Дело №2-6051/2024
УИД 03RS0017-01-2024-006908-61
Категория № 2.126
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2024 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гамовой И.А., при секретаре Соколовой К.А., с участием истца Янгирова Р.Р., представителя ООО «УК «Лазурная» по доверенности Барышева С.И., МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения» администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по доверенности Рахимовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя Совета дома МКД <адрес> Янгирова ФИО6 к ООО «УК «Лазурная», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения» администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании переместить контейнеры для твердых коммунальных отходов, провести собрание собственников, произвести благоустройство придомовой территории, об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец председатель Совета дома МКДг. <адрес> Янгиров Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением к МКУ «УЖКХ» администрации ГО г. Стерлитамак РБ, ООО УК «Лазурная» об обязании переместить контейнеры для твердых коммунальных отходов, провести собрание собственников, об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и возмещении судебных расходов.
Свои требования мотивирует те, что 23.05.2024г. контейнеры д. <адрес> были перемещены сотрудниками ООО УК «Лазурная» на расстояние 5 м от детской игровой площадки д.д. <адрес>, что нарушает права жильцов этих домов на благоприятную окружающую среду. Расстояние от контейнерной площадки до <адрес> превышает 100 м, Место установки не имеет твердое ( асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1м. Все это является нарушением требования СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021г. Прокуратурой г. Стерлитамак РБ было вынесено представление об устранении нарушений. В настоящее время у шестиподъездного № имеется 2 контейнера для складирования ТКО, у двухподъездного № также имеется 2 контейнера. В октябре 2023 года контейнеры были перенесены на придомовую территорию <адрес>. Однако обустройство места для контейнеров требует материальных затрат, поэтому до настоящего времени не принято. Истец неоднократно обращался к ответчикам с требованием об обустройстве места складирования ТКО <адрес> на придомовой территории указанного дома, однако его требования оставлены без удовлетворения. Также истец обращался в Роспотребнадзор, которое вынесло предостережение ответчикам, а также в прокуратуру г. Стерлитамак, которое выдало предписание об устранении нарушений.
Истец председатель Совета дома МКД г. Стерлитамак, <адрес> Янгиров Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО УК «Лазурная» Барышев С.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель МКУ «УЖКХ» администрации ГО г. Стерлитамак РБ Рахимова Г.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Представители третьих лиц ООО РО «Эко-Сити», ООО «БашРТС», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Башкортостан в г. Стерлитамаке на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части в силу следующего.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федеральной закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22, 39 Федерального закона № 52-ФЗ п. ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее Правила №1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 Правил №1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее заявка).
В силу п. 6, 7 Правил №1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3, 8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан -ПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКС) с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее метра.Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ с 01.01.2019 органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКС), за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно п. 1.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что администрацией ГО г. Стерлитамак РБ 26.12.2023 г. в адрес ООО УК «Лазурная» было направлено письмо № 04-2993 о согласовании места расположения контейнерной площадки согласно схеме инженерных сетей по адресу <адрес> на муниципальной территории, необходимости обустройства контейнерной площадки жилого <адрес>, согласно нормам СанПиН 2.1.3684-2.
Из пояснений истца, фотоматериалов, представленных в дело, которые не оспариваются ответчиками, следует, что контейнеры для сбора 23.05.2024г. твердых коммунальных отходов <адрес> были перемещены сотрудниками ООО УК «Лазурная» на расстояние 5 м от детской игровой площадки д<адрес> по <адрес>. Расстояние от контейнерной площадки до <адрес> превышает 100 м, Место установки не имеет твердое ( асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1м.
Территориальный отделом Роспотребнадзора в г. Стерлитамак, Аургазинском, гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах в отношении ОО УК «Лазурная» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований.
Прокуратурой г. Стерлитамак РБ в рамках рассмотрения обращения Янгирова Р.Р. о нарушении санитарных норм при установке контейнеров для сбора твердых бытовых отходов по <адрес> были выявлены факты нарушения обязательных требований, в связи с чем начальнику МКУ УЖКХ было выдано предписание № от 22.02.2024г. с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений.
Также прокуратурой г. Стерлитамак РБ было вынесено представление в адрес главы администрации ГО г. Стерлитамак № от 17.05.2024г. из которого следует, об устранении нарушения законодательства. Согласно ответу администрации ГО г. Стерлитамак от 13.06.2024г. обустройство контейнерной площадки на территории многоквартирного <адрес> технически не представляется возможным. С учетом застройки микрорайона и расположенных по соседству домов, площадь многоквартирного <адрес> не позволяет обустроить в его границах площадку для накопления ТКО с соблюдением СанПиН 2.1.3684-21. В связи с чем по согласованию с ООО «БашРТС» было согласовано место под установку контейнерной площадки для жилого <адрес> между <адрес> на муниципальной территории согласно схеме инженерных сетей.
Истец также 24.05.2024г. обращался в адрес ответчиков с претензией о перемещении контейнеров для сбора ТКО, принадлежащих дому <адрес> на придомовую территорию этого дома. Претензия истца оставлена без удовлетворения.
Согласно ответу, предоставленному Министерством земельных и имущественных отношений от 16.07.2024г. размещение КПН ТКО на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> неправомочно без принятого решения общего собрания всех собственников помещений в МКД поскольку земельный участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений, у муниципального образования отсутствует право распоряжения данным участком.
Согласно заключению Территориального отдела Роспотребнадзора в г. Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах от 31.10.2024 года контейнерную площадку возможно установить с западной стороны <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21: расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых площадок должно быть не менее 20 метров.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Изучив представленные доказательства суд приходит к выводу, что контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов возможно установить с западной стороны <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Порядок проведения общего собрания собственников жилья регулируется положениями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. 2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
Истцом не представлено доказательств невозможности проведения общего собрания собственников помещений для решения вопроса об обустройстве контейнерной площадки на придомовой территории <адрес>, в связи с чем требования истца о возложении обязанности провести собрание собственников удовлетворению не подлежит.
Суд приходит к выводу, что перемещение контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов и размещение ее с западной стороны <адрес> РБ на расстоянии не менее 20 м. до многоэтажных жилых домов, детских игровых площадок является разумным и целесообразным.
Учитывая необходимость возведения твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, строительство ограждения зоны накопления мусора с 3 сторон от жилой зоны, зимний период, суд в соответствии со ст. 204 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения суда в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Разрешая ходатайство представителя ответчика МКУ УЖКХ Рахимовой Г.Р. о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности суд исходит из следующего.
Обращаясь в суд с исковым требованием Янгиров Р.Р. защищает свое личное неимущественное право- право каждого человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Учитывая изложенное, суд считает, что ходатайство представителя ответчика МКУ УЖКХ не соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом Янгировым Р.Р. при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в общей сумме 300 рублей.
В связи с удовлетворением иска, следует взыскать с ответчика ООО УК «Лазурная» в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования председателя Совета дома МКД <адрес> Янгирова ФИО7 к ООО «УК «Лазурная», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения» администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании переместить контейнеры для твердых коммунальных отходов, провести собрание собственников, произвести благоустройство придомовой территории, об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и возмещении судебных расходов – удовлетворить частично.
Обязать ООО «УК «Лазурная» перенести контейнерную площадку для твердых коммунальных отходов и установить с западной стороны <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 на расстояние не менее 20 метров до многоквартирных жилых домов, детских игровых площадок в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «УК «Лазурная» (ИНН 0268071407) в пользу Янгирова ФИО8 (паспорт №) расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.А. Гамова
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2024г.