Решение по делу № 3а-317/2020 от 27.04.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 г.                                                                                       город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Селютиной О.В.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-317/2020 по административному исковому заявлению Колганова В.В., Милиной Л.М., Трейгера М.И., Трейгер С.Е., Трейгера С.М. к Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 № 179, Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 № 155 (с учетом изменений, внесенных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 31.08.2018 № 247),

установил:

решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 г. № 179 утвержден Генеральный план муниципального образования Ревякинское Ясногорского района в составе:

Положение о территориальном планировании (том 1).

Материалы по обоснованию (том 2) с картами особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения; территорий объектов культурного наследия; зон с особыми условиями использования территорий; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район и вступило в силу со дня опубликования.

26.12.2016 г. решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район № 155 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования, включающие карту градостроительного зонирования.

Указанное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район, вступило в силу со дня опубликования.

Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район № 247 от 31.08.2018 внесены изменения в решение Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район № 155 от 26.12.2016: карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории изложена в новой редакции.

Решение Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район № 247 от 31.08.2018 подписано Главой муниципального образования Ясногорский район и вступило в силу со дня опубликования.

Колганов В.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ".....", Трейгер М.И., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ".....", Трейгер С.Е., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ".....", Трейгер С.М., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ".....", Милина Л.М., являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, о признании недействующими вышеупомянутых Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения указанных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, ввиду их противоречия положениям части 1 статьи 9, части 1 статьи 30, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований административные истцы сослались на то, что отнесение земельных участков, на которых расположены жилые дома, кафе на 32 посадочных места, вспомогательные строения (баня) и сооружения, и которые необходимы для использования этих зданий, к территории сельскохозяйственного использования не позволяет им в полном объеме осуществлять свои права собственника, поскольку они лишены возможности привести категорию земель и вид разрешенного использования земельных участков в соответствие с назначением расположенных на нем объектов согласно ранее действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования (генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Денисовское).

Административные истцы Колганов В.В., Милина Л.М., Трейгер М.И., Трейгер С.Е., Трейгер С.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом, просили рассмотреть заявленные требования в их отсутствие с участием представителей.

В судебном заседании представители административных истцов по доверенностям Милин А.Е. и Баркашова С.Е. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, просил рассмотреть заявленные требования в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.

Суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 150, 152, ч. 5 ст. 213 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения представителей административных истцов, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлено, что Колганов В.В., является собственником земельного участка с кадастровым номером ".....", площадью 1 188 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....". Участок поставлен на кадастровый учет 22.10.2013.

Трейгер М.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером "....." площадью 1 165 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....". Участок поставлен на кадастровый учет 22.10.2013.

Трейгер С.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером "....." площадью 1 818 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....". Участок поставлен на кадастровый учет 22.10.2013.

Трейгер С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером "....." площадью 1 598 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....". Участок поставлен на кадастровый учет 22.10.2013.

Милина Л.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

"....." площадью 5 380 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 9 071 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 5 526 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 23 390 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 7 126 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 4 213 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....";

"....." площадью 3 305 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ".....".

Участки с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", "....." поставлены на кадастровый учет 19.03.2020, а с кадастровыми номерами ".....", ".....", "....." - 22.10.2013.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ".....".

Милина Л.М. является также собственником расположенных на земельном участке с кадастровым номером "....." жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 164,4 кв.м и жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 164,4 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером "....." жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 54,1 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером "....." жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 80 кв.м и жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 80 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером "....." жилого дома с кадастровым номером "....." площадью 46,4 кв.м, нежилого здания (беседка) кадастровым номером "....." площадью 70,6 кв.м и нежилого здания (баня) с кадастровым номером "....." площадью 40,9 кв.м. Указанное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 06.07.2020.

В соответствии Генеральным планом муниципального образования Денисовское Ясногорского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 04.02.2010 № 55 (в редакции от 29.03.2012 № 235), и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Денисовское Ясногорского района, утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 29.05.2014 № 377, земельные участки с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", "....." располагались в проектируемой зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (проектируемая территориальная зона Ж-1 - Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами).

Законом Тульской области от 01.04.2014 № 2085-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области «О переименовании муниципального образования «Ясногорский район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области» были преобразованы муниципальное образование рабочий поселок Ревякино Ясногорского района, муниципальное образование Архангельское Ясногорского района и муниципальное образование Денисовское Ясногорского района путем объединения их в муниципальное образование Ревякинское Ясногорского района.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденными решением Собрания представителей МО Ясногорский район Тульской области от 28.12.2016 № 155 (в том числе в действующей редакции от 31.08.2018 № 247), и Генеральным планом муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденным решением Собрания представителей МО Ясногорский район Тульской области от 29.06.2017 № 179, земельные участки административных истцов включены в функциональную зону сельскохозяйственного использования (карта функциональных зон, карта границ населенных пунктов) и территориальную зону СХ1 – Зона сельскохозяйственных угодий (карта градостроительного зонирования).

В соответствии со статьей 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района для зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХ1) градостроительные регламенты не установлены.

В целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилые дома, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ".....", Милина Л.М. 27.03.2020 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, которым 09.04.2020 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и проведение государственной регистрации жилых домов в связи с тем, что на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения, и находящимся в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1), возможность осуществления строительства не предусмотрена.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Кодекса).

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты были применены к административным истцам, они вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Согласно статьям 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

    На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Закона Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктом 12 части 2 статьи 22 Устава муниципального образования Ясногорский район предусмотрено, что Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район обладает полномочиями по утверждению схем территориального планирования муниципального образования Ясногорский район, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования Ясногорский район документации по планировке территории.

В соответствии с положениями статьи 21 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 25 Регламента Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 03.09.2010 № 112, Собрание депутатов муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, принимает в коллегиальном порядке решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов.

Согласно части 8 статьи 42 Устава муниципального образования Ясногорский район муниципальные нормативные правовые акты, в частности, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 9 статьи 42 названного Устава установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в общественно-политической газете Ясногорского района «Ясногорье». Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое размещение его полного текста на официальных стендах на территории муниципального образования Ясногорский район, в местах, установленных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, на официальном сайте муниципального образования Ясногорский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район 30.01.2009 принято также решение № 301, которым установлено, что опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством доведения до сведения граждан, в частности, через периодическое печатное издание – районную газету «Ясногорье».

Статьей 27 Устава муниципального образования Ясногорский район предусмотрено, что глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район.

Установленные приведенными выше нормами полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ясногорский район реализованы путем принятия Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район решения от 29.06.2017 № 179 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», решения от 26.12.2016 № 155 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», решения от 31.08.2018 № 247 «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 № 155 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района»; опубликованы соответственно 05.07.2017, 26.12.2016, 12.09.2018 в газете «Ясногорье» и вступили в силу.

Названные решения были приняты единогласно присутствующими на заседании депутатами данного коллегиального органа, подписаны главой муниципального образования Ясногорский район в соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 44 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 20 Регламента Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 03.09.2010 № 112.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд также установил следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату принятия Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, определено, что представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект правил землепользования и застройки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.09.2005 № 329 (ред. от 16.04.2012) утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Ясногорский район.

В соответствии с пункт 3 главы 1 названного Положения публичные слушания проводятся по инициативе Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район; главы муниципального образования Ясногорский район; населения муниципального образования Ясногорский район численностью не менее 1 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Назначение публичных слушаний по инициативе главы муниципального образования Ясногорский район оформляется постановлением главы муниципального образования Ясногорский район (пункт 4 главы 4). В случае назначения публичных слушаний муниципальный правовой акт об их назначении должен быть опубликован в средствах массовой информации в десятидневный срок (пункт 15 главы 4).

Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район № 43-пг от 18.11.2016 были назначены на 01.12.2016 публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Данное постановление опубликовано в районной газете «Ясногорье» № 46 от 23.11.2016 и размещено на сайте муниципального образования Ясногорский район.

01.12.2016 состоялись публичные слушания, по результатам которых оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний одобрил проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Итоги публичных слушаний были оформлены заключением, опубликованным в газете «Ясногорье» № 49 от 14.12.2016.

Администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района» Главе муниципального образования.

Проект решения был включен в повестку дна 27 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 26 декабря 2016 г.

Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний большинством голосов проголосовали за принятие решения (12 голосов «за» из 13 присутствующих депутатов).

Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район № 11-пг от 21.04.2017 были назначены на 30.05.2017 публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Данное постановление опубликовано в районной газете «Ясногорье» № 17 от 26.04.2017 и размещено на сайте муниципального образования Ясногорский район.

Итоги публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района опубликованы в газете «Ясногорье» № 25 от 21.06.2017.

26.06.2017 администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района» Главе муниципального образования Ясногорский район для принятия его на заседании Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район.

Проект решения был включен в повестку дня 34 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 29 июня 2017 г.

Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний единогласно проголосовали за принятие решения (12 присутствующих депутатов).

Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район № 4-пг от 01.03.2018 были назначены на 28.03.2018 публичные слушания по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Данное постановление опубликовано в районной газете «Ясногорье» № 11 от 14.03.2018.

28.03.2018 состоялись публичные слушания, по результатам которых оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний одобрил проект по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Итоги публичных слушаний были оформлены заключением, опубликованным в газете «Ясногорье» № 20 от 15.05.2018.

Администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 № 155 Главе муниципального образования.

Проект решения был включен в повестку дна 44 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 31 августа 2018 г.

Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний большинством голосов проголосовали за принятие решения (9 голосов «за» из 10 присутствующих депутатов).

Изложенное свидетельствует о том, что указанные решения, оспариваемые административными истцами в части, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутые решения, а также соблюдение установленной законом процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

В данном случае Генеральным планом установлена функциональная зона сельскохозяйственного использования за пределами границ населенных пунктов, которая предусматривает, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, само по себе установление названной функциональной зоны не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства, и планирование функциональной зоны на территории, в которую включены земельные участки, находящиеся на праве собственности у административных истцов, не нарушают прав и законных интересов последних, как собственников недвижимого имущества.

Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 ГрК РФ), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.

Из материалов дела, кадастровых дел на земельные участки административных истцов и земельного участка с кадастровым номером "....." следует, что земельные участки, принадлежащие истцам, изначально являлись землями сельхозугодий.

Так, земельный участок с кадастровым номером "....." ранее располагался на паевых землях ".....".

Земельные участки в общую долевую собственность "....." были переданы на основании постановления Главы администрации Ясногорского района от "....."".....". Размер земельной доли в праве общей долевой собственности на землю, предоставленной собственникам земельных долей "....." Ясногорского района Тульской области, составлял 9,9 га, в том числе пашни – 8,8 га, залежи – 0,1 га, сенокосов – 0,2 га, пастбищ – 0,8 га. Земельные участки общей долевой собственности "....." являлись единым землепользованием, которому был присвоен кадастровый номер ".....".

На собрании собственников земельных долей ".....", состоявшемся 08.12.2005, ".....", ".....", "....." принято решение объединить свои земельные доли в один участок и выделить его в натуре, в результате чего указанный земельный участок, как единое землепользование площадью 297 000 кв.м, был поставлен на кадастровый учет 14.08.2006 с присвоением кадастрового номера "....." с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Указанный земельный участок находился полностью за чертой поселений, на землях сельскохозяйственного назначения.

Постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 27.03.2013 № 475 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "....." с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства»; рекомендовано создать на данном земельном участке дачное некоммерческое товарищество и зарегистрировать его в установленном порядке.

Впоследствии в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "....." было образовано 13 земельных участков, которые 22.10.2013 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами "....."-"....." с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами "....." и "....." были образованы земельные участки с кадастровыми номерами "....." и ".....".

