Решение по делу № 2а-1588/2020 от 01.06.2020

Адм. дело № 2а-1588/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В., помощнике судьи Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1588/2020 по административному исковому заявлению Капустиной К.Н. в интересах несовершеннолетнего Капустина В.Е. к Комитету по образованию администрации г. Улан-Удэ о признании незаконными действий, выразившихся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом разумной территориальной доступности,

У С Т А Н О В И Л:

Капустина К.Н. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего ребенка Капустина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, требуя признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложить обязанность предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом разумной территориальной доступности. В обоснование требований административный истец указала, что ее ребенок был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в очередь, однако, до настоящего времени местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.

Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила решить вопрос устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. ДД.ММ.ГГГГ Капустиной К.Н. дан ответ о том, что место в образовательном учреждении будет предоставлено в установленном порядке согласно общей очереди.

Не предоставлением ребенку места в дошкольном образовательном учреждении нарушается право ребенка на образование. Данное право является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Законом «Об образовании» гарантируется общедоступность и бесплатного дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На судебное заседание Капустина К.Н. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела ответчик извещен судом надлежащим образом, в суд представлены письменные возражения представителя Санжиевой Е.Б., в которых она просила о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика. Также в возражениях представитель административного ответчика сослалась на необоснованность заявленных требований, указала, что Комитет принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; отсутствует факт бездействия со стороны ответчика, реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Капустина К.Н. является матерью несовершеннолетнего Капустина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок состоит на учете на получения места в дошкольном муниципальном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ позиция в отношении ребенка Капустина В.Е. в очереди – 2444 позиции по образовательным учреждениям МАД ОУ ... «...» комбинированного вида ... – 286, МБДОУ детский сад ... «...» - 250.

При обращении истца в Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г. Улан-Удэ в группе полного дня, ей сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ, что место в дошкольном учреждении будет предоставлено в установленном порядке, согласно очереди, при наличии мест в детских садах. Также разъяснено о возможности предоставления дошкольного образования в вариативных формах.

Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация) утвержден Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 98 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ "...".

Пунктом 3.1 указанного порядка предусмотрено, что плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, осуществляется Комитетом ежегодно с 1 мая по 31 мая.

Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что если в процессе распределения места в ДОО предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года. Если в течение учебного года свободные места им не были предоставлены, то эти дети учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего календарного года.

Как следует из обстоятельств дела, плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, Комитетом произведено, при этом несовершеннолетний Капустин В.Е. местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.

В силу ч. 1 ст. 10, ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления в лице Комитета обязан был рассмотреть письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления в течение 30 дней обеспечить его объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение, а также принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

На момент обращения истца с иском в суд предусмотренные законодателем обязанности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по обращению родителей (законных представителей) ребёнка по разрешению вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, административным ответчиком исполнены не были.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона, административный ответчик обязан был принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребенка административного истца. Суд находит доказанными обстоятельства соблюдения административным истцом необходимых условий для получения места в детском саду (возраст ребенка более двух месяцев, обращение административного истца к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в ДОУ на территории ...). Административный ответчик был обязан обеспечить ребенка административного истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в том числе ином, а не только из числа детских садов, где ребенок поставлен на учет.

Не предоставление ребёнку истца места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более года.

Необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ ...-П от ДД.ММ.ГГГГ В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Являются обоснованными требования истца о предоставлении места ребенку в муниципальном дошкольном учреждении с учетом территориальной доступности, под которой понимается разумная географическая доступность.

Возражения административного ответчика не могут приниматься во внимание судом, так как, законодательство РФ не предусматривает норм, что ограничивали бы права детей на получение доступного бесплатного дошкольного образования при наличии определенных обстоятельств, таких как: наличие очередности, нахождение в очереди впереди ребенка истца других детей и т.п.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.

Доводы административного ответчика о невозможности удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу недопустимости нарушения установленных норм СанПиН, так как все МДОУ города Улан-Удэ укомплектованы, суд находит несостоятельными, поскольку, суд не ограничивает способ исполнения ответчиком обязанности по предоставлению ребенку административного истца места в МДОУ в виде предоставления места в избранных родителем дошкольных учреждений, такое место может быть предоставлено во вновь построенных, приобретенных, или же реконструируемых дошкольных учреждениях, и иным способом с соблюдением действующих санитарных норм и правил, а также с соблюдением территориальной доступности.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Капустиной К.Н. в интересах несовершеннолетнего Капустина В.Е. удовлетворить.

Признать незаконными действия административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка Капустина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить ребенку Капустина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом разумной территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года.

Судья А.В. Наумова

2а-1588/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Капустина Ксения Николаевна
Ответчики
МКУ" Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Другие
Утенкова Раиса Николаевна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Подготовка дела (собеседование)
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Судебное заседание
01.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее