№...
Мотивированное решение составлено 26.05.2020 Дело № 2а-293/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2020 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.А.,
при помощнике судьи Сагур М.С.,
с участием представителя административного истца военного прокурора – войсковая часть №... – помощника военного прокурора – войсковая часть №... ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора – войсковая часть №... в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной,
установил:
военный прокурор – войсковая часть №... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой – войсковая часть №... в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности в войсковых частях Полярнинского местного гарнизона Мурманской области осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт, расположенный по URL-адресу: ***, содержащий информацию о продаже поддельных дипломов об образовании в Мурманской области. На момент проведения проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр доменных имен не внесен, информация о владельце сайта отсутствует.
Военный прокурор – войсковая часть №... просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по URL-адресу: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца военного прокурора – войсковая часть №... – помощник военного прокурора – войсковая часть №... ФИО2 поддержал административное исковое заявление в полном объёме.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, возражений по существу заявленных требований не представило.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационной сетью признается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 названной правовой нормы запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 15.1 названного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что основаниями для включения в реестр сведений, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой – войсковая часть №... в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности в войсковых частях Полярнинского местного гарнизона Мурманской области осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт, расположенный по URL-адресу: ***, содержащий информацию о продаже поддельных дипломов об образовании в Мурманской области.
Данный интернет-сайт находится в сети «Интернет» и открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В соответствии с положениями пункта 9 названных Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет, запрещенной информацией или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую, в том числе доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию. Материалами дела подтверждено, что интернет ресурс на сайте по URL-адресу: ***, не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений с сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Согласно сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области информация о владельце сайта ***, отсутствует. В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации право каждого гражданина Российской Федерации на общедоступное и бесплатное основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, равно как и право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечении государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положениями статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождении итоговой аттестации и государственной итоговой аттестации. Документы об образовании заверяются печатями организации, осуществляющих образовательную деятельность. При этом согласно пункту 16 статьи 60 названного Федерального закона за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 года № 112, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования. Согласно пункту 27 указанного Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную аттестацию. Аналогичные положения относительно учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании приведены в «Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года № 115. Статьей 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие права у лица или освобождение его от обязанности, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт. Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков. Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Интернет-сайт по URL-адресу: *** открытый для свободного доступа неопределенного круга лиц, тем самым ознакомиться с его содержанием и воспользоваться предлагаемыми услугами может любой Интернет-пользователь на всей территории Российской Федерации. При установленных судом обстоятельствах, сведения, размещенные на указанном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Анализируя приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о продаже поддельных дипломов об образовании, за которое законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем указанный сайт в сети «Интернет» подлежит включению в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Таким образом, требования военного прокурора – войсковая часть №... в интересах неопределенного круга лиц признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление военного прокурора – войсковая часть №... в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по URL-адресу: ***, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения указанной информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Козлова