Решение по делу № 2-11012/2023 от 12.10.2023

11RS0001-01-2023-013434-30 дело №2-11012/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Крыжевской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 декабря 2023 года дело по иску Козловой Марины Александровны, Смирнова Дементия Евгеньевича, Берковой Ирины Валериевны к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома,

установил:

Костоломов А.В., действуя в интересах Козловой М.А., Смирнова Д.Е. и Берковой И.В., обратился в суд с иском к Фонду Республики Коми капремонта МКД, в котором просил обязать ответчика обеспечить в срок до ** ** ** выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного ... с утеплением фасада и обеспечением мероприятий по повышению теплозащиты наружных стен.

В обоснование требований указал, что многоквартирный дом, в котором истцы являются собственниками жилых помещений, включен в региональную программу капитального ремонта со сроком проведения капитального ремонта фасада в ** ** **, однако до настоящего времени капитальный ремонт фасада не проведен, и в краткосрочных планах реализации программы капитального ремонта на ** ** ** отсутствует несмотря на объективную нуждаемость дома в ремонте фасада.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», ООО «УРЭК», Правительство Республики Коми и Минстрой Республики Коми.

Истцы и их представитель просили провести судебное заседание без их участия. Ранее, в ходе рассмотрения дела, представитель истцов требования поддержал.

Представитель ответчика и представители третьих лиц (ООО «УРЭК» и администрации МО ГО «Сыктывкар») в суд не явились. В письменном отзыве представитель ООО «УРЭК» требования истцов поддержал, а представитель ответчика просил в иске отказать.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Коми и Минстроя Республики Коми возражала против удовлетворения требований, по доводам, изложенным ранее письменно.

Заслушав объяснения представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, истцы Козлова М.А., Смирнов Д.Е. и Беркова И.В. являются собственниками жилых помещений (...) в ....

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УРЭК».

Многоквартирный ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года №572.

Согласно данной программе в 2019 году в доме запланировано выполнить ремонт фасада (наружные стены).

Постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2020 года №379 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021-2023 годы (далее Краткосрочный план), вместе с «Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021 - 2023 годы», «Реестром многоквартирных домов по видам работ по капитальному ремонту в Республике Коми на 2021 - 2023 годы».

Ремонт фасада многоквартирного ..., предусмотренный региональной программой к проведению в 2019 году, в краткосрочный план не включен.

** ** ** ... обследован комиссией в составе представителей Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», ГЖИ по ... и ..., ООО «УРЭК», по результатам которого комиссии пришла к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта крыши и фасада дома.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02 июня 2023 года №6/1897 и Постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2023 года №304 многоквартирный ... включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2024 - 2026 годы, по виду работ - ремонт крыши (...).

Ремонт фасада дома в указанный краткосрочный план не включен.

** ** ** представители управляющей компании ООО «УРЭК» совместно с собственниками жилых помещений в ... (Смирновым Д.Е., и Козловой М.А.) провели обследование фасада многоквартирного дома, по результатам которого составили акт.

Согласно данному акту наружные стены дома (главный, боковой и задний фасады) имеют неконтролируемое осыпание защитного отделочного слоя фасада, самопроизвольное выпадение разного размера элементов фасада со всех его сторон (осыпь, цемент и камни разной мелкой фракции на отмостке и козырьках), выветривание наружной отделки; многочисленные мелкие, средние, крупные трещины, повреждения, разломы, отклоы, выбоины, нависания отдельных частей, отломы с оголением арматуры, паутинки трещин; растительность, разрушающая фасад дома; многочисленные разнонаправленные трещины в штукатурном слое фасада (самопроизвольное падение частей кирпича и известкового раствора из места крепления). Межпанельные швы имеют трещины в герметизирующем цементе, недостаточную герметизацию, выпадение герметизирующего цементного элемента. Наблюдается полное разрушение целостности отмостки, в связи с чем она представляет опасность для жизни и здоровья жильцов дома и третьих лиц; имеются щели между цоколем и отмосткой; функция защиты фундамента не выполняется. Цоколь имеет многочисленные разнонаправленные трещины в штукатурном слое, нарушение герметичности между отмосткой и цоколем; неконтролируемое разрушение и падение цементирующих элементов. Деревянные оконные рамы в окнах подъездов рассохли, имеют неплотный притвор, разрушение окрасочного слоя, в связи с чем идут теплопотери при обогреве мест общего пользования. Отсутствует остекление окон в подвале. Козырьки имеют следы постоянного разрушения, оголение и коррозию арматуры; гидроизоляция – с критическим износом; герметичность примыкания нарушена; поддерживающие козырьки трубы деформированы в коррозии. Некоторые лестницы к подъездам имеют критически недопустимые для эксплуатации наклоны, трещины или полное разрушение на куски, щели между стеной фасада в месте примыкания к стене крыльца, боковины обросли мхом.