29.03.2020 в ЕГРН внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", ".....", которые были образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....".

Категория земель земельных участков административных истцов, а также земельного участка с кадастровым номером "....." не изменялась.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, земельные участки, принадлежащие административным истцам, образованы до утверждения оспариваемых генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское в 2013 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ".....", приобретались административными истцами незастроенными.

Земельный участок с кадастровым номером "....." изначально входил в зону сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения и был предоставлен в качестве такового; садоводческому некоммерческому объединению не выделялся и на данном земельном участке дачное некоммерческое товарищество не создавалось. При формировании участка для него был установлен вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, который был изменен на основании постановления органа местного самоуправления. После его раздела были образованы участки административных истцов, которым автоматически был присвоен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ".....".

При этом судом принято во внимание, что Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Денисовское, действовавшими до принятия оспариваемых нормативных правовых актов, зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (территориальная зона Ж1), куда входили земельные участки административных истцов, являлась проектируемой, также как и проектируемыми были границы населенного пункта ".....", включающие территорию земельных участков административных истцов. Согласно сведениям, предоставленным по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области и Управлением Росреестра по Тульской области, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует землеустроительное дело по описанию местоположения границ населенного пункта ".....". Сведения о границе названного населенного пункта, о территориальной зоне Ж-1 и функциональной зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами в ЕГРН отсутствуют. В существующие границы населенного пункта деревни "....." в соответствии с оспариваемыми нормативными правовыми актами земельные участки с кадастровыми номерами ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", "....." не входят, и согласно текстовой части Генерального плана муниципального образования Ревякинское не предусмотрено включение названных земельных участков в границы вышеуказанного населенного пункта.

Статья 81 ЗК РФ, действовавшая до 1 марта 2015 года, закрепляла положения о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривала их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов.

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства.

Таким образом, поскольку земельные участки административных истцов не находятся в границах населенного пункта, для них не могут быть установлены градостроительные регламенты. В установленном законом порядке перевод указанных земельных участков из одной категории в другую не осуществлялся, поэтому категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные угодья для данных земельных участков сохраняется, в связи с чем в отношении них Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района обоснованно установлена зона сельскохозяйственного использования (СХ-1), соответствующая функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, определенной Генеральным планом муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 № 179.

Обстоятельство вступления в силу Правил землепользования и застройки ранее вступления в силу Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района не свидетельствует о несоответствии территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом «СХ-1» функциональной зоне сельскохозяйственного назначения Генерального плана на дату принятия судом решения.

Судом не может быть принята во внимание ссылка стороны административных истцов на противоречие Правил землепользования и застройки муниципального образование Ревякинское Генеральному плану муниципального образования Денисовское, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает территориальное планирование иного образованного муниципального образования.

При этом отсутствие утвержденного Генерального плана муниципального образования Ревякинское не могло являться препятствием к принятию Правил землепользования и застройки этого муниципального образования. Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Вместе с тем, названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.

Как указано в части 1 статьи 34 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из названных целей градостроительное зонирование может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами градостроительного зонирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.

Отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне СХ-1, для которой градостроительные регламенты не установлены и не предусмотрено размещение строений, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 ЗК РФ.

Поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемые в части нормативные правовые акты не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административных истцов в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административных истцов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Колганова В.В., Милиной Л.М., Трейгера М.И., Трейгер С.Е., Трейгера С.М. к Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 № 179, Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 № 155 (с учетом изменений, внесенных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 31.08.2018 № 247).

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в общественно-политической газете Ясногорского района «Ясногорье» или размещению на официальном сайте муниципального образования Ясногорский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-317/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Ясногорского района Тульской области
Трейгер Светлана Егоровна
КОЛГАНОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ
Трейгер Семен Михайлович
Трейгер Михаил Исаакович
Милина Людмила Михайловна
Ответчики
Собрание представителей МО Ясногорский район
Другие
Баркашова Софья Евгеньевна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
29.04.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2020Предварительное судебное заседание
28.07.2020Предварительное судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
01.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее