Р Е Ш Е Н И Е
И<ФИО>1
13 апреля 2018 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Минченок Е.Ф., при секретаре <ФИО>6, с участием представителя ответчика <ФИО>7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску <ФИО>2 к ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) о признании удержании незаконными, взыскании суммы удержанной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование исковых требований, уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец указал, что с 2011 года является пенсионером ГУФСИН и получает пенсию за выслугу лет. С сентября 2017 года выплата пенсии осуществляется ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения), размер пенсии с <дата> составляет 17 801,09 рублей.
Вместе с тем с <дата> пенсия выплачивается в меньшем размере. <дата> выплачена пенсия за август и сентябрь 2017 года в размере 32 041,96 рублей, <дата>- за октябрь 2017 года в размере 14 240,87 рублей. Сумма недополученной пенсии составила за сентябрь 2017 года- 3506,22 рублей, за октябрь- 3506,22 рублей.
Ссылаясь на положения статьи 10 ГК РФ, Закона РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", полагает, что удержание пенсии могло быть произведено только в случае недобросовестного поведения истца, при этом добросовестность гражданина презюмируется законом.
На основании изложенного, просил суд признать незаконными производимые ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) удержания из пенсии сумм переплат, взыскать с ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) сумму удержаний, произведенных за период с <дата> по день вынесения решения суда.
Истец <ФИО>2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В уточненном исковой заявлении указал, что <дата> подал в УФСИН по Р. Бурятия заявление о назначении надбавки на иждивенцев, представив необходимые документы. Для продления срока выплаты данной надбавки ежегодно необходимо представлять документы (справки) до 10 числа месяца, в котором было подано заявление. В случае не предоставления документов в установленный срок выплата надбавки на иждивенцев приостанавливается и возобновляется только при предоставлении таких документов. Истцу назначена надбавка на иждивенцев с <дата> сроком на один год, при не предоставлении необходимых документов (справок) выплата должна была быть приостановлена с <дата>. Выплата надбавки на иждивенцев произведена в период с <дата> по <дата> по причине халатности пенсионного отделения УФСИН по Р. Бурятия. Вина истца отсутствует, он уведомлял пенсионное отделение о своем трудоустройстве по телефону, в январе 2014 года представил копию паспорта с регистрацией по месту жительства в <адрес>. Также просил применить к суммам переплаты надбавки на иждивенцев сроки исковой давности.
Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) <ФИО>7 исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать.
В представленных суду письменных возражения на иск указал, что пенсионное дело <ФИО>2 поступило из УФСИН России по Р.Бурятия с переплатой за период с <дата> по <дата> в размере 34 745,06 рублей. О наличии переплаты истцу неоднократно направлялись соответствующие уведомления. <ФИО>2 информировался о необходимости сообщения об изменениях, влияющих на выплату пенсии, о чем свидетельствует его личная подпись в обязательстве пенсионера, в заявлении об установлении надбавки на иждивенцев. Согласно пункту 4.36 Приказа Минюста России от <дата> <номер> при удержании из пенсии переплаченных сумм в учреждение Сбербанка направляется уведомление с указанием размера удержания, добровольное согласие на возмещение незаконно полученных сумм пенсий оформляется обязательством пенсионера. <дата> в адрес начальника Управления сопровождения военных пенсий МСЦ «Ладья» ПАО Сбербанк России такое уведомление было направлено. Денежные средства в размере 34 745,06 рублей истцом получены незаконно вследствие злоупотребления правом на получение надбавки на иждивенцев и районного коэффициента в повышенном размере. Удержания производятся ежемесячно с октября 2017 года в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, что соответствует требованиям статьи 62 Закона РФ от <дата> N 4468-1.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, а также пенсионное дело <номер>, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Закон РФ от <дата> N 4468-1), статьей 56 которого установлен общий порядок выплаты пенсий.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от <дата> N 4468-1 к пенсии за выслугу лет неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части 3 статьи 29, статьях 31, 33, 34 Закона начисляются следующие надбавки: при наличии одного такого члена семьи, в размере 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона; при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 % расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона; при наличии трех и более таких членов семьи, - в размере 100 % расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона.
Согласно части 1 статьи 48 Закона РФ от <дата> N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24, 38 Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <ФИО>2 с <дата> является получателем пенсии по выслуге лет по линии уголовно-исполнительной системы, выплата которой производится в соответствии с Законом РФ от <дата> N 4468-1. Пенсионным отделением УФСИН по Р. Бурятия <ФИО>2 рассчитана пенсия в размере 62 % денежного довольствия с выплатой районного коэффициента и ежемесячной надбавки.
<дата> при подаче заявления о назначении пенсии истец обязался незамедлительно сообщать в пенсионный отдел уголовно-исполнительной системы по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии (пособия, надбавки, компенсации и увеличения) либо лишающих права на ее дальнейшее получение.
<дата> <ФИО>2 обратился с заявлением об установлении надбавки к пенсии на иждивенцев (<ФИО>3, <дата> г.р.; <ФИО>4, <дата> г.р.), одновременно обязавшись сообщить в пенсионную службу о своем трудоустройстве в течение трех дней.
С учетом пункта «б» статьи 17 Закона РФ от <дата> N 4468-1 <ФИО>2 к пенсии за выслугу лет была установлена надбавка в размере 64% расчетного размера пенсии с учетом двух нетрудоспособных членов семьи.
Из трудовой книжки следует, что <ФИО>2 с <дата> по <дата> был трудоустроен в Управление специальной связью Р.Бурятия ФГУП ГЦСС и при этом получал надбавку на иждивенцев как не работающий пенсионер, в связи с чем за период с <дата> по <дата> образовалась переплата в размере 27 728,16 рублей (л.д. 77).
Также судом установлено, что <ФИО>2 с <дата> по <дата> проживал и был зарегистрирован по месту жительства в г. <ФИО>10 Бурятия, с <дата> по <дата> зарегистрировался по месту жительства в пгт. <адрес> Р.Бурятия, а с <дата>- в <адрес> Р. Бурятия.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «О размерах коэффициентов и процентных надбавок…» в <адрес> Р.Бурятия применяется районный коэффициент 1,3; в <адрес> Р. Бурятия (<адрес>) и <адрес> Р. Бурятия- 1,2 соответственно.
Таким образом, пенсия <ФИО>2 в период с <дата> по <дата> подлежала выплате с учетом районного коэффициента 1,3; в остальные периоды с учетом коэффициента 1,2.
Из материалов пенсионного дела следует и истцом в судебном заседании не оспорено, что пенсия <ФИО>2 была начислена в период с <дата> по <дата> с учетом районного коэффициента 1,2; с <дата> по <дата> с учетом районного коэффициента 1,3. В октябре 2014 года <ФИО>2 произведена доплата районного коэффициента за период с <дата> по <дата> до 30% в размере 14 436,44 рублей с учетом проживания истца на территории <адрес> Р. Бурятия, где применяется районный коэффициент 1,3.
Вместе с тем, с <дата> по <дата> пенсия <ФИО>2 выплачивалась с учетом районного коэффициента 1,3, в то время как истец с <дата> фактически проживал в <адрес>, то есть в местности, где применяется коэффициент 1,2, в связи с чем образовалась переплата в размере 7 016,90 рублей (л.д. 77).
Таким образом общая сумма переплаты за период с <дата> по <дата> составила 34 745,06 рублей (27 728,16 рублей надбавка на иждивенцев + 7 016,90 рублей- районный коэффициент) (л.д. 28, 77).
В судебном заседании была допрошена свидетель <ФИО>8, сотрудник ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения), которая подтвердила обоснованность расчета суммы переплаты.
В материалах пенсионного дела содержится обязательство от <дата>, в котором <ФИО>2 обязался в пятидневный срок сообщить в пенсионную службу УФСИН России по Р.Бурятия об изменениях, влияющих на размер пенсии, в том числе о своем трудоустройстве, изменении места жительства (л.д. 18).
Пенсионным отделом УФСИН <ФИО>11 Бурятия была проведена проверка правильности начисления пенсии, в ходе которой установлен факт переплаты пенсии <ФИО>2 на сумму 34 745,06 рублей, в связи с чем <дата> в адрес истца было направлено уведомление с предложением обратиться в пенсионную службу для решения вопроса о размере удержаний, но данный вопрос разрешен не был.
<дата> в связи с переездом истца на новое место жительства пенсионное дело <ФИО>2 было направлено в ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) с сообщением о необходимости удержать из пенсии переплату за период с <дата> по <дата> в размере 34 745 рублей.
<дата> начальником отделения пенсионного обеспечения ГУФСИН России по <адрес> <ФИО>9 принято решение о производстве удержаний из пенсии <ФИО>2 суммы переплаты (34 745 рублей) в размере 20% от получаемой пенсии ежемесячно, в связи с чем в адрес начальника Управления сопровождения военных пенсий МСЦ «Ладья» ПАО Сбербанк России было направлено соответствующее уведомление (л.д. 30).
Согласно части 1 статьи 62 Закона РФ от <дата> N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся ему пенсии.
Всего за период с октября 2017 года по апрель 2018 года из пенсии <ФИО>2 были произведены удержания на общую сумму 25 491,18 рублей.
В судебном заседании истец <ФИО>2 факт переплаты не оспорил, но настаивал на отсутствие своей вины в образовавшейся переплате и халатности сотрудников пенсионного отделения УФСИН России по Р.Бурятия.
Оценивая представленные суду доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, применяя вышеназванные нормы права, суд приходит к выводу о том, что с <дата> по <дата> истцу была произведена переплата пенсии на сумму 34 745 рублей в отсутствие сведений о его трудоустройстве в период с <дата> по <дата> и изменении места жительства с пгт. <адрес> Р.Бурятия на <адрес> Р.Бурятия, в связи с чем истец не имел права в период с <дата> по <дата> на получение надбавки на иждивенцев, а в период с <дата> по <дата>- районного коэффициента в размере 10% (30-20%).
<ФИО>2 неоднократно, как при подаче заявления на назначении пенсии, так и при подаче заявления о назначении надбавки на иждивенцев, а также <дата> давал обязательство пенсионера сообщать в пенсионный отдел уголовно-исполнительной системы по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии либо лишающих права на ее дальнейшее получение. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец не представил суду доказательств своевременного уведомления пенсионного отдела о своем трудоустройстве и изменении места жительства, что суд расценивает как безусловное злоупотребление правом, направленное на получение пенсии в большем размере, в связи с чем излишне выплаченная сумма пенсии обоснованно удерживается ответчиком ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, что не противоречит требованиям статьи 62 Закона РФ от <дата> N 4468-1.
В связи с чем оснований для признания незаконными производимые ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) удержания из пенсии сумм переплат, взыскании с ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) суммы удержаний, произведенных за период с <дата> по день вынесения решения суда, не имеется.
Довод истца о применении срока исковой давности основан на неправильном толковании статьи 196 ГК РФ, в связи с чем не может быть принят судом во внимание. ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) не заявляло к <ФИО>2 каких-либо требований о взыскании сумм переплат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований <ФИО>2 о признании незаконными производимые ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) удержания из пенсии сумм переплат, взыскании с ГУФСИН России по <адрес> (отделение пенсионного обеспечения) сумм удержаний, произведенных за период с <дата> по день вынесения решения суда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ф. Минченок