Судья Аверинова А.Д. Дело № 33а-3243/2019 г.
2а-4857/13-2019
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Шуваевой Е.И.,
судей – Ягерь Е.А., Курочкиной И.А.,
при секретаре Русак С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2019 года административное дело по административному иску Рышковой Анастасии Вячеславовны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 к комитету образования г.Курска, администрации г.Курска об оспаривании бездействия, поступившее с апелляционной жалобой Рышковой А.В. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 10 июля 2019 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав административного истца Рышкову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административного ответчика Комитета образования администрации г.Курска по доверенности – Якубовича А.М., представителя заинтересованного лица Администрации г.Курска по доверенности – Комягиной А.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
дочь Рышковой А.В. – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на предоставление места в муниципальных дошкольных учреждениях: с 21 апреля 2017 г. в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №10» и с 18 апреля 2018 года в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №135».
На обращения административного истца Комитетом образования города Курска по поручению Комитета образования и науки Курской области 14 мая 2019 г. дан ответ о возможности обеспечения ее дочери местом в указанных детских садах в мае 2020 года, и предложены иные МБДОУ, расположенные в другом районе города.
Рышкова А.В., ссылалась на то, что ее дочь с момента регистрации в очереди не устроена в детский сад, а ответы административных ответчиков, данные на ее обращения, не решили проблему, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав ее ребенка на получение дошкольного образования.
Заявление мотивировано тем, что она, как одинокий родитель, является первоочередником, находится в трудной жизненной ситуации, невозможность устройства ребенка в детский сад, расположенный в непосредственной близости от места жительства, препятствует ей в трудоустройстве.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Рышкова А.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г.Курска по доверенности – Гранкина О.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица – Комитета образования и науки Курской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административные исковые требования Рышковой А.В., не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками незаконного бездействия не допущено, право несовершеннолетней ФИО1 на доступное и бесплатное дошкольное образование не нарушено, непредоставление места в заявленных административным истцом дошкольных образовательных учреждениях обусловлено отсутствием в них свободных мест и наличием очередности.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами районного суда в связи со следующим.
Согласно п.13 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.п. 1 и 6 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Согласно ч.1 ст.55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
В соответствии со ст.67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293.
Во исполнение пункта 12 статьи 14 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации г.Курска №2095 от 09.08.2017 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».
Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
К юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Как следует из материалов дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются мать - Рышкова А.В., в графе отец - прочерк.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с Рышковой А.В. (мать), Рышковой И.Ф. (бабушка) и Рышковым В.М. (дедушка).
18 апреля 2017 года Рышкова А.В. обратилась в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 135» с заявлением, в котором просила поставить на учет для зачисления свою дочь - ФИО1, указав льготную категорию - одинокий работающий родитель.
ФИО1 зарегистрирована в журнале учета очередностей на зачисление детей в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №135» (регистрационный номер №43).
21 апреля 2017 года Рышкова А.В. обратилась в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10» г.Курска с заявлением, в котором просила поставить на учет для зачисления свою дочь - ФИО1 (регистрационный номер № 41).
18 марта 2019 года Рышкова А.В. обратилась на имя и.о. председателя комитета образования и науки Курской области с ходатайством, в котором просила рассмотреть и предоставить ее дочери место в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 135» либо в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10», поскольку она является марью-одиночкой, одна воспитывает малолетнюю дочь, материальной помощи от государства не получает, никаких доходов не имеет, является единственным кормильцев в семье.
Данное обращение комитетом образования и науки Курской области было направлено для рассмотрения в комитет образования г.Курска, что подтверждено сопроводительным письмом от 24.04.2019 г. № 08.1-07-02/4141.
Согласно ответу от 15.05.2019 года № 3574/04.1.01-16 перед ФИО1 зарегистрированы дети, имеющие право на первоочередное и внеочередное зачисление, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10» г. Курска и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №135» г. Курска соответственно 14 и 11 человек. Указал о невозможности в настоящее время решить вопрос о зачислении ее дочери, т.к. отсутствуют свободные места в группах детей данного возраста в указанных дошкольных образовательных учреждениях. Сообщено, что на заседании комиссии по комплектованию детей муниципальных образовательных учреждений города Курска 16.05.2019 г. принято решение рассмотреть вопрос в мае 2020 года при комплектовании групп детьми данного возраста. Решить вопрос обеспечения местом ФИО1 в ближайшее время можно после регистрации ребенка в качестве нуждающейся в МБДОУ № 81 (ул.Серегина, д. 19а).
Кроме того, на обращение начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курской области Темираевой С.А., комитетом образования г. Курска 08.05.2019 г. за № 3446/04.1.01-16 Рышковой А.В. был дан ответ, согласно которому перед ФИО1 зарегистрированы дети, имеющие право на первоочередное и внеочередное зачисление, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Курска и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 135» г. Курска соответственно 14 и 11 человек. Указал о невозможности в настоящее время решить вопрос о зачислении ее дочери, т.к. группы детей 2017 года рождения не комплектуются. Сообщено, что решить вопрос об обеспечении местом возможно в мае 2020 года при комплектовании групп детьми данного возраста. Дополнительно сообщено, что решить вопрос обеспечения местом ФИО1 в ближайшее время можно после регистрации ребенка в качестве нуждающейся в одном из семи дошкольных учреждений: МБДОУ №70 (г.Курск, ул.Энергетиков, д.3а), МБДОУ №81 (г.Курск, ул.Серегина, 19а), МБДОУ №91 (г.Курск, ул.Энергетиков, д.9а), МБДОУ №92 (г. Курск, ул.Кулакова, 3б), МБДОУ №93 (г. Курск, ул.Резиновая,26), МБДОУ №113 (г.Курск, ул.Черняховского, д.26) и МБДОУ №127 (г.Курск, пер.Элеваторный, д.7).
На обращение, поступившее из прокуратуры г. Курска, администрацией г.Курска 03.07.2019 года Рышковой А.В. был дан ответ за №04.03/228, согласно которому ФИО1 зарегистрирована в качестве нуждающихся в обеспечении местом в детских садах: №10 - 21.04.2017 года под номером 41 (на сегодня №10), до нее в очереди зарегистрирован один ребенок, имеющий право на внеочередное и первоочередное зачисление в ДОУ; №135 - 18.04.2017 года под №43 (на сегодня №13), до нее в очереди зарегистрирован двое детей, имеющий право на внеочередное и первоочередное зачисление в ДОУ. Сообщено, что на заседании комиссии по комплектованию детей муниципальных образовательных учреждений города Курска 18.06.2019 года принято решение рассмотреть вопрос в мае 2020 года при комплектовании групп детьми данного возраста. Решить вопрос обеспечения местом ФИО1 в ближайшее время можно после регистрации ребенка в качестве нуждающейся в МБДОУ №128 (г.Курск, ул.Косухина, д.33).
Рышкова А.В. отказалась от зачисления ее дочери в МБДОУ №128, иные предложения устройства ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение ею также приняты не были.
При таком положении, с учетом вышеприведенных норм, вывод суда об отсутствии признаков незаконного бездействия со стороны административных ответчиков является верным. Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца. Кроме того, в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке административный истец подтвердила, что ее дочь 22 августа 2019 года зачислена МБДОУ №135.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не являются основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г.Курска от 10 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рышковой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи