Административное дело № 2а-528/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Ясногорск 18 июля 2018 г.
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.,
при секретаре Каменскас А.А.,
с участием административного истца Марченко И.А., представителя административного ответчика ФКУ ИК 7 УФСИН России по Забайкальскому краю Дугаржаповой А.Э. ( по доверенности),
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марченко Игоря Александровича к ФКУ «Исправительная колония №7» УФСИН России по Забайкальскому краю о признании справки –меморандума незаконной,
УСТАНОВИЛ:
Марченко И.А. обратился в Оловяннинский районный суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония №7» УФСИН России по Забайкальскому краю ( далее по тексту ФКУ ИК-7) о признании справки –меморандума незаконной. Не согласен с содержанием справки –меморандум, находящейся в его личном деле, со сведениями указанными в справке, указанные сведения не соответствуют действительности: <данные изъяты>; не согласен с указанием, что с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Просит признать справку меморандум незаконной, где указаны сведения порочащие его честь, достоинство, повлиявшие на характеризующие данные личности Марченко И.А.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю.
Административный истец Марченко И.А., участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на требованиях настаивал, изложенное в заявлении поддержал, просил признать справку меморандум, в которой указаны сведения, порочащие его честь, достоинство, повлиявшие на характеризующие данные личности Марченко И.А., незаконной. Сведения, указанные в справке меморандум не соответствуют действительности. Не согласился с доводами ответчика о пропуске срока, указывал, юридически не грамотный, не знал, что существуют процессуальные сроки, что можно обратиться в суд.
Представитель административного ответчика Дугаржапова А.Э. с административным иском не согласилась в полном объеме, указала, что истцом пропущен процессуальный 3 месячный срок обжалования. Истец узнал о нарушенном праве в ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопроса о переводе в тюрьму, получил копии всех документов, а в суд обратился с иском в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности С.В. Шарапов в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие. Представил отзыв на административный иск. В котором считает требования Марченко И.А. необоснованными и неподлежащими удовлетворению ввиду пропуска административным истцом установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд. Марченко И.А. указывает на незаконность справки меморандум на основании которой постановлен на профилактический учет ДД.ММ.ГГГГ ( по тексту искового заявления) в суд обратился в ДД.ММ.ГГГГ то есть по истечении нескольких лет. Доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска срока, административным истцом не представлено. Просил отказать в иске по перечисленным основаниям.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к нижеследующему.
В соответствии статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.07.1994г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:
1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;
4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;
6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;
7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;
8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;
9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;
10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;
11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;
14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;
15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;
16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;
17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;
18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;
19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;
20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Согласно ч.1, ч.2, ч.3 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:
а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.
К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, не применяются взыскания, предусмотренные пунктами "г", "д" и "е" части первой настоящей статьи.
В силу ст.16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016г. №295 Осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец Марченко И.А., отбывает наказание по приговору Карымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., осужден по <данные изъяты> УК РФ к 15 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ. Конец срока ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Оловяннинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., Марченко И.А. из колонии строгого режима переведен в тюрьму сроком на 3 года, с последующим отбыванием срока наказания в исправительной колонии строгого режима.
Не согласившись с постановлением, Марченко И.А. обжаловал его.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ. судом апелляционной инстанции по уголовным делам Забайкальского краевого суда, постановление Оловяннинского районного суда от 26.05.2016г. оставлено без изменения, а жалоба Марченко И.А. без удовлетворения.
В настоящее время истец отбывает уголовное наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю г. Минусинск.
Административными ответчиками заявлено ходатайство о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обжалование действий справки меморандума подписанной начальником исправительного учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела усматривается, что административный истец знал о том, что поставлен на профилактический учет с ДД.ММ.ГГГГ, перечисленное следует из текста искового заявления.
Истец получил справку меморандум в ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении перевода из колонии строгого режима в тюрьму для дальнейшего отбывания наказания.
Постановлением Оловяннинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., Марченко И.А. из колонии строгого режима переведен в тюрьму сроком на 3 года, с последующим отбыванием срока наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу.
Марченко И.А. в суд с административным исковым заявлением обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении нескольких лет, в виду чего, трехмесячный срок обращения в суд пропущен.
Доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска процессуального срока, или препятствующих его обращению в суд, заявителем в соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду не представлено.
Доводы Марченко И.А. о том, что он юридически не грамотен, находится в местах лишения свободы, не является уважительной причиной для восстановления срока.
Поскольку Марченко И.А. не представил суду никаких доказательств в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствующие обращению с данным заявлением в предусмотренный законом срок, то срок для обжалования действий должностного лица пропущен без уважительных причин, это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, у суда имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска по основаниям, предусмотренным ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.179-180,219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Марченко Игоря Александровича к ФКУ «Исправительная колония №7» УФСИН России по Забайкальскому краю о признании справки – меморандума незаконной, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Судья: Радченко В.М.
Решение вынесено в окончательной форме 23.07. 2018г.