74RS0004-01-2023-003810-08
Дело № 2-3550/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года г.Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Федькаевой М.А.,
при секретаре Зотовой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агафонова С.В. к ГУ Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истцом Агафоновым С.В. предъявлено исковое заявление к ответчику ГУ Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о перерасчете страховой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. (с учетом уточнений исковых требований).
В обоснование иска указано, что истец является пенсионером по старости с мая 2022г. Ему назначена трудовая пенсия в размере 10554,67 руб. Данный размер пенсии установлен, поскольку отсутствуют сведения о заработной плате истца в период с 1994г. по 2004г., исходя из которого истец просил произвести перерасчет размера пенсии. Истец считает, что отказ в перерасчете размера пенсии является незаконным, поскольку к документам, подтверждающим фактический заработок работника, могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Истец Агафонов С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено судом в его отсутствие на основании ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Набиева Э.Р. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Иванов А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что перерасчет пенсии истцу был осуществлен в 2022г.
Заслушав пояснения представителя истца Набиевой Э.Р., представителя ответчика Иванова А.Н., исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив и проанализировав по правилам статей 59, 60, 67 ГПК РФ все имеющиеся доказательства по настоящему делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Агафонова С.В. по следующим основаниям.
Так судом из имеющихся материалов гражданского дела установлено следующее.
Истец Агафонов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГг. являлся получателем страховой пенсии по старости на основании поданного им заявления от ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг. им было подано заявление о перерасчете страховой пенсии по старости, в котором он просил учесть его период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1996г. и по настоящее время.
Распоряжением № был произведен перерасчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГг., размер пенсии составил 11445,89 руб.
Распоряжением №/М от ДД.ММ.ГГГГг. был произведен перерасчет размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГг., размер составил 11690,35 руб.
Согласно материалам дела, истец был зарегистрирован в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. и по настоящее время в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов за периоды 1993, 1996 по 2001 г.г. не осуществлялась, страховые взносы были оплачены за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., за период с 2005 по 2009г.г. был уплачен фиксированный налог в сумме 10711 руб.
Истец просил произвести перерасчет страховой пенсии по старости исходя из сведений о заработной плате истца в период с 1994г. по 2004г., представив в подтверждение квитанции об оплате арендной платы за землю за 1999г., 2000г., 2001г., 2002г., за 1 полугодие 2003г.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе порядка исчисления, сроков, с которых назначаются пенсии, правил и сроков их перерасчета к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В силу норм ст. ст. 39, 55 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 6 лет страхового стажа (в 2015 году, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. продолжительность страхового стажа ежегодно увеличивается на 01 год, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 Закона), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с ДД.ММ.ГГГГг. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 Закона).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом, под полным рабочим днем согласно п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей...» понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Условия труда и постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, должны подтверждаться справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с указанного дня не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части первой статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При ликвидации организации справки о периодах работы могут быть выданы соответствующим государственным (муниципальным) органом, например архивным учреждением, а также организацией – не правопреемником, в учредительных документах которой содержатся положения об ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированной организации, не имеющей правопреемников.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 30.3 вышеуказанного федерального закона размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии со ст.100 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (данный закон действовал в период работы истца и до ДД.ММ.ГГГГг.) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст.89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, определяются Правительством РФ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. «О страховых пенсиях» №400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Размер трудовой пенсии определялся на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»). Согласно статей 5 и 30 Федерального закона № 173-ФЗ трудовые пенсии могут состоять из двух частей, в том числе страховой, которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до ДД.ММ.ГГГГг., исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Исходя из выше приведенных правовых норм, получение гражданами заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит возникновение определенных имущественных прав у данных лиц, и законодателем предоставлена возможность заинтересованному лицу выбрать наиболее выгодный для него вариант определения пенсионного капитала, при котором применяется порядок подтверждения среднемесячного заработка, действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с указанным порядком среднемесячный заработок при перерасчете пенсии устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим государственными или муниципальными органами, организациями (за период до регистрации в качестве застрахованного лица), или на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (за период после регистрации в качестве застрахованного лица).
Такими документами за период до регистрации в качестве застрахованного лица являются справки о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно Информационному письму Минтруда РФ и ПФР ДД.ММ.ГГГГг. №-ЮЛ, ЛЧ-06-27/9704 в случае утраты архивных данных о заработной плате в результате чрезвычайных ситуаций органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут принять комиссионное решение об исчислении пенсии по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника. К таким документам могут быть отнесены карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
При этом, какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Как следует из материалов дела, в частности из материалов пенсионного дела Агафонова С.В., в страховой стаж истца включены все периоды работы, службы в армии по призыву на основании представленных для назначения пенсии документов, что подтверждается таблицей «Данные о стаже».
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГг., в материалы дела представлен выписка, согласно которой страховые взносы в период с 2005г. оплачивались, период с ДД.ММ.ГГГГг. по 31.12.20021г. включен в страховой стаж истца в размере 16 лет 11 месяцев 01 дня.
Однако ни в материалы пенсионного дела, ни в материалы гражданского дела истцом не было представлено сведений о размере заработной платы за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГг., квитанции об оплате арендной платы за землю за 1999г., 2000г., 2001г., 2002г., за 1 полугодие 2003г. не содержат в себе сведений о размере заработной платы истца в спорный период.
Таким образом, при отсутствии документального подтверждения размера полученной истцом заработной платы за спорные периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. отсутствуют основания для перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Агафонова С.В. к ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о перерасчете страховой пенсии по старости следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Агафонова С.В. к ГУ Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о перерасчете страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий М.А. Федькаева
Мотивированное решение составлено 14.11.2023г.