Дело №12-24/2020
44RS0004-01-2020-000260-11
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мантурово 30 июня 2020 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Трухин А.Л.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Походяевой А.А.,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Куриленко Ю.В.,
при секретаре Рыжовой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вочуровская средняя общеобразовательная школа» городского округа г. Мантурово Костромской области на постановление вр.и.о. Главного государственного санитарного врача по городам Шарья, Мантурово, Шарьинскому, Поназыревскому, Межевскому, Кологривскому, Вохомскому, Пыщугскому, Павинскому, Октябрьскому районам Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 30 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением вр.и.о. Главного государственного санитарного врача по городам Шарья, Мантурово, Шарьинскому, Поназыревскому, Межевскому, Кологривскому, Вохомскому, Пыщугскому, Павинскому, Октябрьскому районам от 30 марта 2020 года №129 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вочуровская средняя общеобразовательная школа» городского округа г. Мантурово Костромской области (далее - МБОУ «Вочуровская СОШ») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В суд обратился законный представитель юридического лица с жалобой на вышеназванное постановление, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что в решении о проведении проверки прокурором не указано, по обращению кого проводилась проверка, адреса заявителей, в чем выразилось нарушение прав данных граждан, а имеется лишь ссылка на рапорт помощника прокурора, что не имеет отношения к делу. Решение о проведении именно проверки соблюдения температурного режима в МБОУ «Вочуровская СОШ» не принималось. При рассмотрении дела не учтено, что отсутствует факт бездействия, как и отсутствует факт безразличия, не дана оценка действиям директора школы, не установлен факт начала события. Не принято во внимание, что 27.01.2020 произошла поломка котла отопления в котельной теплоснабжающей организации, которая устранялась в течение двух суток. За это время каменное здание потеряло нужную температуру воздуха, о чем составлен акт 29.01.2020. С целью недопущения несоответствия температурного режима нормам помещения снабжены дополнительным отоплением в виде конвекторов, которые распорядилась включить директор школы. Таким образом, заявителем были предприняты все зависящие от него действия, чтобы не допустить нарушений санитарных требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, соблюдения температурного режима. Образовательное учреждение было подготовлено к отопительному сезону, администрация школы провела конкурсный отбор по ремонту отопления, который завершился в октябре 2019 года. С начала учебного года от детей и родителей не поступало жалоб, фактов нанесения вреда здоровью обучающихся не имеется. Оценка данным действиям заявителя не дана, объяснения не приняты во внимание. Все документы, подтверждающие принятые меры, высылались посредством электронной почты. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица в лице директора МБОУ «Вочуровская СОШ» Смирнова Ю.А. для рассмотрения жалобы в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялась.
В судебном заседании защитник заявителя Куриленко Ю.В. доводы жалобы и требование об отмене постановления поддержал, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения в действиях юридического лица.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, получив заключение прокурора, полагавшего необходимым жалобу оставить без удовлетворения, а постановление – без изменения, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 ст.6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.3 ст.39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.2 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20-24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22 °C.
Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C (п. 6.3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков (пункт 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 были утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13).
Согласно пункту 8.4 данного СанПиН, относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.
Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа (п.8.5, п.8.6 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Как установлено должностным лицом Роспотребнадзора при рассмотрении настоящего дела, Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности МБОУ «Вочуровская СОШ» юридический адрес: Костромская область, Мантуровский район, д. Знаменка, д.66, ИНН 4417001205, ОГРН 1024401634168.
Установлено, что параметры микроклимата в МБОУ «Вочуровская СОШ» не соответствуют гигиеническим нормативам. Так, в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» от 30.01.2020 №012-М 29 января 2020 года в МБОУ «Вочуровская СОШ» по адресу: Костромская область, Мантуровский район, д. Знаменка, д.66, выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.2.2821-10, не соответствие параметров микроклимата следующих проверенных помещений: рекреация 17.3-17,5°C, кабинет химии №11 16,7-16,9°C; кабинет истории №10 16,6-16,8°C; кабинет географии 17,5-17,8°C; кабинет русского языка и литературы 17,5-17,8°C; кабинет №1 1 класс 17,6-17,7°C; кабинет 3-4 класс 16,6-16,8°C; кабинет информатики 17,4-17,9°C (при норме 18-24°C); спортивный зал 16,5-16,7°C (при норме 17-20°C); раздевалка для девочек в спортивном зале 18,0-18,1°C и раздевалка для мальчиков в спортивном зале 18,3-18,9°C (при норме 20-22°C).
Также в МБОУ «Вочуровская СОШ» по адресу: Костромская область, Мантуровский район, д. Знаменка, д.64 (дошкольная группа), выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13, не соответствие параметров микроклимата следующих проверенных помещений: приемная 19,3-20,2°C при норме не ниже 21-23°C, влажность 36,9% при норме 40-60%; игровая 20,6-20,9°C при норме не ниже 21-23°C, влажность 37,5% при норме 40-60%; спальня влажность 38,9% при норме 40-60%; туалетная комната влажность 38,9% при норме 40-60%.
Согласно выводам должностного лица Роспотребнадзора, изложенным в постановлении от 30.03.2020, в действиях МБОУ «Вочуровская СОШ» содержатся признаки административного правонарушения, нарушение юридическим лицом указанных санитарно-эпидемиологических требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 марта 2020 года и иных материалов дела.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Отсутствие вины, а, следовательно, и состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении МБОУ «Вочуровская СОШ» пришло к выводу о нарушении им санитарно-эпидемиологических требований, наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ. В постановлении указано, что вина МБОУ «Вочуровская СОШ» заключается в нарушении требований санитарного законодательства и состоит в бездействии, выразившемся в несоблюдении обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении уставной деятельности. МБОУ «Вочуровская СОШ» имело возможность для соблюдения императивных норм санитарного законодательства, но не приняло каких-либо мер, направленных на точное соблюдение его требований. Доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований было невозможно, в материалы дела не представлены. Совершенное правонарушение не является малозначительным.
Между тем, данные выводы сделаны должностным лицом Роспотребнадзора без учета требований ст.1.5, ст.26.1-26.2, ст.26.11 КоАП РФ.
Так, в соответствии с контрактом на поставку тепловой энергии в горячей воде №19-2020 от 11 февраля 2020 года ООО «ТеплоСтрой» приняло на себя обязанность поставлять МБОУ «Вочуровская СОШ» на объекты по адресу: Костромская область, Мантуровский район, д. Знаменка, д.66 и д.64, тепловую энергию в горячей воде (л.д.11-14). Условия контракта распространяются на отношения сторон с 01 января 2020 года по 20 апреля 2020 года (п.8.1 контракта).
Кроме того, образовательным учреждением в период отопительного сезона 2019/2020 г.г. обеспечена замена регистров системы отопления в здании школы, в декабре 2019 года дополнительно приобретены электрические конвекторы, что подтверждается представленными документами, фотоматериалами (л.д.19-21, 35).
Из материалов дела следует, что при выявлении нарушений теплового режима (утро 29.01.2020), при температуре на улице -14°C, в образовательном учреждении были незамедлительно предприняты следующие меры: составлен акт комиссии о низком температурном режиме в образовательном учреждении, который направлен руководителю теплоснабжающей организации с рекомендацией провести необходимые работы по повышению качества предоставляемой услуги, включены дополнительные обогреватели (л.д.18).
Наличие возможности соблюдения нормативного температурного режима в образовательном учреждении иными способами, а также возможности предотвратить нарушение температурного режима материалами дела не подтверждается.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 29.01.2020, замеры микроклимата проводились специалистом с помощью комбинированного прибора «ТКА-ПКМ» (63), имеющего свидетельство о поверке №1.9/0499, действительное до 01 сентября 2020 года. Параметры микроклимата школы занижены по температуре в помещениях общеобразовательной школы от 0,1 до 1,5°C (минимальный показатель 16,5°C), в помещениях дошкольной группы на 0,7°C (минимальный показатель 19,3°C) и по влажности от 3,1% до 1,1% (минимальный показатель 36,9%).
С учетом погрешности прибора +(-) 0,5°C по каналу температуры, +(-) 5% по каналу относительной влажности, отсутствуют основания считать нарушенными параметры микроклимата по температуре в помещениях приемной и игровой, а также параметры влажности воздуха во всех помещениях здания дошкольного отделения МБОУ «Вочуровская СОШ».
Из тех же соображений не усматривается нарушения температурного режима в помещении рекреации, кабинетах географии, русского языка и литературы, №1 1 класса, информатики, спортивном зале, т.е. в 6 помещениях из 11 здания общеобразовательной школы «Вочуровская СОШ».
Кроме того, в данном протоколе измерений зафиксировано время проведения измерений – 29 января 2020 года 13 часов 30 минут, когда температура атмосферного воздуха составляла -8°C. При этом, материалы дела об административном правонарушении не содержат каких-либо ссылок и доказательств того, что измерение проводилось в период учебных занятий в присутствии детей, а также что образовательным учреждением нарушался режим проветривания помещений учебных классов и иных помещений, когда возможно кратковременное снижение температуры воздуха в помещениях.
Таким образом, оценивая вмененное МБОУ «Вочуровская СОШ» нарушение в соответствии с тем объемом обвинения, который сформулирован в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении должностного лица административного органа, выходить за пределы которого недопустимо, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях МБОУ «Вочуровская СОШ» вины в нарушении требований санитарных правил и норм.
На основании вышеизложенного судья полагает, что в рассматриваемом случае в действиях МБОУ «Вочуровская СОШ» отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Таким образом, постановление должностного лица административного органа подлежат отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению по указанному основанию.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление вр.и.о. Главного государственного санитарного врача по городам Шарья, Мантурово, Шарьинскому, Поназыревскому, Межевскому, Кологривскому, Вохомскому, Пыщугскому, Павинскому, Октябрьскому районам Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 30 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вочуровская средняя общеобразовательная школа» городского округа г. Мантурово Костромской области, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья: ___________________