дело № 2-1522/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Великий Новгород |
20 марта 2019 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,
представителя истца – Администрации Великого Новгорода – Корбан Е.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – прокурора города Великого Новгорода Новгородской области – помощника прокурора города Великого Новгорода Новгородской области Ивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилась Администрация Великого Новгорода с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об уменьшении исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что решением Новгородского районного суда Новгородской области, вынесенным по делу № 2-43118/2018, на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность по предоставлению Малышеву С.А. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке во внеочередном порядке по договору социального найма в границах Великого Новгорода по установленной норме предоставления жилого помещения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 12 декабря 2018 года судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области постановил возбудить исполнительное производство № 29881/18/53025-ИП в отношении Администрации Великого Новгорода. Постановлением судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 28 декабря 2018 года по исполнительному производству № 29881/18/53025-ИП судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области Никифорова Е,А, постановила взыскать с Администрации Великого Новгорода исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Администрация Великого Новгорода просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением от 28 декабря 2018 года судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. по исполнительному производству № 29881/18/53025-ИП на 12 500 рублей.
Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Малышев С,А,, прокурор города Великого Новгорода Новгородской области.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск по изложенным в нем основаниям. Прокурор полагал иск не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований для снижения размера исполнительского сбора.
Руководствуясь статьей 167 ГПК Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца, прокурора, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3); должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6); суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7); при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом; в этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9).
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от 12 декабря 2018 года на основании исполнительного листа от 3 декабря 2018 года по делу № 2-4311/2018, выданного Новгородским районным судом, возбуждено исполнительное производство № 29881/18/53025-ИП в отношении Администрации Великого Новгорода; предмет исполнения: обязанность по предоставлению Малышеву С.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах Великого Новгорода на семью из одного человека по норме предоставления площади жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от 28 декабря 2018 года № 53025/18/133240 в связи с неисполнением Администрацией Великого Новгорода исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Великого Новгорода взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Постановление о взыскании исполнительского сбора в установленном порядке не обжаловалось.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности – во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Принимая во внимание, что Администрацией Великого Новгорода принимаются возможные меры к исполнению судебного решения (переговоры с органами государственной власти Новгородской области о предоставлении соответствующих субвенций), при том что в бюджете Великого Новгорода не предусмотрены средства, необходимые для исполнения всех судебных решений по обязанию Администрации Великого Новгорода совершить определенные действия, в том числе по предоставлению гражданам жилых помещений, а ответчиками не оспорены доводы истца, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на максимально возможную по закону величину – одну четверть от установленного размера, т.е. с 50 000 руб. до 37 500 руб.
Таким образом исковое заявление Администрации Великого Новгорода подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
Иск Администрации Великого Новгорода удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 28 декабря 2018 года № 53025/18/133240 в рамках исполнительного производства № 29881/18/53025-ИП, на одну четверть, установив размер исполнительского сбора в 37 500 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 20 марта 2019 года.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области |
И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 20 марта 2019 года.