Комиссия пришла к выводу, что для приведения фасада дома в нормативное техническое, безопасное и энергоэффективное состояние необходим его неотложный капитальные ремонт, в том числе с решением вопроса об утеплении наружных стен фасада. Проведение текущего ремонта не позволит восстановить фасад дома до нормативного современного и энергоэффективного состояния ввиду значительного износа за прошедший срок эксплуатации дома в целом.

Основываясь на выводах комиссионного обследования, а также указывая, что существующее состояние фасада многоквартирного дома представляет опасность для жизни и здоровья, истцы просят обязать ответчика (Фонд Республики Коми капремонта МКД) обеспечить выполнение капитального ремонта фасада в срок до ** ** **.

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4). Он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее- региональная программа капитального ремонта), которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса.4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года №57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта Правительством Республики Коми (пункт 2 части 1 статьи 3, статья 4).

В силу части 2 статьи 4 вышеуказанного Закона очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из следующих критериев, которые могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям в Республике Коми: 1) износ многоквартирного дома; 2) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 3) своевременность и полнота оплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг, включая минимальный размер взноса на капитальный ремонт; 4) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Реализуя установленные Законом Республики Коми 24 июня 2013 года №57-РЗ полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30 декабря 2013 года №572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы (далее – Региональная программа), основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением – средства собственников помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с разделом II Региональной программы, в целях её реализации, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Коми обязаны, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

Согласно части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона республики Коми от 24 июня 2013 года №58-РЗ «О региональном оператора Республики Коми» региональный оператор может использовать средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, при условии, что указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми.

Аналогичные положения предусмотрены частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года №10-П, положения части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что очередность капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте, и может быть оспорена в судебном порядке.

По делу установлено, что многоквартирный ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы, которой предусмотрено проведение капитального ремонта фасада дома в 2019 году.

Вместе с тем, данные работы не были включены в краткосрочные планы реализации региональной программы, и фактически не проводились.

Отсутствует капитальный ремонт фасада ... и в краткосрочном плане на 2024-2026 годы, несмотря на то, что объективная потребность в проведении работ по капитальному ремонту фасада подтверждена в 2023 году результатами обследования как со стороны органа местного самоуправления, так и со стороны управляющей компании и собственников помещений дома. Актом обследования от ** ** ** зафиксировано, что из-за самопроизвольного падения разного размера элементов фасада дома и полного разрушения отмостки имеется угроза жизни и здоровью проживающих в доме собственников помещений и иных лиц.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено.

Принимая во внимание, что порядок организации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года №57-РЗ, не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, суд находит требования истцов о возложении на ответчика обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного ... обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок исполнения ответчиком вышеуказанной обязанности, заявленный истцами в иске (до ** ** **) суд считает разумным.

Вместе с тем, конкретные виды, перечень и объем работ (в том числе требуемые истцами утепление фасада и мероприятия по повышению теплозащиты наружных стен) подлежат определению на стадии исполнения решения путем составления проектно-сметной документации, с учетом действующих государственных стандартов, а также строительных норм и правил.

Отсутствие капитального ремонта фасада ... в краткосрочном плане реализации программы капитального ремонта на 2024-2026 годы не может служить основанием для отказа в иске, поскольку утверждение Правительством Республики Коми краткосрочного плана не свидетельствует об окончательном определении перечня многоквартирных домов в отношении которых планируется проведение капитального ремонта, и в него могут быть внесены изменения.

Недостаточность средств фонда капитального ремонта не является обстоятельством, освобождающим регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой, поскольку именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта за счет любых не запрещенных законом средств.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Козловой Марины Александровны (...), Смирнова Дементия Евгеньевича (...), Берковой Ирины Валериевны (...) к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 1101991230, ОГРН 1141100000018) удовлетворить.

Обязать Некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обеспечить в срок до ** ** ** выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного ....

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Председательствующий О.Л. Саенко

2-11012/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Дементий Евгеньевич
Козлова Марина Александровна
Беркова Ирина Валериевна
Ответчики
НО РК "Региональный фонд капитального ремонта МКД"
Другие
Костоломов Александр Владимирович
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Правительство Республики Коми
ООО "УРЭК"
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2023Предварительное судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее