Дело № 2-365/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2020 года пгт.Юрья
Юрьянский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Шишкиной Н.И.,
с участием ст.помощника прокурора Юрьянского района Козловой Е.В.,
при ведении аудиопротоколирования секретарем Устюжаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МО «Юрьянский район» в лице администрации Юрьянского района Кировской области, ООО «Ирина» об обязании организовать теплоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юрьянского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился к МО «Юрьянский район» в лице администрации Юрьянского района Кировской области, МУП «Юрьянская МТС» об обязании организовать теплоснабжение.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о теплоснабжении при эксплуатации и подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годы котельных и тепловых сетей ХХХХ выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.7 Закона Кировской области от 29.12.2004г. № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» вопросы организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения переданы муниципальному району. В соответствии с положениями ст.2 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.
Согласно частей 1, 1.1 ст.6 ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на территориях сельских поселении относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности сельских поселений к отопительному периоду, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному сезону.
Пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий.
Установлено, что в июне 2020 года котельные, расположенные по адресам: ХХХХ, а также тепловые сети переданы муниципальным образованием «Загарское сельское поселение» муниципальному образованию «Юрьянский район». В соответствии с договором № 1 от 01.11.2017г. между администрацией Загарского сельского поселения и МУП «Юрьянская МТС», котельные и теплосети, расположенные в ХХХХ переданы во временное владение и пользование МУП «Юрьянская МТС», основным видом деятельности которой является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Установлено, что в отопительный сезон 2019-2020 годы жилые дома в ХХХХ, а также социально-значимые объекты (ХХХХ) отапливались посредством котельных, расположенных в ХХХХ, иного источника теплоснабжения, кроме котельных МУП «Юрьянская МТС» они не имеют.
В соответствии с решением Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019г. МУП «Юрьянская МТС» признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, определением Арбитражного суда Кировской области от 16.06.2020г. срок конкурсного производства продлён на 6 месяцев, до 16.12.2020г.
27.01.2020г. по договору аренды № 3 конкурсным управляющим МУП «Юрьянская МТС» объекты теплоснабжения ХХХХ переданы ООО «Ирина», которое с января по май 2020 года предоставляло коммунальную услугу жителям ХХХХ. Срок действия договора истёк 16.06.2020г. В настоящее время объекты теплоснабжения находятся в МУП «Юрьянская МТС». Таким образом обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории ХХХХ возложена на МУП «Юрьянская МТС».
Из информации администрации Юрьянского района по состоянию на 23.06.2020г. работы по подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годы МУП «Юрьянская МТС» не начаты, план подготовки не составлен.
Из информации конкурсного управляющего МУП «Юрьянская МТС» следует, что работники в штате предприятия отсутствуют, имущество предприятия, в том числе и объекты ЖКХ выставлены на торги, предприятие не располагает финансовыми ресурсами для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.
Несмотря на это, администрация Юрьянского района надлежащее теплоснабжение населения в границах указанных населенных пунктов не организовала, мер по исправлению ситуации администрацией района не принято. В связи с бездействием со стороны администрации Юрьянского района по организации теплоснабжения и по подготовке к отопительному сезону создана реальная угроза срыва отопительного сезона 2020-2021 годов, что может привести к нарушению прав потребителей жилых домов, к росту социальной напряженности среди жителей данных домов и тяжким последствиям (возникновение заболеваний, причинение материального и морального вреда гражданам).
В силу ч.1, 4 ст.421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таким актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, ст.310 не допускает односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст.9 ФЗ от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами, предусмотренными как гражданским кодексом РФ, так и законом РФ «О защите права потребителей». Следовательно, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работы, услугу для определенных законом целей. В соответствии с ч.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно п.3 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного сезона), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.ст.2, 18, 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью, государственная защита прав человека и гражданина РФ гарантируется.
Не проведение ремонта котельных и тепловой трассы, а также отсутствие запаса топлива может повлечь срыв отопительного периода, что в свою очередь повлечет возникновение чрезвычайной ситуации и существенное нарушение прав граждан.
Определением Юрьянского районного суда от 04 сентября 2020 года произведена замена ответчика МУП «Юрьянская «МТС» на ООО «Ирина», так как подготовку отопительного сезона 2020-2021 гг. по предоставлению коммунальных услуг по отоплению жилого фонда в ХХХХ, а также потребителям социально значимых объектов: детскому саду, Дому культуры, школам возложена на ООО «Ирина», которое является теплоснабжающей организацией.
Пом.прокурора Козлова Е.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, поддержала их по указанным в иске основаниям. Просит обязать ООО «Ирина» -выполнить предусмотренные планом мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2020-2021 гг., -создать и обеспечивать котельные ХХХХ 45-суточным запасом твердого топлива (дров) на период отопительного сезона 2020-2021 г.г. Обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Юрьянского района по доверенности Ладыгина Н.А. с исковыми требованиями не согласна, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что администрацией района заключен муниципальный контракт на приобретение дров в муниципальный фонд топливных ресурсов администрации района с ХХХХ Данный контракт ими будет подписан 29 сентября 2020 года в силу ФЗ № 44-ФЗ, но при этом ХХХХ данный контракт уже исполняется, дрова к котельным подвозятся, запас дров создан.
Представитель ООО «Ирина» Березин Э.В. суду пояснил, что ими проведена работа по подготовке котельных в ХХХХ к отопительному сезону. Практически все работы, согласна плана подготовки котельных к отопительному сезону выполнены, остались частично работы по замене теплогидроизоляции, которые проводятся и будут в ближайшее время закончены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2, 18, 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав человека и гражданина в РФ гарантируется.
Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Часть 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 № 2300-1, п. 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 содержат требование о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно.
В соответствии со ст.14 ч.3 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 ч.2 Закона Кировской области от 29.12.2004 г. № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» вопросы организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения переданы муниципальным районам.
Согласно чч. 1, 1.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на территориях сельских поселений относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности сельских поселений к отопительному периоду, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному сезону.
В судебном заседании установлено, что собственником котельных, расположенных по адресу: ХХХХ является МУП «Юрьянская МТС».
Согласно договора аренды № 4 от 26 августа 2020 года МУП «Юрьянская МТС» передала в аренду ООО «Ирина» котельные и тепловые сети в ХХХХ сроком с 01 сентября 2020 г. по 31 июля 2021 года, с последующей пролонгацией.
Данные котельные поставляют тепловую энергию – в ХХХХ жилому фонду, а также потребителям социально-значимых объектов - ХХХХ. Данные объекты социальной инфраструктуры и жилые дома не имеют иного источника отопления, кроме вышеуказанных котельных.
В соответствии с п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с Законом Кировской области от 11.10.2019г. № 299-ЗО и ст. 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области» от 29.12.2004 № 292-ЗО (ред. от 24.03.2020) внесены изменения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, полномочия по электро-, тепло-, газоснабжению населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, со дня передачи имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления указанных полномочий, в собственность муниципального района, но не позднее 1 июня 2020 года.
В соответствии с Законом от 11.10.2019г. № 299-ЗО 19.02.2020г. Юрьянской районной Думой Кировской области вынесено решение № 31/13 о принятии от администрации Загарского сельского поселения Юрьянского района на основании решения Думы Загарского сельского поселения № 32\3 от 06.02.2020 г.. имущества Загарского сельского поселения Юрьянского района, в том числе котельных и теплосетей, расположенных в ХХХХ, согласно актов приема-передачи от 21.05.2020г. в муниципальную собственность МО «Юрьянский муниципальный район Кировской области».
Таким образом, администрация Юрьянского района наделена правом решать вопросы по организации теплоснабжения на территории сельских поселений, в том числе и по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части нормативного запаса топлива.
Из отзыва администрации Юрьянского района следует, что администрацией принимаются меры по организации теплоснабжения потребителей ХХХХ. Так 06.08.2020г. администрацией Юрьянского района Кировской области заключен муниципальный контракт с ХХХХ предметом которого является оказание услуг по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности тепловых сетей в соответствии с техническим заданием. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предпринимаются меры по заключению концессионного соглашения. Направлены письма с просьбой о выделении денежных средств для проведения мероприятий по ремонту и замене теплового оборудования.
Судом установлено, что ответчиком – администрацией Юрьянского района предпринимаются всевозможные меры по недопустимости срыва отопительного сезона 2020-2021г.г., что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Установлено, что запас дров у котельных в ХХХХ имеется в количестве по 200 кубических метров, как пояснил представитель ООО «Ирины» - это месячный запас. При этом также установлено, что запас дров для данных котельных в настоящее время расположен на франко-складе на территории ХХХХ. Данный запас будет перевезен к котельным.
Прокурором суду не представлено доказательств того, что на день рассмотрения дела в суде 45 суточного запаса дров для котельных не имеется.
Прокурор просит обратить решение к немедленному исполнению.
Судом установлено и прокурором, участвующим в процессе не опровергнуто, что 45-суточный запас дров для вышеуказанных котельных имеется. О том, что на складе отсутствует данный запас дров, прокурором данной информации суду не представлено. Также представителем ООО «Ирина» суду не представлено информации о том, что 45-суточный запас дров на весь отопительный сезон имеется на складе, также не представлено.
Работы по котельной № 2 по ХХХХ (верхняя) ведутся. Установлено, что данная котельная эксплуатироваться не будет, так как на котельной № 1 поставлены дополнительно котел и насос, и как считает представитель ООО «Ирина» мощности данной котельной хватит на все объекты социального назначения и на жилой фонд. В случае необходимости будет подключена и верхняя котельная, в которой будут проведены все работы для её эксплуатации.
Отопительный сезон на территории ХХХХ начат с 18.09.2020 г., на территории ХХХХ с 22.09.2020 г. Информации о наличии жалоб на ненадлежащее качество предоставляемой услуги, суду не представлено.
В связи с чем, суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Юрьянского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МО «Юрьянский район» в лице администрации Юрьянского района Кировской области, ООО «Ирина» об обязании организовать теплоснабжение удовлетворить частично.
Обязать ООО «Ирина»: 1) выполнить предусмотренные планом мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2020-2021 г.г.
2) создать и обеспечивать котельные ХХХХ 45-суточным запасом твердого топлива (дров) на период отопительного сезона 2020-2021 годов.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Ирина» государственную пошлину в доход муниципального образования «Юрьянский муниципальный район Кировской области» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Шишкина Н.И.