Судья Хулапова Г.А. Дело №33а-10253/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 3 декабря 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,
при секретаре Дермоян Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Сеттарова Леннура Рефатовича об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В. от 21 мая 2014 г. о возбуждении исполнительного производства
по апелляционной жалобе Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия,
установила:
Сеттаров Л.Р. обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В. от 21 мая 2014 г. о возбуждении исполнительного производства.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 мая 2018 г. административное дело передано по подсудности в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, в качестве заинтересованного лица – Джанкойская объединённая налоговая инспекция.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 июня 2018 г. административное исковое заявление Сеттарова Л.Р. удовлетворено частично.
Признано незаконным и отменено постановление о возбуждении исполнительного производства от 21 мая 2014 г., принятое судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В. по исполнительному производству №.
В апелляционной жалобе, поданной Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым обеспечено исполнение требований части 21 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которой в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнительный документ № от 7 декабря 2009 г. был предъявлен к исполнению председателем Джанкойского горрайонного суда Автономной Республики Крым 27 января 2010 г., и находился на исполнении в органах государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым до апреля 2014 года, т.е. до ликвидации органов исполнительной власти Украины на территории Крыма.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого характера нарушения норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, признавая незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В. от 21 мая 2014 г. о возбуждении исполнительного производства, исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем за пределами трёхлетнего срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Данных о замене в установленном законом порядке взыскателя в исполнительном производстве, а именно, Джанкойской объединённой государственной налоговой инспекции АР Крым Государственной налоговой службы, не представлено. Материалы дела не содержат сведений об обращении взыскателя в установленном порядке в суд с заявлением о замене должника в исполнительном производстве.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Исходя из положений статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», решения, которые были вынесены судами АР Крым и г. Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, признаются и подлежат исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 138-ФЗ «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 г., подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до 18 марта 2014 г., для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Приведенные выше правовые нормы регулируют правоотношения, возникающие в процессе исполнительного производства и устанавливают обязанности пристава-исполнителя совершать действия по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Основной задачей таких действий является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 31 указанного Федерального закона предусмотрены основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Джанкойского горрайонного суда Автономной Республики Крым от 7 декабря 2009 г. по делу об административном правонарушении № (вступило в законную силу 18 декабря 2009 г.), вынесенным в отношении Сеттарова Л.Р., конфискованы в доход государства помещения и оборудования АЗС, расположенной по адресу: <адрес> и продукции бензина А-80 в количестве 3688 л., А-92 в количестве 4896 л., А-95 в количестве 3205 л., дизельного топлива в количестве 1122 л., находящиеся на хранении у Рамазанова Д.М. и Усманова С.С.
Постановлением заместителя начальника ОГИС Джанкойского горрайонного Управления юстиции от 29 января 2010 г., на основании заявления взыскателя о принудительном исполнении исполнительного документа – постановления №, выданного 7 декабря 2009 г. Джанкойским горрайонным судом Автономной Республики Крым, открыто исполнительное производство по принудительному исполнению вышеуказанного исполнительного документа.
В связи с принятием Республики Крым в Российскую Федерацию деятельность органов государственной исполнительной службы, входивших в систему государственных органов Министерства юстиции Украины, была прекращена.
21 мая 2014 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В., на основании исполнительного документа – судебного акта по делу об административном правонарушении№ от 7 декабря 2009 г., выданного Джанкойским горрайонным судом Автономной Республики Крым возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Сеттарова Л.Р. в пользу взыскателя Джанкойской объединённой налоговой инспекции, предмет исполнения: конфискация помещения и оборудования АЗС, расположенной по адресу: <адрес> и продукции бензина А-80 в количестве 3688 л., А-92 в количестве 4896 л., А-95 в количестве 3205 л., дизельного топлива в количестве 1122 л.
После ознакомления 2 апреля 2018 г. с материалами исполнительного производства №, представителю административного истца Гаркуша Н.Н. стало известно о вынесении вышеуказанного постановления и в этот же день им была получена копия данного акта.
12 апреля 2018 г. Сеттаровым Л.Р. административное исковое заявление направлено в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Исходя из того, что Управление Федеральной службы приставов по Республике Крым и его структурные подразделения являются вновь созданными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено правопреемство между органами Федеральной службы судебных приставов, созданными на территории Республики Крым, и органами государственной исполнительной службы, входившими в систему государственных органов Министерства юстиции Украины, административный ответчик, в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 138-ФЗ «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», в пределах предоставленных ему полномочий, постановлением от 21 мая 2014 г. возбудил исполнительное производство №, не допустив нарушения закона, прав, свобод и законных интересов административного истца, как должника по исполнительному производству.
Указанный исполнительный документ был предъявлен к исполнению в установленный срок и находился в производстве ОГИС Джанкойского горрайонного Управления юстиции – органа исполнительной службы, действовавшего на территории Республики Крым до вступления в Российскую Федерацию.
Само по себе отсутствие сведений о замене в установленном законом порядке взыскателя в исполнительном производстве его правопреемником не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать правильным.
В свою очередь, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 июня 2018 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Апелляционную жалобу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым – удовлетворить.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 июня 2018 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Сеттарова Леннура Рефатовича об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Гаджи Н.В. от 21 мая 2014 г. о возбуждении исполнительного производства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский