.Перми.
Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Мехрякова Л.И.