Решение от 22.03.2023 по делу № 33-1707/2023 от 28.02.2023

Председательствующий: Ерофеева Н.А.                                             Дело № 33-1707/2023

             № 2-3720/2022

55RS0006-01-2022-005076-55

Апелляционное определение

город Омск                                              22 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Поповой Э.Н.,

при секретаре Шваб Э.Д.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ользаровича А.Д. – Митькина А.Н. на решение Советского районного суда г. Омска от 6 декабря 2022 года, которым постановлено:

       «Исковые требования Государственной жилищной инспекции О. области удовлетворить.

       Обязать Марчук Г. В., <...> года рождения (СНИЛС № <...>), Ользарович А. Д., <...> года рождения (СНИЛС № <...>) предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции О. области (ИНН № <...>) доступ для проведения обследования <...> многоквартирного <...> по проспекту Мира в городе Омске».

    Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия

    установила:

ГЖИ Омской области обратилась в суд с иском к Марчук Г.В., Ользаровичу А.Д. об обязании предоставить доступ для проведения обследования жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что в инспекцию поступило обращение по факту проведения самовольной перепланировки в <...> многоквартирном <...> по проспекту Мира в городе Омске. Согласно выписке из ЕГРН, собственниками квартиры являются ответчики. Государственным жилищным инспектором О. области предпринимались попытки провести обследование указанного жилого помещений на предмет его соответствия технической документации с указанием места и времени планируемого обследования, однако доступ в квартиру собственниками предоставлен не был.

Просили обязать ответчиков предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции О. области доступ для проведения обследования <...> многоквартирном <...> по проспекту Мира в городе Омске.

В судебном заседании представитель ГЖИ О. области - Куликов В.С. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Марчук Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Ответчик Ользарович А.Д. с исковыми требованиями не согласился, указал, что требования истца являются необоснованными.

Представитель ответчиков Митькин А.Н. (по доверенности) исковые требования не признал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Ользаровича А.Д. – Митькин А.Н. просит решение суда отменить. Указывает, что судом в решении не обозначены нормативно-правовые обоснования для обязания ответчиков предоставить доступ в жилое помещение. Судом при рассмотрении дела проигнорированы доводы ответчиков о том, что в спорном жилом помещении ранее действительно проводилась перепланировка, но она полностью согласована и узаконена. Кроме того, ответчики готовы были предоставить доступ в жилое помещение, однако иное время по предоставлению доступа в жилое помещение с ними не согласовывалось. Полагает, что заполнение актов проверки не в рукописном виде, а на компьютере, может свидетельствовать о том, что указанные акты составлялись не в ходе реального проведения проверки, а формально, без выезда на указанный объект. Судом оставлены без внимания доводы ответчиков о том, что истцом при осуществлении государственного контроля было допущено множество нарушений, а именно: не была подтверждена личность заявителя, заявитель не был предварительно допрошен, не была взята подписка за заведомо ложные показания, а также не были выполнены законодательно установленные обязательные требования по выявлению достоверности полученных от заявителя сведений.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно положениям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С этим связаны обязательные требования к порядку перевода жилого помещения в нежилое, переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, содержащиеся в главах 3 и 4 ЖК РФ.

В силу пп.1 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Согласно п. 1 ч. 1 указанного закона, под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 29 ЖК РФ, переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом, осуществляющим согласование на основании принятого им решения; собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с положениями ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч. 1).

Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 ЖК РФ возложена на собственника жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Марчук Г.В. и Ользарович А.Д. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Омск, <...> (л.д.30-31).

03.08.2022 г. в адрес Государственной жилищной инспекции О. области поступило обращение от Гаврилова В.В., являющегося собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, пом. 7/1П, о проверке законности проведенных работ по перепланировке и реконструкции <...> многоквартирном <...> по проспекту Мира в городе Омске (л.д.10).

Согласно распоряжениям № 150,151 от 23.08.2022 г. ГЖИ Омской области была назначена внеплановая проверка жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...> (л.д.16-17).

08.08.2022 г. в адрес Марчук Г.В. и Ользарович А.Д. направлено требование, в котором указана необходимость предоставить в принадлежащие ответчикам жилое помещение доступ должностным лицам Государственной жилищной инспекции 24.08.2022 с 14 часов до 17 часов 30 минут, в срок до 24.08.2022 представить копии технического паспорта, распоряжение органа местного самоуправления о согласовании перепланировки и (или) переустройства квартиры. В случае невозможности обеспечения доступа в жилое помещение указано на необходимость согласования с государственным жилищным инспектором иной даты до 24.08.2022 по телефонам, названным в требовании или по электронной почте. (л.д. 18-21).

Согласно отчета об отслеживании почтовой корреспонденции НПС, Марчук Г.В. получила указанное требование 15.08.2022 г. (л.д.23-25).

Ответчиками указанное требование исполнено не было.

12.08.2022 г. Ользарович А.Д. обратился в ГЖИ О. области с просьбой пояснить, чем обусловлен выбор организации «Национальная почтовая служба» с крайне неудобным для него способом доставки корреспонденции, просил и перенаправить копии документов на его электронную почту (л.д.104).

22.08.2022 г. и 01.09.2022 г. Ользаровичем А.Д. направлено заявление, в котором он просил предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, содержащимися в деле (л.д.106-109).

Ользарович А.Д. и Марчук Г.В. направили в адрес ГЖИ О. области письмо, в котором сообщили, что проверка ранее уже проводилась, нарушений выявлено не было. Ользарович А.Д. предложил, в связи с его занятостью на работе, осуществить проверку в будние дни после 19 часов, либо в выходные (нерабочие) дни.

Согласно ответа на обращение от 29.08.2022 г. следует, что ГЖИ О. области направили Ользаровичу А.Д. требуемые документы по предоставленному ему адресу электронной почты, сообщение было получено и прочитано (л.д.110-111).

24.08.2022 г. начальником сектора надзора за соблюдением требований к жилым и нежилым помещениям ГЖИ О. области при выходе по адресу проживания ответчиков были составлен акты № <...> и № <...> о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием доступа в жилое помещение (л.д.28-29).

Установив указанные обстоятельства, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчиков предоставить доступ в принадлежащее им жилое помещение.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку в рамках возложенных полномочий Государственная жилищная инспекция О. области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации. В данном случае, проверочные мероприятия направлены на установление, либо отсутствие факта выполнения перепланировки или реконструкции в квартире ответчиков с целью дальнейшего анализа состояния жилого помещения после проведения работ.

В апелляционной жалобе представитель Ользаровича А.Д. – Митькин А.Н. указывает, что судом в решении не обозначены нормативно-правовые обоснования для обязания ответчиков предоставить доступ в жилое помещение.

Судебная коллегия указанный довод жалобы отклоняет, исходя из следующего.

Государственная жилищная инспекция Омской области является уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением порядка переустройства и перепланировки помещений в жилых домах на территории Омской области в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 г. №2.

Согласно пп.1 п. 8 Положения, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор), предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Согласно пп.1,2,7 п. 11 Положения, инспекция для осуществления своих функций имеет право:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 8 настоящего Положения;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Инспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, помещения, сооружения, территории, включая земельные участки, оборудование, устройства, предметы, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- обращаться в суд с заявлениями в том числе о понуждении к исполнению предписания.

Указанное свидетельствует, что Госжилинспекция Омской области в рамках, возложенных на нее полномочий имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки в целях осуществления функций по контролю за использованием и содержанием жилищного фонда и по пресечению правонарушений, на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации.

Довод жалобы, что судом при рассмотрении дела проигнорированы пояснения ответчиков о том, что в спорном жилом помещении ранее действительно проводилась перепланировка, но она полностью согласована, также подлежит отклонению, как несостоятельный.

Согласно материалам дела, Администрацией САО г. Омска от 31.10.2014 г. было выдано распоряжение № 575 о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...> (л.д.93).

Однако данная проверка была инициирована не на основании перепланировки 2014 г., а ввиду обращения 03.08.2022 г. в адрес Государственной жилищной инспекции Омской области от Гаврилова В.В.

Доступ в жилое помещение необходим для проведения проверки соответствия жилого помещения технической документации в настоящее время.

Государственный жилищный надзор представляет собой публично-правовую функцию, осуществляемую в том числе в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, связанных с обеспечением сохранности и безопасной эксплуатации жилищного фонда, соблюдения обязательных требований к использованию и содержанию помещений в многоквартирном доме и общего имущества в таком доме.

В связи с этим обращения конкретных заявителей о нарушении их прав и законных интересов в контролируемой сфере предусмотрены законом в качестве оснований для проведения внеплановой проверки.

Ссылка ответчиков на голословность заявления Гаврилова В.В. сама по себе не влечет за собой оснований для признания требований Госжилинспекции об обязании предоставления доступа в жилое помещение незаконным.

В свою очередь Госжилинспекция в пределах предоставленных ей прав и полномочий, обязана осуществить проверку на предмет правомерности изложенных в заявлении доводов, соответственно провести обследование помещения ответчиков, тогда как совершение ответчиком действий по не предоставлению доступа в принадлежащее им помещение, препятствует исполнению истцом обязанности по проведению обследования жилого помещения.

Доводы жалобы, что заполнение актов проверки не в рукописном виде, а на компьютере, не могут свидетельствовать о том, что указанные акты составлялись не в ходе реального проведения проверки, а формально, без выезда на указанный объект, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не содержит требований к заполнению актов проверки именно в рукописном виде.

Довод о том, что ответчики готовы были предоставить доступ в жилое помещение, однако иное время по предоставлению доступа в жилое помещение с ними не согласовывалось, является несостоятельным, поскольку до настоящего времени ответчиками не предоставлен доступ сотрудникам ГЖИ Омской области в жилое помещение для проведения проверки.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не опровергают выводов судебного решения, не содержат оснований и обстоятельств, которые бы не были предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

    ░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.03.2023░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1707/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная жилищная испекция Омской области
Ответчики
Ользарович Алексей Дмитриевич
Марчук Галина Викторовна
Другие
Митькин Александр Николаевич (представитель ответчика Ользарович А.Д.)
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
28.02.2023Передача дела судье
22.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2023Передано в экспедицию
22.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее